В данной работе освещены вопросы религиозных верований людей, населявших и населяющих Британские острова на протяжении своей истории. Объектом исследования выбран самый крупный остров Британского архипелага – Великобритания. Работа дополнена ранними представлениями людей о мироустройстве, также в качестве аналогии приведены примеры религиозных воззрений обитателей некоторых территорий планеты разного периода времени.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История религии в Великобритании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Религиозные верования обитателей Британских островов и представления людей об устройстве мира
Британские острова
Остров Великобритания (англ. Great Britain) является одним из двух больших островов Британского архипелага, расположенного на северо-западе Европы между Северным морем и Атлантическим океаном. Также архипелаг включает в себя Ирландию — второй по величине остров и множество малых островов (Мэн, Скай, Силли, Шетландские, Оркнейские, Гебридские острова и другие).
Британский ландшафт сложился в результате череды геологических эпох, в течение которых острова формировались. Север Великобритании представляет собой горную возвышенность, где находятся древние горные породы, возникшие в результате вулканической деятельности; их возраст насчитывает 2,7 миллиардов лет. Южная часть Великобритании расположена на низменности, таким образом, около 570 миллионов лет назад она была покрыта морем. Следует уточнить, что горные области юго-запада Великобритании — горные массивы Сноудония (англ. Snowdonia), Брекон—Биконз (англ. Brecon Beacons) и Кембрийские горы (англ. Cambrian Mountains) — были образованы позже, в последней ледниковой эпохе.
В период от 280 до 200 миллионов лет назад вся территория Британии представляла собой бесплодную пустыню. Вновь жизнь на Британских островах возродилась 150 миллионов лет назад — появились растения и животные, в низинах плескались неглубокие моря. Затем наступил следующий период: 70 миллионов лет назад поверхность Британии практически полностью оказалась под водой.
Еще одним мощным фактором, оказавшим большое влияние на британский ландшафт, является ледниковая эпоха, наступившая 2,5 миллионов лет назад. Предполагается, что оледенение происходило в двенадцать этапов, а наиболее ранние из них оказались самыми страшными. Корка льда толщиной в тысячу метров сковала землю почти на всей территории Британских островов. Все горные районы Британии стали центрами оледенения. Из-за образования ледников понизился уровень Мирового океана, и данное природное явление означало, что между участками суши, ранее разделенными водным пространством, появились сухопутные соединения.
Последнюю ледниковую эпоху, которая длилась 100 тысяч лет, часто ошибочно называют ледниковым периодом. Ледниковые периоды, а также эры и эпохи — это этапы разной относительной длительности в геологической истории Земли, в течение которых на фоне общего относительного похолодания климата разрастались материковые ледниковые покровы. Периоды похолодания сменялись относительными потеплениями климата, в течение которых площади материковых оледенений уменьшались.
Ледниковые эры — это этапы похолодания продолжительностью сотни миллионов лет, во время которых образуются обширные материковые ледниковые покровы и отложения. В ледниковых эрах выделяют ледниковые периоды, которые длятся десятки миллионов лет. Ледниковые периоды состоят из ледниковых эпох, чередующихся межледниковыми перерывами. В истории Земли выделяют раннепротерозойскую, позднепротерозойскую, палеозойскую и кайнозойскую эры.
Раннепротерозойская эра (греч. προτερος — «первичный», ζωη — «жизнь») — 2,5—2 миллиарда лет назад. Протерозой — это период, который характеризовался развитием простейших форм жизни одноклеточных живых организмов, эволюционировавших позже в многоклеточные организмы.
Позднепротерозойская эра — 900—630 миллионов лет назад. Самым значительным оледенением Земли является криогенийский период (850—630 миллионов лет назад) данной ледниковой эры. Считается, что Земля в то время была полностью покрыта льдом.
Палеозойская эра (греч. παλαιος — «древний», ζωη — «жизнь») — 460—230 миллионов лет назад. Включает кембрийский, ордовикский, девонский, каменноугольный и пермский периоды. В палеозойскую ледниковую эру оледенения были более короткими и менее распространенными. Межледниковые перерывы этих периодов характеризуется теплым климатом, который способствовал бурному развитию растительности. В местах их распространения позже сформировались крупные угольные бассейны, нефтяные и газовые месторождения.
Кайнозойская эра (греч. καινος — «новый», ζωη — «жизнь») — началась около 30-и миллионов лет назад. Кайнозой подразделяют на два периода: третичный (30—2,6 миллионов лет назад) и четвертичный (начавшийся 2,6 миллионов лет назад), которые в свою очередь разбиваются на эпохи. Третичный период, состоящий из пяти эпох (палеоцен, эоцен, олигоцен, миоцен, плиоцен), гораздо продолжительней четвертичного, но именно в четвертичный период произошло окончательное формирование современного лика Земли. Четвертичный период состоит из плейстоценовой эпохи (от 2 миллионов до 10 тысяч лет назад) и голоценовой, начавшейся 10 тысяч лет назад. Наиболее сильной является плейстоценовая ледниковая эпоха. Последнее максимальное оледенение закончилась в промежутке 15—10 тысяч лет до нашей эры, когда наступил межледниковый перерыв.
Следует заметить, что Британские острова не всегда были отделены от континента. Разделение началось около 450 тысяч лет назад, когда на месте пролива Ла—Манш образовалась крупная река. Флев—Манш, или «суперрека», вытекала из Северного моря и несла свои воды на юг. В различные периоды река становилась то полноводнее, то отступала, позволяя людям и животным перемещаться с континента в Британию.
Ла—Манш (фр. la Manche — «рукав», «пролив») — пролив между материком Евразия (побережье Франции) и островом Великобритания. Вместе с проливом Па—де—Кале (самая узкая часть Ла—Манша) соединяет Северное море с Атлантическим океаном. В Великобритании его называют Английский канал (English Channel). Римляне в древности называли его Mare Britanicum.
Название «Британия» (лат. и англ. Britannia) объединяет государства Англию, Шотландию и Уэльс, которые занимают территорию острова Великобритания. Данное название относится и к Северной Ирландии (англ. Northern Ireland). Объединение Англии (англ. England) и Уэльса (англ. Wales) в единое государство произошло в результате двух парламентских актах об унии, 1536 и 1543 годов. Акты об унии с Шотландией (англ. Scotland) 1706 года и с Англией 1707 года, принятые английским и шотландским парламентами, провозгласили о соединении королевств Англии и Шотландии. Актом об унии 1800 года к Соединенному Королевству была присоединена вся Ирландия, но в 1922 году на большей территории Ирландии было образовано Ирландское свободное государство, которое перестало быть членом Соединенного Королевства.
Стоит сказать, что в доримские времена Британия была мало известна остальному миру. Следы человека на Британских островах обнаруживаются в эпоху палеолита. Древние люди занимались охотой и рыболовством. (Рис. 2)
Палеолит (древнекаменный век). Начало палеолита — 2,5 миллионов лет назад. Конец палеолита датируется примерно 12—10 тысяч лет до нашей эры.
Около 2000 года до нашей эры на западе Британии высаживаются племена иберов. Эти неолитические охотники, рыболовы, скотоводы занимаются также и мотыжным земледелием.
Неолит (новокаменный век) — последняя стадия каменного века. Охватывает VII—III тысячелетие до нашей эры. Период перехода от присваивающего труда (собирательство, охота) к производящему труду (земледелие, скотоводство).
Между 1800 и 1750 годами до нашей эры происходило вторжение с континента народа альпийской группы. Альпийцы высаживались в восточных и юго-восточных районах Британии и распространились вверх по течению реки Темзы (англ. Thames; река на юге Великобритании). Для пришельцев характерны круглые курганы и керамика со специфическим зубчатым орнаментом, которая и дала основание археологам назвать их «народом чаш».
Иберийцы и альпийцы встретились и смешались в районе графства Уилтшир (англ. Wiltshire), расположенного в юго-западной части Англии. Этот район являлся центром всей цивилизации, существовавшей тогда в Британии. Есть мнение, что именно благодаря этому смешению появился Стоунхендж. (Рис. 3, 4)
Стоунхендж (англ. Stonehenge) — каменное мегалитическое сооружение из камней, поставленных вертикально. Находится в 130 км к юго-западу от Лондона. Название происходит от древнеанглийских слов Stan Hengues — «Висячие Камни». Один из самых знаменитых археологических памятников в мире. В целом Стоунхендж представляет собой сооружение из 82-х пятитонных мегалитов, 30-и каменных блоков, весом по 25 тонн и 5-и огромных камней, называемых трилитами, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света. Археологи сошлись во мнении, что этот архитектурный памятник возведен в три этапа между 3500 и 1100 годами до нашей эры.
Представителей народа альпийской группы относят к альпийской расе — это малая раса в составе европеоидной расы. Она была выделена в конце XIX века французским социологом, последователем теории социального дарвинизма, являвшимся также одним из идеологов расизма, Жоржем Ваше де Лапужем (фр. Georges Vacher de Lapouge; 854—1936). Период распространения альпийской расы в Европе относят к III—II тысячелетию до нашей эры. Альпийский тип рассматривается как ветвь балкано-кавказской расы.
Ученые полагали, что культура альпинидов в своей ранней стадии не соответствует культуре предков современных народов, говорящих на языках индоевропейских групп. Территория Альп (фр. Alpes, нем. Alpen, итал. Alpi), одного из самых больших горных хребтов Западной Европы, пересеченная долинами и пропастями, плохо соответствует данным о раннем знакомстве индоевропейцев с лошадью. Костные останки этого животного не были найдены при раскопках древнейших поселений в Швейцарии. Можно предположить, что индоевропейцы лишь со временем заселили альпийскую зону.
Американский экономист и антрополог Уильям Зебина Рипли (англ. William Zebina Ripley; 1867—1941) утверждал, что альпиниды были выходцами из Азии и распространились на запад вместе с возникновением и расширением сельского хозяйства, которое они укоренили в Европе. Мигрируя в Центральную Европу, они разделили северную и южную ветви раннего европейского фонда, создав условия для раздельной эволюции нордидов и средиземноморцев. Альпийская цивилизация осуществила преобразование земледельческой культуры в ядро цивилизации, несущей в себе потенциальные возможности к развитию и расширению.
Альпийская раса характеризуется ростом ниже среднего, гиперстеническим (ширококостным) телосложением, низким и широким лицом, крутым лбом со слабо выраженными надбровными дугами, темной (от каштановой до черной) пигментацией волос и радужины глаз. Еще одним характеризующим ее признаком выступает резкая брахикефалия (короткоголовость). К брахицефалам традиционно относят восточных балтидов, альпинидов, монголоидов и арменоидов.
На основании соотношения пропорций тела выделяют три основных типа телосложения человека: нормостенический, гиперстенический и астенический.
К нормостеническому (мезоморфному; средняя толщина кости) типу относятся люди с пропорциональным размером тела и правильным их соотношением. У людей данного типа, как правило, хорошо развита мускулатура. Они имеют средний рост, крепкий скелет, гармоничную длину конечностей и в меру широкую грудную клетку. Люди с нормостеническим типом телосложения составляют большинство.
У людей гиперстенического (брахиморфного; ширококостного) типа преобладают поперечные пропорции. Гиперстеники имеют сравнительно низкий рост и плотное телосложение. У них, в основном, короткие конечности и шея, широкие грудная клетка и бедра, крепкий скелет.
Люди астенического (долихоморфного; тонкокостного) типа телосложения имеют относительно более длинные конечности, слабо развитые мышцы и тонкую прослойку подкожного жира, узкие кости. У астеников узкие плечи и грудная клетка, длинные тонкие ноги и руки, тонкие кости, угловатые контуры тела и слабовыраженные мышцы. Люди с данным типом телосложения худощавы от природы и чаще всего отличаются высоким ростом.
Эта малая раса (подраса) преобладает среди населения Швейцарии, и прилегающих областей: западной Франции, Австрии, северо-восточной Италии и юго-западной Германии. Восточные альпиниды получили название гориды. На востоке границы альпийской расы доходят до среднего Днепра. Необходимо уточнить, что согласно более поздним исследованиям Швейцария исключается из альпийской зоны: темная пигментация глаз и волос не является здесь преобладающей.
Родиной альпийцев, очевидно, была горная местность, и они были потомками народа, обитавшего еще в донеолитическую эпоху. От своих предков они унаследовали привычку сооружать свайные постройки на берегах озер, а с некоторыми достижениями неолита они познакомились у земледельцев долины реки Дунай, чьи территории они постепенно захватили. Обладавшие таким образом определенными знаниями, они создали хорошо известную неолитическую цивилизацию швейцарских приозерных жителей, в то время как другие родственные им группы населения в Рейнской долине, Бадене и Баварии (Германия) строили укрепленные поселения на вершинах холмов и создали собственные культуры.
На восточных склонах Альп находятся многочисленные свидетельства культурных контактов между жителями этих мест и Северной Европы. В Швейцарии имеются и краниологические свидетельства в пользу этого; там есть курганы пришлого населения с керамикой и вещами тюрингского и рейнского (Германия) типов, которые проникают на юг вплоть до кантона Цюрих (Швейцария).
Краниология (др.—греч. κρανιον — «череп» и λογος — «слово») — специальный раздел антропологии, изучающий изменчивость морфологии черепа человека методами краниометрии (измерения) и краниоскопии (описания). Особенно широко краниологические исследования применяются в антропогенезе, расоведении и этнической антропологии.
На северо-востоке Швейцарии, где расположен кантон Цюрих, не только находятся свайные поселения более позднего времени (даже на Женевском и Невшательском озерах, при раскопках которых находят характерные северные каменные топоры), но и типичные долихоцефальные (то есть длинноголовые) черепа. Это свидетельствует о проникновении населения Северной Европы в среду изначально брахицефального альпийского населения. Многие антропологи склонны считать, что высокие брахицефалы появляются здесь в результате смешения альпийской и северной рас. То есть можно допустить, что жители альпийской зоны стали индоевропейцами в результате смешения с пришельцами из Северной Европы, а оно могло явиться следствием их завоевания последними.
Головной (черепной) указатель имеет три основных градации: брахикефалия, мезокефалия и долихокефалия. Головной указатель используется в антропологии для суждения о контуре головы в горизонтальной плоскости, то есть отношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Термин был введен в научный оборот шведским антропологом Андерсом Рециусом (Anders—Adolph Retzius; 1796—1860), и сначала использовался для классификации палеоантропологических находок на территории Европы.
Брахикефалия — (др.—греч. βραχυς — «короткий» и κεφαλη — «голова») — относительно короткая и широкая форма головы человека. Такое соотношение длины и ширины черепа, при котором ширина составляет более 0,81 его длины. Головной указатель составляет более 80,9%.
Мезокефалия — (др.—греч. μεσος — «средний, промежуточный» и κεφαλη — «голова») — один из вариантов головного указателя, выраженный в средних значениях отношения поперечного и продольного диаметров головы человека. Градация головного указателя — 75,0—79,9% — характеризуется умеренно длинным и широким черепом.
Долихокефалия (др.—греч. δολιχος — «длинный» и κεφαλη — «голова») — относительно длинная и узкая форма головы человека, при которой соотношение максимальной ширины головы к максимальной длине (головной указатель) составляет 75,9% и ниже.
Во времена Альпийской цивилизации осуществилось преобразование земледельческой культуры, занимавшей значительную территорию, но чрезвычайно консервативную, в ядро цивилизации, несущей в себе потенциальные возможности к развитию и расширению. Из столкновений различных культур и различных этнических групп с отличными друг от друга типами экономической организации и социальных традиций возникли варварские рудименты государств. В этих пределах различимо ядро, оплодотворенное торговлей с югом и западом, откуда, по крайней мере, два исторических народа, италики и кельты, двинулись дальше, чтобы завоевать большую часть континента и распространить на нее индоевропейскую культуру.
После перехода антропологов к популяционному подходу название «альпийская раса» использовалось только эпизодически. В соответствии с популяционной концепцией, расы — это не дискретные общности, а группы популяций, между которыми есть плавные переходы. При этом подходе расовый тип не может определяться у индивидуума. В США отход от типологической концепции расы к популяционно-генетической датируется 1950 годом. В СССР основы популяционной концепции расы были сформулированы в 1938 году советским антропологом, одним из основоположников советской антропологической школы Виктором Валериановичем Бунаком (1891—1979). Сообразно концепции В. В. Бунака, расы не являются стабильными, а представляют собой меняющиеся во времени категории.
Появление религии и древняя модель устройства мира
Говоря о религии (лат. religare — воссоединять), необходимо отметить, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тысяч лет назад, когда появился человек современного кроманьонского типа (homo sapiens, или неоантроп). Вероятно, существовали они и в более ранний период. Главным признаком являлась мыслительная деятельность человека, его способность к абстрактному мышлению. Следует подчеркнуть, что верования эти носили языческий характер.
Люди персонифицировали и обоготворяли отдельные области и явления природы, многих животных. Поклонялись духам — хозяевам леса, воды, огня, солнца. В первобытном обществе практиковались обряды, касающиеся смерти и погребения человека. Археологами установлено, что тела умерших людей покрывали слоем охры, рядом с ними помещали оружие, предметы домашнего обихода, украшения. Складывались религиозно-мистические представления о том, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие. В каменном веке, по всей видимости, начала распространяться культура танца, которой сопровождались все обряды.
Появлению религии способствовали определенные причины. Во времена первобытных людей не было ни супермаркетов, ни научных учреждений, ни специальных служб по чрезвычайным ситуациям. Первобытный человек находился один на один с природой, и природные явления, стихии могли в любой момент его уничтожить. Обладая мыслительной деятельностью и бурной фантазией в отличие от других живых существ, человек пытался понять и объяснить неведомое, придумывая духов и мифических богов с целью найти у них защиту и покровительство. Даже некоторые образованные и вполне себе цивилизованные люди на рубеже II и III тысячелетия нашей эры, будучи атеистами, в определенных жизненных ситуациях иногда бывают суеверными.
Огромный мир вокруг нас, полный природных катаклизмов волновал человека, вероятно, с момента его появления на Земле. Человек с давних времен старался разобраться, как этот мир устроен, что такое в этом мире Солнце, звезды, планеты, как они возникли. Эти вопросы принято называть «вечными», так как человек, пока он остается разумным, никогда не перестанет искать ответа на них. Создано множество религиозных конфессий, объясняющих с теологической точки зрения происхождение мира. Причем каждая конфессия утверждает, что именно она понимает это правильно. Сколько произошло войн по этому поводу!
Теология (греч. θεολογια, от θεος — «бог» и λογος — «слово», «учение») — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его Откровении, которое запечатлено в сакральных текстах теистических религий: в иудаизме — Торой, в христианстве — Библией, в исламе — Кораном. Термин «теология» появился в античной Греции и первоначально обозначал мифы о богах, эпические сказания, пророчества, трагедии. Исторически теология формировалась как способ рационального осмысления и защиты понимания «слова Божьего», присущего данному вероисповеданию, в борьбе с «ложными» религиями (прежде всего язычеством) или внутренними «ересями», сектами, толками.
В древнегреческой мифологии очень подробно и достаточно систематизировано рассказывается о сотворении мира и его устройстве. Наиболее известная концепция разработана древнегреческим философом Аристотелем (др.—греч. Αριστοτελης; 384—322 до н. э.). Согласно представлениям этого мыслителя, первичными качествами материи являются противоположности — «теплое» и «холодное», «сухое» и «влажное». Основными же элементами, или «стихиями», являются земля, воздух, вода и огонь; из их смешения произошли все тела, встречающиеся на Земле. К этим четырем элементам добавлялся пятый, самый совершенный и неуничтожимый элемент — эфир. Основные элементы — земля и вода, — по Аристотелю, естественным образом стремятся «вниз», к центру Вселенной. Воздух и огонь, наоборот, имеют тенденцию подниматься к периферии, и чем ближе они к своему «естественному» месту, тем быстрее они движутся.
Отец Аристотеля был придворным врачом македонского царя Аминты III. Он обучал сына медицине и философии и хотел, чтобы сын впоследствии занял его должность. Но в 18-летнем возрасте Аристотель приехал в Афины и в Академии Платона (др.—греч. Πλατων; 428—427 до н. э., — 348—347 до н. э.) овладел философией. В 334 году до нашей эры Аристотель основал философскую школу, называемую перипатетической. Это название, вероятно, связано с тем, что во время своих лекций Аристотель обычно ходил взад и вперед, что по-гречески обозначается словом, давшим название его школе. Аристотель пользовался большим уважением окружающей его молодежи. Партией греческой независимости Аристотелю было предъявлено обвинение в безбожии. Спасаясь бегством, в 62-летнем возрасте он покинул Афины и вскоре умер. По отзывам современников, Аристотель был саркастичен и язвителен. Своей остроумной речью он старался поддеть противника, был холоден и насмешлив. Если к этому добавить, что он был непривлекателен, низкого роста, сухощав, близорук и картав, то легко можно понять, что нажить себе врагов ему было нетрудно. По-видимому, Аристотель не старался быть деликатным в высказывании своих суждений и в демонстрации силы своего интеллекта.
Аристотель утверждал, что Вселенная ограничена в пространстве, хотя ее движение вечно, не имеет ни конца, ни начала. Земля шарообразна, неподвижна и находится в центре Вселенной. Вокруг нее по концентрическим окружностям движутся Луна, Солнце, планеты, прикрепленные к хрустальным сферам. Их движение вызвано вращением самой внешней сферы, на которой находятся звезды, состоящие из эфира; для звезд вечное круговое движение — это естественное состояние. «Зона эфира» начинается около Луны и простирается вверх. Ниже Луны находится мир четырех элементов. Область внутри орбиты Луны («подлунный мир») — есть область разного рода неравномерных движений. Все, что находится за орбитой Луны («надлунный мир»), это область вечных, равномерных, совершенных движений.
Аристотель оказал огромное влияние на дальнейшее развитие науки и философии. В своих произведениях он подытожил все предшествовавшие ему достижения науки и во многие ее разделы внес свой вклад. В последующие века Западная Христианская Церковь канонизировала учение Аристотеля, заставляла считать «единственно верным» только то, что сказано у Аристотеля, и, естественно, запрет что-нибудь менять в этом учении стал тормозом дальнейшего развития науки.
Впрочем, мифология любого народа, достаточно развитого для того, чтобы создавать космологические мифы, может похвастаться не менее интересными идеями. Мифология Древнего Китая, как одной из древнейших цивилизаций Древнего мира, а также Японии не является исключением; таким образом, в рамках освещения вопросов, касающихся древней модели устройства мира, есть смысл остановиться на ее древневосточной трактовке. Тем более что человеческие концепции, вне зависимости от места возникновения, совпадают в главном, расходятся они лишь в деталях. Некоторые, кстати, выглядят вполне логично и заслуживают того, чтобы уделить им более пристальное внимание.
Как и многие государства планеты, достигшие определенного уровня развития, Китай в середине VI века переживал стадию феодальной раздробленности и был разделен на ряд отдельных государств, из которых выделялись два крупных — Вэй и Лян. Все они враждовали между собой, в результате междоусобная борьба подточила их силы и в начале следующего столетия власть во всей стране перешла к новой династии Тан. В VII веке, в период танской империи, в Китае сосуществовало три религиозно-философских учения: даосизм, конфуцианство и буддизм. Буддизм, который начал распространяться среди китайцев с середины I века, все больше и больше набирал силу и настолько окреп, что стал официально признанной религией, в отличие, скажем, от возникшего намного ранее даосизма.
Причина выбора в качестве официальной религии буддизма проста. Буддизм, как, впрочем, и христианство, исповедовал покорность властям, отстаивал идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога. Вместе с тем утверждалась и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется посредством священнослужителей и религиозные органы. Если, например, обратиться к христианским постулатам, то в послании апостола Павла римлянам можно увидеть подобное: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение».
Вполне естественно, что государственные деятели Китая предпочли буддизм в качестве официальной религии, так как данная религиозная трактовка провозглашала покорность властям, да еще и называла правителя наместником Бога на земле, отцом нации, утверждала незыблемость государства. К тому же единая религия для всего народа страны укрепляла государство, помогала объединить народ, живущий на одной территории и сформировать общую нацию.
Подобную концепцию исповедовали многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологи Ислама. Они утверждали, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Необходимо отметить, что религиозные идеологи имели свой интерес, основной смысл которого сводился к тому, чтобы утвердить приоритет духовной организации над светской и доказать, что нет государства и власти «не от Бога».
Основатель учения «Дао» (Путь) Лао—цзы (VI—V века до н. э.) считал, что человеческое существование неправильно. Чтобы правильно жить, необходимо подражать природе. Только в таком чутком состоянии, существуя рядом с животными и птицами, можно изучить законы Вселенной. Китайский философ представил мир в виде «Дао», то есть в виде своеобразного Пути. Этот мир есть Вселенная с бесконечным диаметром. Она то сокращается до точки, то расширяется. А все существа, в том числе и люди, существуют в ней, постоянно перерождаясь. Затем, когда Вселенная превращается в точку, они исчезают. А при следующем расширении возникают заново, и вновь начинают перерождаться. Такая пульсирующая Вселенная и есть «Дао».
Первое имя Лао—цзы — Ли Эр; «Лао—цзы» означает «старый философ» или «старый ребенок». Большую часть своей жизни Лао—цзы служил хранителем императорского архива и библиотекарем в государственной библиотеке во времена династии Чжоу. В преклонном возрасте он отправился на запад, в сторону гор. На границе начальник заставы попросил Лао—цзы рассказать ему о своем учении. Так появилась книга «Дао Дэ Цзин» («Канон Пути и его Благой Силы»). После чего Лао—цзы ушел. Где и как умер неизвестно.
Понятие «Дао» было заимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный Путь человека или народа, соответствующий велениям Неба. Лао—цзы хотел развенчать официальную идеологию, по которой «Дао» даровалось народу императором. «Дао» — это источник всего существующего, бесконечный поток возникновения и смены всех предметов и явлений, вечный круговорот рождения и смерти. Перед этой всепроникающей силой человеку остается лишь осознать свое ничтожество и попытаться продлить свою жизнь путем освобождения от страстей. Существующие в обществе недостатки объяснялись тем, что люди поддались суетным желаниям, разорвали связь с естественным порядком вещей, с «Дао».
Лао—цзы утверждал, что «Дао» — это абсолютное мировое начало, оно предшествует и императору и богам и превосходит их своей мощью. Вряд ли это могло понравиться какому-нибудь правителю или религиозному деятелю, поскольку, исходя из данной концепции, они являются такими же людьми, как и все. Стоит заметить, что вообще на адептов, исповедующих религиозные культы или обряды нетрадиционным способом (официально не признанных), власти довольно часто устраивали гонения, вплоть да физического уничтожения. Так, например, поступали в Китае и Японии в отношении бродячих буддийских монахов, во Франции — в отношении гугенотов, в России — старообрядцев.
Гугеноты (фр. Huguenots), неофициальное название протестантов, в основном кальвинистов, во Франции в XVI—XVIII веках. Согласно одной из версий, появившейся в 1536 году в Женеве (Швейцария), термины «Anguenotz» или «Eiguenots» являются искаженной формой немецкого слова Eidgenossen (союзники, соратники) — так называли себя женевцы, стремившиеся заключить союз с жителями Берна для защиты протестантской веры. Похожая этимология была предложена в 1621 году Джованни Диодати (Giovanni Diodati; 1576—1649): женевцы, недовольные правлением герцога Савойского, в 1519 году называли себя Eiguenotz (Eydgnoss, Eidgenossen), то есть соратниками, сторонниками народного правления. Во Франции данный термин стал употребляться не ранее 60-х годов XVI века и получил другую интерпретацию — его связывали с именем Гуго Капета, первого французского короля из династии Капетингов. К Гуго Капету возводил родство глава французских протестантов Генрих Наваррский (будущий король Генрих IV) в отличие от возглавлявших прокатолическую партию и претендовавших на французский престол герцогов Гизов.
Буддийское духовенство в Китае делилось на две основные группы: тех, кто жил в монастырях (их было большинство) и тех, кто бродил по стране, питаясь подаянием и проповедуя взгляды, существенно отличавшиеся от официально признанных. В своих странствиях бродячие монахи («люгай») постепенно проникали все дальше и дальше за пределы своего отечества — в Корею, Вьетнам, а с начала VII века — в Японию.
Со времен династии Тан установились прочные связи между буддийскими кругами Китая и Японии. Достаточно сказать, что все школы и секты японского буддизма, возникшие в период с VII по IX век, свою философию и ритуалы заимствовали у аналогичных китайских школ. Но, попадая на японскую почву, школы китайского буддизма обычно смешивались с местными верованиями и поэтому претерпевали довольно существенные изменения. Собственно говоря, именно это позволяет отличать их от китайских прототипов.
Подобные изменения произошли и с сектой бродячих монахов «люгай», которая трансформировалась в движение части японских монахов (в основном самозваных, то есть не имевших государственного свидетельства, так называемых «сидосо»), противопоставлявших себя официальной Церкви. Это движение получило название «гёдзя» (отшельничество), а его центральной фигурой является полулегендарный Энно Одзуну (634—703).
Энно Одзуну (прозвище Энно Гёдзя) с детства отличался мудростью и тягой к знаниям, мечтал летать на пятицветном облаке за краем необъятного неба, быть званым во дворец горных отшельников, отдыхать в Саду вечности и т. д. В конце жизненного пути Энно Одзуну обрел различные чудесные способности и получил власть над духами и богами. Личность Энно Одзуну была настолько популярна, что после смерти он был канонизирован в качестве Великого Бодхисаттвы — просветленного, отказавшегося от нирваны ради спасения всех живых существ.
Выросший в богатой и знатной семье, Энно Одзуну в пятнадцатилетнем возрасте постригся в монахи и стал изучать буддийский канон. Но склонность к мистике побудила его вскоре уйти из монастыря и поселиться в пещере на заросшем густым лесом склоне горы Кацурага. Там он прожил более тридцати лет. Энно Одзуну носил одежду из трав, пил росу с сосновых иголок, купался в горных источниках, очищал себя от всей скверны и усердно читал заклинания. За это время Одзуну с помощью китайцев детально познакомился с системой «люгай мэнь» и соединил ее с синтоистским культом гор. В результате он создал оригинальное учение, названное им «Сюгэндо» — «Путь обретения могущества».
Синтоизм — комплекс верований и культов японцев. Термин «синто» означает «путь богов». Объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Син (или ками) — это боги, духи, которые по представлениям древних японцев населяют весь окружающий человека мир — небо, светила, землю, горы, реки и деревья. Любой предмет может быть воплощением ками, наиболее распространенным воплощением «божественной силы» считается камень. Эти предметы — «синтай» («тело Бога») — обычно представляют собой символ святости и объект поклонения.
На рубеже IX—X веков учение «Сюгэндо» было дополнено и углублено идеями буддийской школы «Сингон» (Истинное слово). Основатель этой школы Кукай (774—835) оставил ярчайший след в японской истории. Проповедник, поэт, философ, лингвист, каллиграф, художник, скульптор, врачеватель, он стал героем множества легенд и остался в народной памяти как великий мудрец и чудотворец.
Слово «сингон» имеет также индийский аналог — «мантра», то есть магическая словесная формула. Уроженец Китая, буддийский монах Кукай имел и другое, посмертное имя — Кобо Дайси. В 809 году он стал настоятелем монастыря Такаосандзи (Дзингодзи) в пригороде Киото, а в 819 году получил разрешение на строительство монастырского центра эзотерического буддизма на горе Коя (Коясан). Японские предания приписывают ему заслуги в самых различных областях: строительство дамб, медицина, поэзия, каллиграфия, изобретение слоговой азбуки кана, составление первого в Японии словаря «Тэнрэй бансё мэйги» и т. д. Авторитет Кукая был так велик, что даже правители средневековой Японии впоследствии ссылались на его имя для оправдания своих нововведений. Кукай переводится с японского как «море Пустоты», а Кобо Дайси — «Великий Учитель, распространитель Закона—Дхармы».
Созданное Кукаем по китайскому образцу учение подразделялось на явное и тайное. В свою очередь, тайный раздел включал в себя медитацию в процессе созерцания «мандал» (нечто вроде икон, изображающих, однако, не святых, а буддийскую картину мироздания), искусство заклинаний, ритуальные позы и жесты. Система Кукая давала ощущение реального слияния с Космосом и обретения магической силы.
Центральная идея «Сингон» сводится к тому, что Вселенная есть не что иное, как Космический Будда Дайнити (на санскрите — Махавайрочана). Основными проявлениями Космического Будды, то есть формами существования материи, являются так называемые «первоэлементы» (или «первостихии») — мысль, пустота (пространство), воздух, огонь, вода и земля. В свою очередь, каждый первоэлемент имеет множество разновидностей, обладает колоссальным числом качеств. Вступая друг с другом во всевозможные связи, первоэлементы образуют реальный мир физических и психических явлений, процессов, состояний. Например, человеческое тело, как физическое явление, появляется в результате находящейся в нем энергии. Когда энергия через определенный промежуток времени затихает, тело умирает, а энергия перерождается во что-то другое.
Логика Кукая и его последователей была следующей: мысль Вселенского Будды Дайнити рождает пустоту, пустота рождает воздух, воздух рождает огонь, огонь рождает воду, вода рождает землю. Употребляя термины, присущие концу XX — первой половине XXI века, можно сказать, что речь идет о космическом пространстве, где материя существует в газообразном, плазменном, жидком и твердом виде. Что же касается начала всех начал (мысли Дайнити), то это мистический вариант пантеизма (отождествления природы и Бога), когда природу растворяют в Боге.
Кстати говоря, космологией XX века была разработана концепция, в соответствии с которой Вселенная возникла двадцать миллиардов лет назад в результате так называемого «Большого взрыва». До него существовало лишь «нечто», объемом не более атома, содержащее в себе все вещество и всю энергию будущего Космоса. В ходе расширения первичного «нечто», продолжающегося до сих пор, сформировались элементарные частицы, атомы, газы, плазма (звезды), планеты, галактики и их скопления. Все эти процессы описываются законами физики, за исключением первых малых долей одной секунды с начала Большого взрыва, в течение которых Вселенная успела проделать эволюцию, превосходящую богатством изменений все последующие двадцать миллиардов лет. Во всяком случае, первоначальное «нечто» можно считать чем угодно, в том числе Богом, мыслью в чистом виде или Вселенским Буддой.
Еще Демокрит (др.—греч. Δημοκριτος; около 460—360-е до н. э.) утверждал, что мир состоит из атомов и пустоты — абсолютно однородного пространства, разделяющего атомы и тела, в которые они соединяются. Согласно представлениям Демокрита, все природное многообразие состоит из мельчайших частичек материи (атомов), которые движутся, сталкиваются и сочетаются в пустом пространстве. Атомы (бытие) и пустота (небытие) являются первоначалами мира. Атомы не возникают и не уничтожаются, их вечность проистекает из отсутствия начала у времени, поэтому атомы движутся в пустоте бесконечно. По Демокриту атомы физически неделимы в силу плотности и отсутствия в них пустоты. Сама же концепция была основана на атомах, которые в сочетании с пустотой образуют все содержание реального мира. В основе этих атомов лежат амеры (пространственный минимум материи). Отсутствие у амеров частей служит критерием ее неделимости. Атомы не распадаются на амеры, а последние не существуют в свободном состоянии.
Демокрит — древнегреческий философ-материалист, один из основателей атомистики и материалистической философии. Родился в городе Абдера (во Фракии) в богатой семье. После смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию, Вавилон, Индию, Египет и Эфиопию. Некоторое время жил в Афинах. Демокрит занимался всеми существовавшими тогда науками, среди которых: этика, математика, физика, астрономия, медицина, филология, техника, теория музыки и т. д. После возвращения на родину сограждане подали на него в суд за растрату отцовского наследства, но Демокрит прочитал им две свои главные книги: «Большой Мирострой» и «Малый Мирострой», после чего был полностью оправдан. Многие авторитетные античные источники восхваляют простоту, ясность и красоту стиля Демокрита, по своей поэтичности приближающегося к стилю Платона.
Наука XX — первой половины XXI века на новом уровне интерпретирует атомизм, и вносит совершенно иной смысл в понятие среды, разделяющей частицы. Эта среда отнюдь не является абсолютной пустотой, она вполне материальна и обладает весьма своеобразными свойствами, на рубеже II и III тысячелетия мало изученными. По традиции, эта среда, неотделимая от вещества, на указанный момент времени продолжает называться пустотой, вакуумом.
Конечно, теоретики «Сюгэндо» не знали таких понятий как «Большой взрыв», элементарные частицы, агрегатные состояния вещества. Их схема выглядела намного проще. Они рассуждали по аналогии: какова Вселенная (макрокосмос), таков и человек (микрокосмос). Устройство того и другого, механизмы функционирования, одинаковы. Поэтому знание принципов бытия давало им ключ к пониманию любых явлений природы, любых человеческих деяний.
Например, первоэлемент «земля» (дзи) присутствует в человеке в виде твердых тканей тела — костей, зубов, нервов, сосудов, мышц, связок, волос, ногтей, кожи, плотных внутренних органов. Первоэлемент «вода» (суй) отождествляется с кровью, лимфой, слезами, потом, мочой, а также «отвечает» за подвижность и гибкость тела. «Огонь» (ка) — это тепло, производимое телом в процессе обмена веществ и еще та самая «внутренняя энергия», которая обусловливает существование всех живых и неживых объектов. «Воздух» (фу) соответствует дыханию, полым органам внутри тела, газам внутри них. Наконец «пустота» (ку) олицетворяется в голосе, речи, общении, понимании других людей.
Иными словами, все физические и психические аспекты человеческого существования — это различные проявления Вселенского Будды. Следовательно, каждый человек обладает качествами всезнающего и всемогущего Дайнити, ведь он — одна из мельчайших его частиц, несущая в себе свойства целого. Однако сознание человека «омрачено» неведением своей «истинной» сущности, поэтому «качества Будды» пребывают в нем в скрытом виде — как потенциальные возможности. Если удастся осознать их в себе и научиться использовать, то можно вырваться из мира «сансары» и стать Бодхисаттвой в течение одной человеческой жизни.
Сансара в переводе с санскрита означает перерождение, круговорот, блуждание, прохождение через нечто. Одно из базовых понятий индийской религии и философии (аналогично — «реинкарнация»).
Бодхисаттва (буквально: «существо с пробужденным сознанием») — в буддизме существо (или человек), которое приняло решение стать Буддой для блага всех существ. Побуждением к такому решению считают стремление спасти все живые существа от страданий и выйти из бесконечности перерождений — сансары.
Теологическую концепцию о сотворении мира и его устройстве нельзя доказать, равно, как и опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Божественного Существа, Высшего Разума, Вселенского Будды Дайнити, Махавайрочана, Бодхисаттвы, Иисуса Христа и т. п. В конечном счете, это вопрос веры.
Религиозные верования в период родоплеменной организации общества
Что собой представляли религиозные верования в Британии на первобытной стадии развития человека (в докельтский период) можно лишь предполагать. Верования людей, живших в первобытном обществе, хотя и значительно различались у отдельных культур, обладали схожими чертами, характерными для первичной формы религии — поклонение природе. Таким образом, рассмотрев языческие верования народов, живущих на разных территориях, можно по аналогии составить картину религиозных представлений давних обитателей Британских островов.
Так у эвенов (разновидность тунгусов), живущих близ побережья Охотского моря, в районе Магадана, богом считался Амака (медведь). У ительменов на Камчатке верховным божеством был Кутх (ворон), который создал землю и самих ительменов. Особо почитался Митг (хозяин моря), дающий основной продукт питания — рыбу.
Кеты (енисейцы) почитали верховного бога Эс (небо). Существует предание, что Эс, когда создавал человека, долго месил руками землю. Затем отбросил ее правой рукой налево — появился мужчина. Бросил левой рукой направо — появилась женщина.
У чукчей небесное божество отождествлялось с Коравагыргын (оленье существо, которое следит за стадом), и ассоциировалось с определенным амулетом. Другой представитель, Писвусъын (хозяин зверей, в первую очередь диких оленей) разъезжал на коршунах или мышах, сам ассоциировался с птицами или мышами, питался запахом. Богом морских животных был Кереткун. Злые духи в чукотских мифах называются «кэле». Они имеют вид животных или многоголовых человекообразных существ с длинными зубами и когтями. Необходимо заметить, что чукчи не имели единого бога, его место занимали 22 существа, распространенные по сторонам света. Особую роль играли солнце, луна и полярная звезда.
В мифологических произведениях чукчей сообщается о создании Творцом особых видов жизни на земле. Рассказывается, что некогда было темно. Творец сидел и думал, как бы сделать свет. Занятый этой идеей, он создает ворона и маленькую птичку, которым и поручает «продолбить зарю». Маленькая птичка сделала большое отверстие, заря брызнула, стало светло. Творец сошел на землю, набросал нерпичьих костей, сказал «будьте люди!» и опять ушел к себе. Дальнейшим усовершенствованием мира стал заниматься Ворон «Куркыль». По просьбе людей Ворон сделал реки, горы, скалу среди моря. Создал и поселил на ней птиц. Ворон не превратился у чукчей в божество, к которому следует обращаться за помощью, ему не приносят жертв. Его сверхъестественные функции ограничились только устройством мира, а дальнейшая судьба мира зависела от других существ.
Религия древних египтян состояла в теснейшей связи с природой. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек. Так, бог солнца Ра воплощался в образе сокола, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет — львицы, Тот — павиана, бог водной пучины Себек — крокодила, богиня Уаджет (олицетворение единства Верхнего и Нижнего Египта) — змеи-кобры.
Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к тотемизму. Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор).
Тотемизмом (от индейского «ототем» — род его) называют одну из ранних форм религии первобытного общества, которая основывается на вере в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом — растением, животным, различными предметами (истуканами). Например, символом бога Ра был высокий, слегка сужающийся кверху каменный столб — обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Одним из самых популярных олицетворений-символов бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола, а также око Хора — божественный глаз как один из символов солнца. (Рис. 5)
Восточные славяне чтили как главное божество Перуна — бога грома и молнии, войны. Славяне представляли его высоким, плечистым, черноглазым человеком с седыми волосами, золотыми усами и бородой. В правой руке у него лук, а в левой — колчан со стрелами. В представлении восточных славян Перун мчался по небу в колеснице и пускал огненные стрелы. Как и другие славянские боги, Перун изображался в виде деревянного истукана.
Божество солнца и плодородия славяне называли Даждьбог (он же Ярило, Хорос). Бога богатства и плодородия — Волос. Богиню, оберегавшую женскую часть хозяйства, звали Мокошь. Почитался восточными славянами также Стрибог (бог грозы и непогоды), Верес (бог скота), Семарк (бог подземного мира). Все эти боги считались детьми одного божества — Сварога (бог небесного огня). Внешне Сварог выглядел как высокий старик крепкого телосложения, с рыжими волосами. Одет бог в яркие одежды красно-белого цвета, а вооружен копьем. Передвигался он верхом на рыжем коне.
В свою очередь Сварог был сыном Рода (бог-творец), который вместе со своими сыновьями Белбогом и Чернобогом создал этот мир. Род руководил и управляет всеми богами, но не напрямую, а через потомков. Славяне верили и в других богов. В лесу жил лесной бог — леший, в воде — водяной бог, в руслах рек — русалки. Особенно же чтили домашнего бога.
К сожалению, восстановить в полной мере мироощущение иберов не представляется возможным. Их религиозные и мифологические представлений весьма фрагментарны и существуют в виде археологических свидетельств на территории Пиренейского полуострова. Вероятно, в основе их представлений о Космосе лежал универсальный, «основной миф», имеющий один общий сюжет — успешную борьбу положительного, светлого (связанного с небом) с отрицательным, темным (связанным с преисподней). Итогом борьбы является установление порядка, при котором силы добра и зла занимают отведенное им место.
С землей и с творческим началом в природе иберы соотносили Великую Богиню. В неолитическую эпоху народы Пиренейского полуострова, судя по всему, рассматривали Землю, и все материальные вещи, как излияние божественного начала. Многочисленные статуэтки женщин с подчеркнутыми половыми признаками, обнаруженные на полуострове, являются женской персонификацией творческой энергии, олицетворением созидательных и губительных сил природы.
У иберов Великая Богиня оставалась наиболее почитаемым божеством на протяжении всей истории народа. Основная характеристика, определяющая ее постоянное место в мифологической модели мира, — созидательная функция. Непременным партнером Великой Богини в ее созидательной деятельности выступает Бог-творец. Часто земным воплощением бога является бык. Для земледельческих и скотоводческих народов эпохи неолита особенно характерно мифологическое и обрядовое отождествление мужчины и быка. Как его супруга Великая Богиня участвует в сотворении мира и в этой ипостаси отождествляется с землей.
Традиционными для иберов являлись жертвоприношения животных. В могилах встречают множество костей коз, овец, свиней. Важную часть ритуала иберов составляли человеческие жертвоприношения. Бескровные жертвы состояли из лесных и грецких орехов, оливок, винограда, зерна, меда. Церемония жертвоприношения обладала мощным психологическим эффектом и имела социальную окраску. Она не только позволяла разделить свою долю богатства с другими людьми, но и приобщала участников ритуала к бессмертным богам, определяла место человека в созданном ими Космосе.
Таким образом, религиозные, мистические представления для человека имели большое значение. В них тесно переплетались мистификация сил природы в виде грозных, могущественных духов и культ духа предков. Содержались непререкаемые запреты (табу) или ритуальные действия, а также мифы, создававшие образцы для подражания героям, защитникам рода, верным хранителям очага, традиций и долга продолжения рода.
Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. По мере усложнения общественной жизни они становились все более разнообразными. Рассматривая языческие представления древних людей можно увидеть развитие человеческого общества, как оно меняло свое восприятие Вселенной и мира, как относилось к общности и индивидуализму. Как формировалась теология и космология человечества, как менялось отношение человека к тем стихиям и проявлениям природы, которое человечество не могло объяснить с помощью логики и науки.
Также необходимо заметить, что религия сыграла большую роль в объединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел своего идола (тотем). В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти верховных вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами, то есть унифицировать религиозные представления.
Происхождение жрецов
С появлением в первобытном человеческом обществе религиозных воззрений начинает формироваться и специальная группа людей, обслуживающих религиозные культы — жрецы. У разных народов представители этой категории именовались по-своему. Славяне, например, называли их волхвами, кельтские народы — друидами; у индейцев Северной Америки, кочевников Азии, и представителей народов Севера религиозные обряды совершали шаманы. По мере развития человеческого общества, возникновения мировых религий, на смену жрецам пришло духовенство. (Рис. 1)
Жрецы — служители культа, занимавшиеся отправлением различных обрядов (жертвоприношения, молитвы, врачевание и другие). Жрецы считались как посредники в общении людей с миром богов и духов. Слово жречество происходит от древнерусского «жьрети» (старославянское «жрети») и означает буквально «приносить в жертву», «совершать жертвоприношение».
Ответить с точностью, откуда взялись жрецы, из какой категории предков современного человека они формировались, что предшествовало их появлению, не представляется возможным. Первобытные люди не оставили по данному вопросу никаких пояснений, поскольку было не реально зафиксировать этот процесс с технической точки зрения; кинокамер и других записывающих устройств в то время не существовало. У самих жрецов на этот счет объяснение простое — они появились по воле высших сил, и выполняют исключительно их волю. В настоящее время человек также не в состоянии отправиться в прошлое и отследить развитие первобытного общества. Следовательно, возможно лишь выдвинуть гипотезу, объясняющую появления жрецов.
Великий древнегреческий философ Аристотель высказал мысль о том, что человек по своей природе «животное общительное и политическое». У людей изначально существовало стремление к объединению и жизни в обществе. Такими объединениями на первобытной стадии развития человека являлись род, племя. Соответственно из наиболее мудрой и активной части соплеменников выборным путем формировалась определенная управленческая структура — старейшины родов, вожди племен. Эти представители первобытной власти осуществляли общее руководства родом или племенем, выбирали новые места жительства при переселении, место и порядок охоты, формулировали и чтили законы, осуществляли правосудие.
На поздних стадиях существования родового строя происходит деление крупных родов на мелкие роды или большие семьи. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований — братств (фратрий; от греческого слова «φρατρία» / «phratria» — «братство») и племен. Род — это сложившееся объединение людей, связанных узами родства, а также общественная группа, ведущая общее хозяйство. Племя — совокупность родов, связанных родственными отношениями, общим языком и территорией. Племена могли быть как однородными, так и неоднородными. Например, Болгария — территория 7-и племен (преимущественно славянских), на которую пришли булгары, то есть союз 7-и племен и булгар. Рим — союз племен латинян, сабинян и этрусков. В основе управления родовой общиной лежала власть, которую возглавлял старейшина в роду, вождь в племени, совет старейшин, совет союзов родов — фратрий и совет племенных союзов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История религии в Великобритании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других