Приверженцами интеллектуализма считал он и посткантовских философов, усматривая в гегелевском
панлогизме одного из основных своих противников: лучше всего об этом свидетельствует, пожалуй (помимо самой бергсоновской концепции), сказанная им однажды фраза: «Нужно философствовать о конкретных фактах, а не об идеях».
Гегелевский идеалистический
панлогизм сменился идеалистическим же позитивизмом.
Надо сказать, что это в значительной степени снимает проблемы, свойственные гегелевскому
панлогизму, но порождает новые.
Второй путь преодоления диалектики романтизма заключался, казалось бы, совсем в обратном: вместо гегелевского
панлогизма, подчинившего себе весь мир, постулировался прежде всего реальный мир, подчиняющий себе человека.
И, может быть, никогда это не обнаруживалось с такой очевидностью, как в новейшее время, когда, при оглушительных аплодисментах всего цивилизованного мира, провозгласил своё право на господство
панлогизм или даже – sit venia verbo – панэпистемизм.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: спецвагон — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Гегелевский
панлогизм есть вместе с тем и самый радикальный имманентизм, какой только знает история мысли, ибо в нём человеческое мышление, пройдя очистительный «феноменологический» путь, становится уже не человеческим, а божественным, даже самим божеством.
Такое начало и открывает дорогу
панлогизму: реальный процесс не может происходить иначе, как в виде логического процесса, причём начало последнего – это абсолютное начало, порвавшее свои связи с конкретным.
Позиция, занятая этой философией, имеет глубокие теоретические и общекультурные основания: она обусловлена кризисом рационалистического миропонимания (в той его форме, которая достигла предельного развития в гегелевском
панлогизме), осознанием недостаточности как сугубо рационалистических, так и позитивистских, механистических способов философского исследования.