Кроме того, в каждом языке есть служебные
морфемы – как, например, рассмотренное выше окончание -а или, скажем, союз и.
Безусловно, это далеко не все результативные
морфемы китайского языка, однако наиболее часто встречающиеся мы перечислили.
В словах русский, белорусский согласные сс принадлежат разным
морфемам – корню и суффиксу.
Поэтому учебник специально обращает внимание на достижения культуральных исследований XIX–XX вв., выводящих на построения когерентной теории динамики культурных
морфем.
Овладение первичными формами абстракции происходит тогда, когда ребёнок обнаруживает в слове отдельные грамматические элементы, понимает лексическое и грамматическое значение отдельных
морфем, но не вычленяет их.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: водяника — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Учащиеся с дизорфографией не выделяют и не определяют лексическое значение и звуковое сходство и/или различие
морфем в составе родственных слов, не определяют, как образуются многосложные слова.
Но всё же замечательно, что для данного корня маленький ребёнок в один миг отыскал в своём арсенале разнообразных
морфем именно ту, которая в данном случае наиболее пригодна.
Помнится, хонди утверждали, что универсальный язык межрасового общения был создан на основе
морфем древнейшей цивилизации.
Сформированность сенсорно-перцептивного уровня речевого восприятия является важнейшей предпосылкой усвоения языковых обобщений, необходимых для овладения орфограммами (проверка написания безударных гласных в корне также предполагает одновременное сопоставление корневых
морфем проверочного и проверяемого слов).
Но постоянный буквенный состав
морфем соответствует их постоянному фонемному составу.
Как известно, язык – это знаковая система, причём минимальными значащими единицами являются
морфемы – приставки, корни, суффиксы, окончания.
Но аналогия – это дело вкуса, и потому она не даёт основание научного выделения коррелятивной
морфемы.
Одни специалисты считают, что словообразование – это раздел лексикологии, поскольку в языке словообразование является главным путём пополнения лексического состава языка, а словообразовательные
морфемы входят в состав основы слова, оформляющей лексическое значение [Левковская 1962:32].
Всё связано одно с другим и с изначальными значениями
морфем.
Каждая из этих
морфем может состраиваться с основой или, наоборот, отбрасываться, образуя новое значение слова.
Сочетания сч, зч, шч, жч, стч, здч, обозначающие долгий мягкий шипящий звук [ш’], пишутся на стыке двух
морфем: на стыке корня и суффикса (объездчик, рассказчик); на стыке приставки и корня (считать, бесчестный).
Во-вторых, согласные звуки, стоящие на стыке
морфем влияют друг на друга: оглушаются, озвончаются, смягчаются.
Уровень развития мыслительных процессов к началу школьного обучения влияет на операции восприятия в целом: его отдельные звенья начинают осознаваться (например, выделение
морфем).
Функция звуков сводится к формированию и различению
морфем – значимых частей слов, и самих слов.
Каждая
морфема состоит из звуков с особой смыслоразличительной функцией, которые мы называем фонемами.
Сравните, например, формы глагола в языке суахили: ninakupenda – ‘я тебя люблю’ (ni– ‘я’, -ku– ‘тебя’) и anawapenda – ‘он их любит’ (а– ‘он (человек)’, -wa– ‘они (люди)’) – или в чукотском языке: етык – ‘приходить’, мытъемык – ‘мы пришли’ (данное прошедшее время – аорист – в чукотском языке выражается нулём, а показателем первого лица множественного числа служит
морфема мыт-… -мык; -тык в етык является показателем инфинитива).
Слова состоят из значимых частей, которые называются
морфемами:приставки, корня, суффикса и окончания.
Сопоставимые
морфемы (или «изоморфемы») обычно обнаружить труднее, чем в случае тождественного художественного стиля.
Из множества примеров визуальных
морфем можно привести следующие: «The sea is an ocean, and si is a tone, as you can readily see» («Море – это океан, а си – это нота, как вам нетрудно понять»).
Уточнялась номенклатура аффиксальных
морфем.
Фонемы фонемных языков совмещают минимальность с точки зрения сегментации (в процессе функциональной сегментации мы доходим до фонем и дальше идти не можем) и минимальность с точки зрения конститутивности (одна фонема – необходимый и достаточный минимум для формирования экспонента
морфемы).
Преимущество лексикографического описания, построенного по принципу композициональности, состоит в следующем: оно позволяет описать значения жестовых
морфем, выявить разные смысловые связи семантических составляющих в пределах жеста и через них – связи данного жеста с другими.
Подобным образом, можно взять любое имя собственное, скомбинировать его с
морфемой подобного рода и получится новое, всем понятное без словаря слово.
Кроме них, среди производных топонимов находятся сложные (сложенные), состоящие из двух-трёх
морфем (наименьших единиц языка, имеющих некоторый смысл), выступающих в качестве основы топонима (Верхозерье, Ново-Барсуково).
Слоги (силлабемы) обладают минимальностью с точки зрения конститутивности (асиллабические, т. е. короче слога,
морфемы здесь запрещены), а инициали-финали – минимальностью с точки зрения сегментации (предел, которого достигает функциональная сегментация, принимающая во внимание морфологизованные чередования и подобные процессы, позволяющие провести границу между начальным согласным, реже кластером, и остальной частью слога, взятой как целое, т. е. финалью).
Экспериментальные данные показывают, что наша зрительная система очень быстро и абсолютно бессознательно отсекает
морфемы слов.
Понятие
морфемы оказалось совместимо со словоцентризмом: в таком случае она рассматривается как минимальная значимая часть слова.
Но и на это у нас найдутся примеры сходных
морфем!
Примечательно, что эффект прайминга зависит не только от зрительного сходства: слова, которые выглядят совершенно по-разному, но имеют общую
морфему, например «мог» и «может», ускоряют распознавание друг друга, в то время как похожие, но не имеющие тесной морфологической связи, например «аспирант» и «аспирин», – нет.
Иными словами, сумма окружений показателей множественного числа в английском языке– en и – s не должна быть больше, чем окружение нулевой
морфемы, выражающей единственное число.
Автор ничего не говорит о том, какие из отмеченных тестов являются достаточными для определения активности
морфемы, а которые из них носят вспомогательный, контрольный характер.
Человек не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает
морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний).
При этом творчестве он для данного семазиологического представления создаёт слово по типу имеющегося обозначения в родном языке с помощью соответствующих
морфем (корней, суффиксов, префиксов) языка изучаемого.
Это смешанная «морфосиллабическая» система, где одни символы передают
морфемы слов, а другие – их произношение.
Эти сочетания форм и ощущений, соединения
морфем и фонем возвращались теперь, как алгебраические формулы школьных дней, когда-то бессмысленно заученные наизусть и навсегда отложившиеся в мозгу, хотя к чему их можно было бы теперь применить, зачем они вообще существуют – давным-давно накрепко забыто.
Механизм лексикализации частотных, повторяемых суффиксов был освоен русским языковым сознанием ещё в начале XIX в.: «
морфема становится легко вычленимой, прямым носителем не только абстрактного, аналитически познаваемого, грамматического значения, но и более конкретного, “лексического”» [Сорокин 1965: 256].
Выделите
морфемы в словах. Подберите проверочные слова для написания непроизносимых согласных.
Однако значения, которыми потенциально обладают
морфемы, не служат и не могут служить для передачи информации.
Осмыслив информацию и вооружившись видением, можно приступать к поиску
морфем – подходящих по смыслу значимых частей будущего названия.
При этом одни лингвисты определяют
морфему как часть слова, а другие – независимо от слова, признавая тем самым возможность одноморфемных слов.
Сами же чередования принадлежат морфонологии– дисциплине, в которой рассматривается фонологическая структура
морфем и слов и их контекстно обусловленная вариативность.
Нет единого мнения при установлении статуса
морфем —ТИ, —ТЬ, —ЧЬ.
Термины, начинающиеся
морфемой изо-,означают линии на карте, соединяющие точки с одинаковым значением или с одинаковой степенью какого—либо явления: изобары– с одинаковым атмосферным давлением, изотермы– с одинаковой температурой, изонефы– с одинаковой облачностью, изобаты– с равными глубинами водоёмов, изоколы– линии равных искажений, возникающие на геграфической карте в силу особенности её проекций, и т. д. и т. п.; далее, уже без отношения к географической карте, изомеры –химические соединения, одинаковые по составу и молекулярной массе, и т. д. и т. п.
Среди
морфем выделяются словообразовательные(приставка, суффикс), служащие для образования новых слов, и словоизменительные (окончание, суффикс прошедшего времени глаголов– Л, суффиксы– ЕЕ, – ЕЙ, -ШЕ, при помощи которых образуется простая превосходная степень прилагательных и наречий), служащие для образования форм слова.