Исследование темы самореализации осуществляется с позиций
холизма, или принципа целостности.
Как бы это ни было трудно, но мы должны научиться мыслить в духе
холизма, а не атомизма.
Преобладающими стали
холизм, междисциплинарный характер и дедуктивный подход.
Многие учёные провели глубокие дискуссии с разных точек зрения о формулировке, коннотации, сущности, пути исследования и связанных с этим вопросах исследования марксистского
холизма, и добились важных достижений.
Холизм мыслительных процессов проявляется в непрерывном взаимодействии сознательного и бессознательного планов мышления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гринго — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Онтологический принцип
холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей.
Во-вторых, кажется, что единственным средством разбить этот порочный круг являются безоговорочное принятие методологического
холизма и взгляд на экономическую теорию в социологических терминах и, разумеется, с более отчётливым упором на макроэкономику.
В следующей главе мы покажем, как возникли и – в ходе неустанных усилий, направленных на то, чтобы экономическая теория обрела статус «настоящей», т. е. естественной науки, – набирали силу концепции
холизма и гедонистической рациональности.
Неудивительно, что
холизм открывает возможность для такой экономической политики, которая, претендуя на достижение общего интереса, считается корректировкой отклонений от нормального течения дел (при этом делается неявное допущение, согласно которому нормальное течение дел есть то, что составляет содержание ожиданий типичного экономического агента).
Формулируя более общий вывод, можно сказать, что классическая школа, пытаясь сохранить
холизм, соединила концепцию естественного закона с производством, что позволило ей успешно противостоять аргументации в пользу политического вмешательства в экономику.
Системный анализ опирается на диалектический закон единства, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в мире и обществе, поэтому не следует стремиться разложить систему на отдельные части и исследовать их обособленно, чтобы не потерять из поля зрения
холизм и специфику всей системы.
Другой аспект
холизма заключается в том, что живой организм, в том числе человек, рассматривается в его неразрывной связи с окружающим миром.
Этот
холизм коренится в природе самого языка, ибо критерии категоризации фактически являются критериями применения имён этих категорий к миру.
Согласно онтологии
холизма, целое есть нечто большее, чем сумма его частей.
Холизм противопоставляет себя рационалистическому западному мышлению, которое строится на фрагментации, познании частей, тогда как целое несводимо к своим частям.
Практическим воплощением идеи
холизма является возникшее в синергетике понятие эмерджентности, то есть возникновения в системе нового системного качества, несводимого к сумме качеств элементов системы.
Исходя из этого, гносеологическим посылом
холизма является установка на познание целого в направлении от целого к его частям.
Положение
холизма «целое больше, чем сумма его частей» в комплетике изучено и показано, что в целом есть «суммы частей больше целого» и «суммы частей меньше целого».
Первой он выдвинул идею экосистемного
холизма.
Экосистемный
холизм экологистов применим к анализу типа воздействия на вид и популяцию, тенденций общего развития природы, а не отдельного действия и его последствий.
Как правило,
холизм тесно связан с телеологией, учением, полагающим разумную целесообразность мира.
Такой подход приводит к социальному
холизму, натурализму.
На другом конце спектра мы имеем
холизм – теоретический подход, который в значительной степени пересекается с тем, что в наши дни принято называть «коннекционизмом».
Научное направление традиционного институционализма придерживалось методологии
холизма и абсолютно нового исследовательского подхода, в котором методологической единицей стал «институт».
Квантовая парадигма характеризуется единством принципов квантования действия, прерывности квантово-механического движения, дополнительности, вероятностно-статистического описания, индетерминизма и квантового
холизма.
Стало ясно, что понятие целостного феномена должно, по меньшей мере, рассматриваться с позиций нового
холизма, в котором роль частей, составляющих целое, имеет значимую концептуальную корреляцию с этим целым.
Холизм относят также и к типу "несистемных" теорий, наряду с элементаризмом, эклектизмом, редукционизмом, что, кстати, само по себе не является ни достоинством, ни недостатком теории.
Многие последователи
холизма видят в любом заболевании обязательную лечебную составляющую, т. е., по их мнению, любая болезнь одновременно является и лекарством; к любому заболеванию можно отнестись как к «падению ради взлёта».
Первый аспект-это
холизм, соединение частей или элементов с образованием единого целого, обретающего новые свойства.
Сейчас мы находимся именно на этом повороте к синтезу и эволюционному
холизму, и энактивизм в эпистемологии и когнитивной науке находится именно в этой методологической и концептуальной струе.
Один из принципов синергетического
холизма – это принцип топологически правильного, резонансного соединения относительно простых структур в сложные устойчиво эволюционирующие целостности, с тем чтобы ускорить темп развития образовавшейся единой сложной структуры и приблизить желаемое будущее.
Став абсолютной антитезой
холизму и отвергая всякую возможность того, что социальные общности обладают преференциями и функциями, несводимыми к предпочтениям и поведению индивидуумов, методологический индивидуализм занял центральное место в экономической теории.
Одна из её особенностей была связана с тем, что критики
холизма, включая отечественных адептов методологического индивидуализма, не вполне обоснованно стали выводить его из «онтологического индивидуализма» – того, что общество состоит из людей, из представлений о создании общественных институтов индивидуумами, а социальные целостности есть лишь гипотетические абстракции [Kincaid, 1998, р. 295].
Камералистика в политическом и управленческом смысле представляет собой практический
холизм (= совокупность мер, направленных на поддержание целостности), поскольку реципиенты благосостояния «не должны выделяться, а рассматриваются как части целого».
В основу гештальт-терапии легли идеи, почерпнутые ими из психоанализа, психодрамы, экзистенциальной и близкой к ней феноменологической философии, философии буддизма, теории
холизма, открытий гештальт-психологии.
Особой чертой этой социологии был программный
холизм, в соответствии с которым «описание отдельного социального события или явления адекватно лишь тогда, когда они представлены как проявления жизни и функционирования общества как целого».
Очевидно, общество не следует рассматривать в духе примитивного
холизма и телеологизма, т. е. в качестве самодостаточного, реализующего имманентные цели социального организма.
В-третьих, нельзя не обратить внимания на очевидный
холизм и телеологизм: культурно-исторический тип наделяется качествами субъекта, реализующего заданную цель.
Считается, что
холизм архетипичен русской ментальности.
Движение, точнее пахтание вмещающей среды, осуществляется двумя крылами. Одно продуманно-аналитичное, другое легировано
холизмом.
Европейская аналитичность слитая с азиатским
холизмом (цифровой и аналоговый тип мышления) творит трагически-изломленную картину мира, везде ощущаешь свою инаковость, будто пребываешь на экзистенциальном сквозняке.
Онтологическим основанием
холизма служит принцип: целое всегда есть нечто большее, чем сумма его частей.
Натурфилософия как тип знания была тесно связана с ценностями, а в мировоззренческом плане следовала
холизму, целостному представлению о мире вещей, связанных воедино, – натурфилософии было присуще космическое представление о мире.
Но при этом, в процессе распознания этих возможностей, выявления из прасинтезности стандартов, законов, императивов, аксиом, начал, принципов, методов, и правил, в том числе, и как канонов, если взять соответствующее понимание правил, в синтезе между собою отдельными единицами синтеза и связывание этих единиц синтеза меж собою в некое новое более высокое начало, которое мы бы определили как некую более новую константу истины, складывается истина как таковая, константная на первом этапе, тем синтезом разнообразнейших синтезов на основе разнообразнейших
холизмов целостностей, являемых человеком собою.
В общем, всё, что мы можем отнести к категории познания, в разнообразии деятельности частей человека, складывающих разные виды познания целого: научное познание, познание искусства, познание культуры, познание философии – цельные
холизмы видов познания, которые складывают синтез видов познания и разный синтез этих познаний, и которые, в синтезе синтезов познания, нитью синтеза синтезов познания, складывают некую истину познания человека, как такового.
Исходя из методов философии отрицать это достаточно сложно, ибо есть множество носителей разума на планете в виде людей, и при единении этого множества в некое единое целое, планета, с необходимостью
холизма, должна получить разум, как таковой, или является разумной, как таковой.
Допустим, цельность мозга, как
холизм мозга.
По-моему, если следовать пониманию методологического индивидуализма в узком, шумпетеровском смысле, то между ним и методологическим
холизмом возможно не только принципиальное противостояние, но и некоторое разделение труда.
Холизм рассматривает реальность непрерывным целым, вовлечённым в такое движение, где любое событие производно от этой целостности и зависимо от неё.
По результатам этого исследования был сделан вывод о влиянии коллективистской культуры на жизненную философию человека, которая обладает всеми свойствами
холизма.