В то же время модным становился античный
атомизм, возвращённый из забвения новыми переводчиками.
Идея сохраняемости и абсолютности материи предопределила широкое распространение
атомизма во всех материалистических учениях.
Трактат довольно обширен по кругу затрагиваемых вопросов, но особое место в нём занимает космология, основанная на соображениях, которые ближе всего к классическому
атомизму.
Но победа передового
атомизма во всемирном масштабе не обошлась, как это случается в подобных ситуациях, без перегибов.
Так, он отрицал идеи эволюции в биологии, не согласующиеся с его пониманием развития, отвергал
атомизм, критиковал оптику, заново ввёл древнее учение о четырёх земных элементах (вода, воздух, огонь, земля).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подстегать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Такой вывод, однако, совсем не тривиален, поскольку он требует создания новой оптики в исследовании истории понятий и идей, которая фокусирует феномены в пространстве между глобальной историей одного понятия и
атомизмом локальных контекстов речевых действий.
Однако в XX и XXI столетиях такие отдельные позитивистские области и направления, как "теория суперструн", "м-теория" и квантовая физика в целом серьёзным образом релятивизировали безальтернативные и всеобъемлющие доктрины безапелляционного
атомизма, продекларировав о его одномерных и односторонних спекулятивных положениях, противоречащих фундаментальным принципам и глубинным смысловым аспектам присущим гетерогенным сциентистским методологическим подходам и практикам.
К моменту победы
атомизма действительно никто уже не воспринимал атомы как нечто неделимое: стало понятно, что в них содержатся носители отрицательного электрического заряда, которые при определённых условиях могут оттуда уходить.
Один из основателей теории
атомизма – учения о мелкозернистом строении материи.
Второй из двух основных принципов английского сенсуалистического материализма, который мы обозначили как принцип
атомизма, получает свою конкретную реализацию в психологии в учении об ассоциациях.
Атомизм концептуального языка предполагает формальное обоснование фиксации, неких централизующих сил.
Становление механистической картины мира, утверждение
атомизма и рационализация сознания разрешили задачи идеологии восходящего буржуазного общества и легитимации нового политического порядка.
Известно, что логический
атомизм является началом и первой формой неопозитивизма.
Противники идей
атомизма могли лишь утверждать, что материя делится до бесконечности.
Эту редукцию природы осуществили сторонники
атомизма в XVII в.
Сторонники социального
атомизма отрицали идею божественного происхождения общества, государства.
Эта «сцена» лишена какой-либо «глубины» (смысла, контекста), отсутствует реальная связь между сменяющими друг друга дискретными психическими феноменами (т.н. «психологический
атомизм»).
И тут уместно поставить вопрос: что является источником перехода ко второму ряду ложных гипотез – и в философии
атомизма, и в политике?
Он подошёл к вопросам естествознания и медицины с точки зрения
атомизма.
Атомизм пытается объяснить высокое через низкое, дух через материю, порядок через хаос.
Даже темы, исследовательские цели, методы, нормы, так или иначе инвариантные для различных эпох, по-разному проявляются, действуют, направляют развитие науки, в зависимости от изменяющегося социокультурного контекста (будь это тема
атомизма или установка на поиск истины).
Поэтому философский и научный
атомизм справедливо всегда стремился исключить качество из своих простых реалий, оставляя лишь различия в размере и форме или в интенсивности силы и законе действия.
Всё это по меньшей мере крайне спорно, поскольку вместо солидарности и дружного стремления к «общественному благу во имя блага каждого» мы получаем
атомизм общества в невиданных размерах, политический и социальный индифферентизм.
Но связность изначальна, её нельзя ввести «потом», сперва разрубив секирой линейного
атомизма, как нельзя, склеив разбитый сосуд, получить несклеенный.
Атомизм психический ничем не лучше физического: «Во всяком волении речь идёт лишь о повелении и повиновении в рамках сложной коллективной структуры, состоящей из множества душ».
Так, в логическом
атомизме понятие всеобщности объявляется фикцией, плодом «свободного творчества и воображения».
Мы рассмотрим две основных разновидности неопозитивизма: логический позитивизм и лингвистический позитивизм, поскольку логический
атомизм можно рассматривать в качестве подготовительного этапа логического позитивизма, а семантический позитивизм – как переходную форму между логическим и лингвистическим позитивизмом.
За развитием спиритуализма и дуализма в первый период истории философии последовало, наконец, развитие третьей точки зрения – материализма, который, как спиритуализм и дуализм, исключает из понятия материи свойство духовной жизненности и, как гилозоизм и спиритуализм, принимает только один вид бытия – мёртвую материю; материализм появился в форме
атомизма.
Когда в современной философии атомы сначала наделили силами, а затем лишили их материальности, когда непрерывность динамического заполнения пространства заняла место материального, аристотелевские возражения против
атомизма потеряли силу, и атомистическая физика должна была восторжествовать над аристотелевской.
Новые строго догматические учения стоическойи эпикурейскойшколы отличаются практическиминтересом; теоретические проблемы гносеологии и физики отступают на второй план: стоики возвращаются к монизму древних ионийских физиков, эпикурейцы – к учению материалистического
атомизма (V в.).
Он стремится утвердить здесь, вопреки теологам, право
атомизма и всего механического понимания природы.
В самом деле, прежде всего можно заметить, что учёные, занимавшиеся сравнительным изучением не крупных событий, а мелких проявлений культурной жизни, например «домашнего быта», приближались к своего рода историческому
атомизму: вместе с тем они имели дело с фактами, повторяющимися в известных пределах пространства и времени; будучи обыденными, последние оказываются и массовыми, что даёт возможность прилагать к ним обобщающую точку зрения.
Претендуя на истину в последней инстанции,
атомизм выступает как одна из форм, и, вероятно, наиболее радикальная, материализма.
Идеи
атомизма проникли даже в анализ жизни общества, которое нередко изображалось атомизированным, т. е. распавшимся на отдельные единицы (человеческие индивидуумы), связанные между собой лишь внешней механической связью.
Космогония вайшешики демонстрирует своеобразный сплав
атомизма и мифологических представлений.
В то время как элейская школа отрицала движение и множество сущего, поскольку они немыслимы без пустоты, а пустота отвергалась, как несуществующая,
атомизм признавал существование пустоты и предполагал, что материя состоит из бесконечного числа крайне малых, конечных и неделимых частиц, движущихся в пустоте.
Аргументация, как видно, из арсенала апологетики натурфилософии
атомизма: вещество «разгоняется» по организму равномерно.
Капитализм порождает
атомизм, высшую фазу развития капитала и максимальную степень раздробленности общества.
Её и надо считать для развития современной физики после
атомизма вторым по своей значительности теоретическим воззрением.
Уровень рода ассоциативно связан с уровнем страстей, а время страстей началось для меня с войны, с 1941 г., и страсти (массовые или, во всяком случае, доступные каждому) держали меня в своей власти второй период жизни, после юношеского
атомизма и попыток выйти за рамки атома усилиями абстрактной мысли.
Характерно, что в последнее время античный
атомизм неожиданно вошёл в моду.
Пища, поступающая в организм, превращается в кровь, так что «сосуды наполнятся пищей и воспаление станет ещё более сильным» (это уже апология
атомизма).
Сохранились лишь отдельные отрывки, причём в основном приводимые другими авторами для опровержения
атомизма.
Земельная аристократия видела в
атомизме вредное для государства безбожие и анархизм.
Наука XX – первой половины XXI века на новом уровне интерпретирует
атомизм, и вносит совершенно иной смысл в понятие среды, разделяющей частицы.
Мы больше ждали (и желали) Ньютонова
атомизма, чем квантовой физики.
В первой главе «Методологические основы теории конструктивизма» обсуждаются социальные теории, которые в XX веке привели к переходу от традиционного
атомизма к интерсубъективизму в сфере изучения общества.
Но и там и здесь
атомизм общин и сект носит опять же универсальный характер, объединяется неким законом, поскольку предполагается, что он имеет объективное значение.
Происходит как бы два одновременных процесса: сжимание общества в тенденции коллективизма и прогрессирующий
атомизм самого общества, где каждый из атомов не может иначе достичь общего блага, как через деятельность государства или общественных органов.
Процесс
атомизма и снижения нравственного критерия оценки существа человека, очевидно, не может носить случайный характер и обусловлен, на наш взгляд, неудержимым стремлением к социализации политического и морального идеала за счёт религиозного начала.