Философия
витализма критикуется через обнаружение логической ошибки в аргументе о неспособности механики объяснить некоторые явления природы, который служит исходной посылкой для всей подобной философии (с. 630).
Это позволило отвергнуть так называемый
витализм, когда движущей силой живой материи объявлялась некоторая сверхъестественная сущность, не подчиняющаяся законам физики, химии, биологии.
Не ясно ли, что современный
витализм, анимизм тоже смешивает различные точки зрения: натуралиста и философа.
Основная идея
витализма заключается в наличии некой нефизической субстанции, которая делает живые объекты принципиально отличными от неживых.
Сторонник
витализма берёт некий мощный, но внешний аспект существования и объявляет его сутью и основой всего.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бесцеховой — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Подобное представление называется
витализмом и встречается в самых различных культурах.
Чтобы показать наследственность и исторические корни этих технологий, описано развитие нетрадиционных работ в контексте
витализма, радионики, теории биорезонансов и других западных течений XIX–XX веков.
Но хотя
витализм интуитивно и понятен, он всё-таки совершенно неверен.
Скорее всего, представление об опровержении
витализма его экспериментами возникло позже, в комментариях других учёных.
Однако оставим в стороне споры историков – ведь для отказа от учения
витализма можно найти причины и получше.
Говоря без обиняков,
витализм отвечает на вопрос о природе жизни весьма уклончиво.
Вообще-то
витализм и спонтанное зарождение противоречат друг другу.
Его красочные пейзажи, как и монохромные рисунки тушью со стихотворными подписями, отличаются редкостным
витализмом.
В качестве иллюстрации архаичного мировоззрения стоит рассмотреть появление представлений о жизненной силе, далее воплотившихся в донаучном
витализме.
К древнему
витализму близки более сложные представления о душе, связанные с верой в загробное существование.
Роковой ошибкой
витализма было воспринимать недостаток воображения как указующую неизбежность.
Промывать населению глобуса мозги, вымывать из них мировоззренческие флогистоны и
витализмы прошлого двадцатого века.
Концепция
витализма декларирует, что живая система, помимо материальных частиц, обладает ещё каким-либо фактором нематериальной природы.
Однако же поколебать позиции
витализма оказалось непросто.
Вторая дама была полной ей противоположностью – пышна, румяна и в совершенстве подходила на зримую роль доказательства сторонников теории
витализма.
Многократно похороненный за последние столетия
витализм оказался исключительно живучим.
Непознаваемый до конца
витализм экосистемы, её ситуативность, непредсказуемость взаимодействия социальных и биотических организаций и его результатов приводят к кульминационному состоянию динамического равновесия как наиболее оптимальному результату эволюционного развития, нарушение которого может иметь следствием лишь деградацию экосистемы.
Холистический подход в применении к биологическим объектам – основа
витализма.
Хотя официальная наука давно поставила перед
витализмом высокий шлагбаум, его сторонники настойчиво будоражат общественное мнение, часто спекулируя на сложности самого понятия «жизнь» и обилии нерешённых биологических проблем.
На основе различных течений
витализма возникла виталистическая линия нетрадиционных технологий, которая относит все явления к психическим способностям операторов и некой «жизненной» энергии, присущей только живым организмам.
Нет, всё-таки
витализм помогает.
Но
витализм постепенно вытеснялся «механистической теорией», согласно которой человеческое тело скорее машина (хотя и очень сложная), которая подчиняется тем же основным законам, что и маятники или паровые двигатели.
Понять, почему
витализм так очаровывает, довольно легко.
Поразительно, но
витализм пробрался и в научную фантастику.
Как в дореволюционной, так и в советской традиции взгляды народа на власть, отношение к ней определялись взглядами на стратегию и тактику
витализма – выживания конкретной личности и его близких в условиях, когда «в жерновах „государственной необходимости“ перемалывались целые социальные группы».
Расцвет философии
витализма пришёлся на XIX в.
Сейчас
витализм в научных кругах не рассматривается.
Наука о жизни сумела преодолеть близорукость
витализма благодаря тому, что сосредоточилась на практическом прогрессе, то есть сделала упор на «настоящие проблемы» того, что означает быть живым.
Однако в течение сорока лет
витализм всё более и более дискредитировался, жизненная сила была отброшена как лишняя priooipium oxprvsoivum или as^Ium ixuorautiao, а механистический способ объяснения, стремящийся полностью растворить жизненный процесс в физических и химических процессах и, в свою очередь, составить его из них, достиг значительных успехов.
– Субъект неизбежно с первого взгляда ощущает, что патине не хватает
витализма.
– Вне всяких сомнений, субъект ощущает в патине нехватку
витализма.
Химерная концепция, вползающая на место истины, заключается в насаждении
витализма и материализма, в идее и представлении о том, что «здоровье», «благополучие», «счастье» и т. п. можно свести к нескольким «факторам» или «элементам» – принципам, жидкостям, секретам, продуктам, – то есть материальным предметам, которые можно измерить и взвесить, купить и продать.
К этим сочетаниям несочетаемого, характеризующим роман и футуристическую идеологию, следует также добавить ещё одну пару: шопенгауэровский пессимизм (а в более широком плане – страх перед неизбежным вырождением и надвигающейся энтропией, пронизывавший культуру рубежа веков) с одной стороны, и, с другой стороны, – агрессивный
витализм, экзальтация инстинкта, страстный, можно даже сказать – воинственно-животный оптимизм или «искусственный оптимизм», культивировавшиеся футуристами.
Психология, а вслед за ней и психотерапия, к сожалению, до сих пор в значительной степени поражены вирусом
витализма, от которого биология долго и безуспешно пыталась излечиться.
Этот план трансцендирует любой аспект
витализма и при этом оказывается совершенно необходим для жизни человека.
На мистических, идеалистических представлениях, объясняющих сущность жизни действием имеющихся в живом существе нематериальных, сверхъестественных, непознанных свойств и факторов, основан
витализм, который отрицает возможность возникновения жизни из неживой материи, т.е. живое возникает только из живого, которое существует в непроявленном виде в иных мирах.
Морализм безуспешно противостоял
витализму. Сделал всё, что мог: собрал школьную хрестоматию по литературе.
Витализм низвели до религии, до мира неосязаемого, навсегда изгнав его из владений серьёзных научных исследований.
Он противопоставляет им своеобразный
витализм и персонализм, анархическое принятие человека из плоти и крови, провозглашает его «не только прикладную» ценность, что, впрочем, является, по его христианскому убеждению, вкладом в западную культуру.
На самом деле в идее
витализма есть что-то крайне притягательное.
Если вы считаете, что у вас есть душа, которая состоит из некоторой таинственной “энергии” и покинет тело после смерти, то вы – сторонник
витализма.
Идея “спонтанного зарождения”, подобно идее
витализма, тоже распространена в различных культурах – например, в христианстве (“И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его”) или в китайских священных текстах.
Но лучшие известные цивилизации способы мышления изменились существенно в 21 веке, и культурные и передовые профессора двадцатилетней давности оказались дикарями в 21 веке точно так же, как дикарями в начале 20 веке оказались преподаватели теорий
витализма и флогистона.
Наконец, в физиологии даже более старая точка зрения, так называемый
витализм, предполагавший наличие особой жизненной силы в качестве причины целенаправленного развития и организации растительных и животных организмов, волей-неволей должна была признать, что развитие, рост, питание, размножение и размножение этих живых тел вряд ли может происходить иначе, чем с помощью невидимых движений мельчайших частей организма.
Такое научное течение в современной биологии называется
витализмом.