Сократовское «я знаю только то, что ничего не знаю» в последующие эпохи становится то знаменем скептицизма и агностицизма, то превращается в формулу, выражающую христианский
провиденциализм, то становится признаком внутренней свободы.
Вместе с тем принцип
провиденциализма направил внимание мыслителей к проблеме единства бытия и мышления (возможно ли познать движение предопределённых событий и как выразить это в словах?), применительно к космологии приводил к идее мировой гармонии, соразмерности всего природного.
И как он стал символом русского
провиденциализма?
Хотя идеология эксплуататоров, основанная на идеях
провиденциализма (иначе говоря – богоустановленности системы эксплуатации большинства меньшинством), да и идеология эксплуатируемых, для которой характерен утопизм (в силу невозможности ни сориентировать приверженцев в направлении действий, ни обозначить перспективу борьбы) были ненаучными по характеру, для эксплуататоров всегда характерны попытки представить свои воззрения как идеологию всего общества.
Кроме того, нельзя не отметить другую специфическую черту, а именно особый
провиденциализм, свойственный всем без исключения древнерусским книжникам и авторам.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: автоведение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вновь зафиксирую то обстоятельство, что светская и конфессиональная трактовки ислама непрестанно попадали в зону массивного взаимооблучения – даже тогда, когда вторая стала воспринимать и интегрирующие и дифференцирующие умения первой, и ряд её фундаментальных генерализаций (переводя всё это, впрочем, на иную – насыщенную
провиденциализмом – эпистемологическую платформу).
Оставаясь в целом на позициях славянофильства в отношении
провиденциализма и мессианизма, он учитывает, включает в свою схему и критические, западнические акценты.
Уважаемый профессор пережил серьёзную эволюцию: начав с толстовского
провиденциализма, пришёл к совершенно противоположным взглядам, буквально влюбляясь в каждого из тиранов, о котором писал очередную книжку, возвеличивая их роль без всякой меры.
Модернистские течения в русской культуре – так называемые «декаденты» и выступавшие с позиций мистически окрашенного
провиденциализма символизма, отнюдь не тяготели к «корням» – см., например, [ДОЛИН].
Постоянное господство телеологических систем мышления, сначала в форме христианского
провиденциализма, а впоследствии, в советское время, в виде марксистской концепции истории, уменьшало силу воздействия руин: в них видели всего лишь побочный результат движения к историческому или религиозному примирению людей в конце времён.
Заметно, что русская идея выражала себя в принципах
провиденциализма, мессианизма, универсализма и эсхатологизма.