От реактивной оппозиции богословам надо было постепенно двигаться в направлении освоения новых
естественнонаучных знаний, чтобы видеть в них не враждебное отрицание веры, но её подтверждение.
Надо отдать должное классику диалектического материализма, – с точки зрения
естественнонаучных дисциплин, его формулировка точна, хотя исчерпывающей её не назовёшь.
Этой книге предшествовали публикации автора в научной и научно-популярной литературе, в т. ч. и в соавторстве со специалистами в области
естественнонаучных методов.
Она имеет свою специфику, не совпадающую с принципами и методами
естественнонаучного подхода, широко используемого в соматической медицине.
Но это индивидуальное не составляет или, по крайней мере, лишь в незначительной мере является предметом
естественнонаучного исследования.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кобылёнка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Я тренируюсь на своей жене, у которой нет
естественнонаучного образования.
Или это выбор, критерием которого является
естественнонаучная парадигма, или это выбор, базирующийся на экзистенциально-гуманистической теории, и критериях, располагающихся внутри субъекта в качестве ценностей и смыслов.
Поэтому методологию психиатрии следует рассматривать в контексте единства
естественнонаучных представлений и философско-онтологического осмысления проблем пациента с психическим расстройством как проблем человека.
Классическое
естественнонаучное направление утверждает, что психика познаваема, доступна объективному, научному познанию, но только опосредованно, через деятельность человека.
Зависимость нашей философии от западной до середины девятнадцатого века была иного качества, чем после появления
естественнонаучного мировоззрения.
Возникновение новой
естественнонаучной картины мира не могло не отразиться и на развитии социальной и гуманитарной проблематики.
Она представляет собой синтез современного
естественнонаучного, философского и искусствоведческого знания о человеке.
Между фундаментальной теорией
естественнонаучной психологии и её прикладным использованием лежит пропасть.
Важнейшие перемены в сознании ребёнка происходят на грани 6‐летнего возраста, а именно переход от магического к
естественнонаучному объяснению мира, разделение физического и психического и др.
Трудно считать, что доказательность такого рода построений менее убедительна и в меньшей степени надёжна для получения однозначного ответа, чем любое суждение из области
естественнонаучных дисциплин.
Перечисленные рамочные модели психиатрии в той или иной мере представляют классический способ познания,
естественнонаучную методологию медицины.
Однако есть феномены в нашей жизни, которые вообще не находят объяснения с
естественнонаучной точки зрения.
Сам автор в беседах и письмах к переводчикам неоднократно предупреждал, чтобы читатель не расценивал всё, что говорит герой книги, как отход от
естественнонаучной позиции самого́ автора.
Попытки объединить
естественнонаучный взгляд на человека со знаниями о его материальной и духовной культуре, языке далеко не случайны, они восходят к философским взглядам французских просветителей XVIII в.
Усилиями многих наук по проблеме человека накоплен огромный
естественнонаучный материал.
Происходила коллекция, вероятно, из
естественнонаучного музея и была достаточно значительной.
В соответствии с принципом первичности времени
естественнонаучный материализм превратил мир в природную материю, а человека – в одну из форм проявления этой материи.
Их ценность как инструмента познания никоим образом не может поэтому сравниться с
естественнонаучными понятиями.
Вспомним, как происходила
естественнонаучная революция и как из науки о душе рождалась научная психология.
Однако биологическая психиатрия не смогла доказать и обосновать объективность выделяемых ею симптомов, синдромов и психиатрических диагнозов, а также возможность распознания психических явлений, используя методы
естественнонаучного познания.
Эта же идеальная основа изучения эволюции и работы органов чувств и мозга в различных живых системах с целью познания закономерностей психического отражения являлась причиной того, что результаты выполненных в данной парадигме исследований были лишь развитием
естественнонаучных основ материалистической линии философии.
Для более глубокого понимания закономерностей формирования образов географического пространства большую ценность представляют исследования сенсорных системв рамках
естественнонаучного знания.
Поэтому в итоге позитивизм, пытаясь исправить положение в своих более поздних ипостасях, опроверг собственные фундаментальные тезисы и уступил место постпозитивизму, хотя вполне возможно, даже очевидно, что зрелые
естественнонаучные теории в физике, астрономии, биологии, химии, других науках получили своё современное зрелое оформление не без влияния позитивизма.
Экологизация дисциплин
естественнонаучного цикла будет способствовать сближению естественных и общественных наук.
Однако они имели сходство и с «абстрактным объективизмом», поскольку «пытались построить незыблемые
естественнонаучные законы языка, совершенно изьятые из какого бы то ни было индивидуального произвола говорящих» (277).
Философские и психологические исследования, осуществлявшиеся в русле феноменологии, экзистенциализма, антропологии, психоанализа, структурализма, постмодернизма, герменевтики, и
естественнонаучные открытия в физике, математике и биологии позволяют по-новому взглянуть на данную проблематику.
Превознося это мистическое существо и превращая его в своего рода божество, разукрашивая его всеми экстравагантными совершенствами и очищая от всякой грязи, выражая готовность всё пожертвовать на его алтарь, коллективизм сознательно стремится порвать все нити, связывающие социологическую и
естественнонаучную мысль.
Наконец, Морозов также критикует традиционную историю за её бессмысленность и неспособность и использовать
естественнонаучные методы познания.
Так, в официальной,
естественнонаучной психиатрии объектом является психика как продукт деятельности высокоорганизованной материи – головного мозга: предмет исследования – психические расстройства, обусловленные нарушением нейромедиаторного метаболизма.
Экзистенциальная психология занимает ключевое положение на стыке гуманитарного и
естественнонаучного аспектов человека, потому что она изучает сам переход от возможного через должное к императивному; далее реализация уже принятого решения может подчиняться каузальным закономерностям, описываемым традиционной психологией.
Третьим следствием эмпирической обусловленности психических проявлений является аналитичность господствующего ныне
естественнонаучного способа мышления.
Методологические «разломы» современной психологии во многом обусловлены изменением соотношения давно соперничающих в ней гуманитарной и
естественнонаучной традиций (в других терминах – объяснительной и понимающей психологии и др.), распространением методологического плюрализма и другими подобными явлениями.
Удивительно, что создать первое
естественнонаучное сообщество смог именно этот вечный бунтарь и бродяга, который умер нищим на дороге.
Один из главных путей построения единой и стройной системы психологического знания, подобной системам
естественнонаучного знания, видится в построении иерархической системы психологических категорий (Петровский, Ярошевский, 1998).
Целый ряд неблагополучных в когнитивном плане социогуманитарных дисциплин переживает настоящий бум, причём это происходит на фоне остановленных синхрофазотронов, заброшенных межпланетных станций, опустевших институтов
естественнонаучного профиля и других симптомов разрушения естественной науки, которая может похвастать и едиными парадигмами, и надёжным общеразделяемым знанием, и впечатляющими практическими успехами.
Проблема получила серьёзное
естественнонаучное обоснование.
Но если взглянуть шире – в силу нашей априорной сопричастности реальности, мы влияем на неё не только своей собственно физической деятельностью (к которой, конечно же, относятся и
естественнонаучные эксперименты), но и деятельностью духовной (или антидуховной).
Более поздние концепции, появившиеся в XIX веке, имели
естественнонаучный характер, поскольку основывались на появившихся к тому времени представлениях о локализации мозговых функций, физиологии и психологии функциональных нервных расстройств.
Дело в том, что отдельные частные факты он всегда связывал с основными закономерностями, с более общими законами природы, теоретически осмысливал их с точки зрения передовых
естественнонаучных идей.
Реальные училища давали
естественнонаучное образование.
Интеграция
естественнонаучных и технических дисциплин с общественными науками происходит на основе экологизации тех и других и отражает новое явление – гуманизацию естественных и технических наук.
Сюда же можно отнести и виды предметных экспертиз, которые не опираются на инструментальную базу и
естественнонаучные закономерности, однако тоже сфокусированы и требуют узкой специализации, например, медицинские экспертизы (экспертиза трудоспособности, профпригодности, годности к военной службе, судебно-психиатрическая), финансово-экономические экспертизы (аудит, экспертиза стоимости активов, экспертиза окупаемости проектов), правовые экспертизы законопроектов, нормативных документов и договоров и др.
По словам родителей, я не говорила до трёх лет, а когда подросла, была в числе детей, которые любят
естественнонаучные предметы.
Крепелин разделяет взгляд позитивистской психиатрии, у него даже есть
естественнонаучная концепция психических заболеваний.