Одна из задач этой книги – раскрыть многомерность и внутреннюю связность
концептосферы, все элементы которой соотносятся и взаимодействуют друг с другом.
Разумеется, в этой книге очерчена только часть
концептосферы – первопонятия, которые мне представляются наиболее интересными, проблемными, харизматичными.
Вполне соглашаясь с этим заключением, я бы определил гипотетически объём
концептосферы, точнее, её смыслового ядра, числом 120–150 единиц.
Исследование произведений признанного мастера важно, на мой взгляд, для полноценного изучения
концептосферы русской культуры (в том числе, экранной), в которой зафиксировались результаты индивидуального опыта познания того или иного художника.
Характеризуя эссе как «познавательную» форму, реализующуюся за счёт «осмысления или переосмысления фактов, объектов и явлений культуры и социума», исследовательница говорит о том, что целью данного познавательного процесса является формирование
концептосферы – специфической области мыслительных образов, единиц универсального предметного кода, представляющих собой структурированное знание людей.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: уедать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Некоторые мотивы, формирующие поэтику и
концептосферу образа героя, сопровождают его уже с самого первого появления на страницах черновиков романа.
Теперь их контекстуальное употребление расширяется, что свидетельствует о пересмотре ценностных установок: языковая картина мира,
концептосфера языка отражает сознание и убеждение нации [2], то есть в данном случае можно говорить о лингвоантропологическом признаке трансформации восприятия обществом животного мира.
Автором работы показана обусловленность специфических черт употребления названных явлений сказочной
концептосферой, а специфики последней – явлениями социокультурного характера.
Возможно, подобное замечание и справедливо – с той только поправкой, что «философичной» придётся назвать саму поэтику современной арабской литературы, не смеющей порывать с оригинальной
концептосферой культуры.
По их мнению, есть, например концепт и слово «молодожёны», но нет слова «старожены», хотя «такой концепт в
концептосфере народа, несомненно, есть» (там же).
Тем не менее, в новом тысячелетии, когда пересматриваются многие философские понятия и идеи, когда возникают новые проблемные области и необходимость создания новой
концептосферы, возникает и необходимость осмыслить эмоциональный и чувственный опыт, связанный с музыкой и приобретающий в наши дни новое измерение.
Репрезентация
концептосферы базового концепта даётся через гротескное и саркастическое изображение предмета описания – советской бани.
Если попытаться создать модель структуры
концептосферы анализируемого рассказа, то можно увидеть, что ядро структуры – базовый концепт «баня».
Такая графическая абстрактно-логическая модель теории и практики коммуникации по своей сути представляет упрощённую
концептосферу коммуникологии.
Она включает в себя как составную часть медиастилистику, которая разрабатывает проблемы соотношения собственно лингвистических и экстралингвистических принципов при создании медиатекстов, специфики речевого развёртывания медиатекстов, предлагает их типологию с социальной, жанровой и интенционально-модальной точек зрения, описывает
концептосферу медиаречи, её семантико-стилистические особенности.
Поймём, как можно изучать
концептосферу и главное – зачем, и посмотрим на структуру концепта «бизнес» в среде российских предпринимателей.
Общепризнано, что
концептосферы разных народов могут иметь немало общего, однако в каждой национальной культуре есть неповторимые концепты, уникальный их набор.
Подходы в его изучении не являются взаимоисключающимися (культурологический, лингвистический, национально- специфичный), а поскольку концепт в сознании человека – образование ментальное, то его исследование – это поиск
концептосферы социума и, как следствие, выход на культуру.
Исследуя
концептосферу того или иного национального языка, мы можем судить о культуре нации, его нравственных законах, этических традициях, об отношении к другим народам, о духовных запросах, о веротерпимости, о понятиях правды и истины, чести и бесчестии, о материальных и духовных ценностях, о жизни и смерти.
Совокупность концептов образуют
концептосферу, зафиксированную в культурной памяти социума или индивида, составляющую основу национальной когнитивной базы, является источником концептов, ментальными проекциями которых в обычаях и традициях выступают символы и знаки.
Посему в
концептосфере сталкиваются всевозможные спекуляции, строятся дихотомии и отслеживаются бифуркации.
Концепт, разрабатываемый в традиционном литературоведении, очевидно, относится к беллетристике, как сфере журналистики, как раз и занимающейся формированием
концептосферы (системы ценностей) социума, а основой эссе выступает «мыслительная задача» (в терминах эвристики), или, если говорить точнее, ситуация экзистенциального выбора.