Если рассматривать индивидуальное поведение,
аномия проявляется как структурно заданная ограниченность возможных выборов.
Аномия характерна для быстро меняющихся обществ, общин или групп, подверженных катастрофическим стрессам.
Эти факты, бесспорно, бросают очень сильный вызов различным интерпретациям нацизма как продукта нарастания
аномии, а также общей неприкаянности и утраты корней в современном городском индустриальном обществе.
Не приемлема для общества усугубляющая
аномию информационная анархия, так как она потенциально угрожает существованию социума и подрывает функциональность институтов.
Поэтому социальные психологи социологического направления преимущественно занимаются объяснением таких проблем, как бедность, преступность, социальные
аномии [87, с. 12–13].
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лекция-концерт — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Дюркгейм ввёл понятие
аномии: состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые ещё не утвердились; это состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которая вызывается резкими изменениями, скачками.
Различия во временной ориентации, в образах времени, в толковании анахроничности и современности между возрастными, классовыми, социально-политическими, религиозными и этническими группами затрудняют преодоление
аномии, формирование единой системы ценностей и социальных норм не только в российском обществе, но и в других постсоциалистических странах (Наумова, 1997; Наумова и др., 2000; Попова, 1999; Tarkowska, 1989, 1993).
Для серьёзной аналитической работы с литературными текстами необходим был понятийный инструмент, который позволял бы переводить «литературные конструкции» (героев, персонажей, разбитых на «социальные действия» или «социальные роли»; время и пространство действия, фоновые детали и обстановку – Spielraum, setting, social milieu и т. п., опознаваемые и приемлемые формы разрешения конфликтов и многое другое) в средства социологического описания и анализа, а именно: в социальные нормы, действия, роли, группы, институты, сообщества или объединения, формы социального порядка и его нарушения, типы проявления
аномии, социальную структуру, мобильность и проч.
Общество оказалось в яме моральной
аномии, безнормативности и потому столь легко клюнуло на приманки «стабильности» и «державности».
Но, как правило, если общество не находится в состоянии
аномии и хаоса, одна из них является ведущей той, которая обеспечивает социальную солидарность, т. е. осуществляет интегративную функцию.
Эта группа заинтересована в продлении общественной
аномии и правового беспредела, обеспечивающих свободу и безнаказанность криминала.
Аномия возникает тогда, когда всё больше и больше людей проникаются мыслью, что свои права они не могут реализовать правовыми способами.
Наступила эпоха
аномии, неясного будущего и, соответственно, эпоха без больших созидательных целей и соответствующих им чётких ценностей и ориентиров.
Может быть, такая усталость, всё ближе подводящая к полной
аномии, была неизбежной – рассыпались идеалы, а это всегда опасно, хотя не опасней идолопоклонства.
Эти взгляды выражаются в многочисленных теориях социологической направленности: теории
аномии, стигматизации, дифференциальной ассоциации, социальной дезорганизации, интеракции, виктимологические, радикальные и другие теории.
Между тем известно, что во время системных кризисов и катастроф в обществе нарастают явления
аномии (от фр. anomie – отсутствие закона) или общественного хаоса.
Оно оказалось в состоянии массовой
аномии, суть которой в следующем: с прежними мировоззренческими ценностями люди не расстались, а в реальной жизни им противостоят чуждые им мировоззренческие ценности.
Известно, что больные цветовой
аномией хорошо различают цвета предметов, а их названия забывают и, к примеру, могут назвать банан «голубым».
Общим фоном нашего российского бытия стала
аномия (букв. беззаконие, безнормность).
Не то чтобы мы сегодня непосредственно сталкиваемся с такими явлениями, но если склонность индивидов воспринимать себя как нечто более или менее замкнутое, сосредоточенное на собственной системе взглядов и предназначенное в первую очередь для продвижения персональной точки зрения будет встречаться всё чаще, усиливаться и становиться обычным делом, это вполне может привести к различным формам
аномии.
Аномия представляет собой такое состояние общества, когда значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.
Во-первых, состояние
аномии может характеризовать общество, в котором нормативные стандарты поведения, а также существующие в нём убеждения либо серьёзно ослаблены, либо отсутствуют, во-вторых, отдельное лицо, если оно социально дезориентировано, находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от общества.
Подобная ситуация соотношения хаоса и порядка, ситуация автономизации индивида и абстракции социальных институтов, ситуация перманентной угрозы
аномии создаёт в современности постоянные чувства неопределённости, неуверенности, нерешительности[13].
Он видит постоянный источник
аномии в социальной структуре капиталистического и особенно американского общества.
Несогласованность целей и средств и рождает
аномию, ситуацию риска, которой буржуазная семья с трудом противостоит.
Таким образом, теория заговора может играть либо роль теории познания, объясняющей невежество, ошибки или иллюзии действием злых сил, либо роль социологической теории, объясняющей все феномены разрыва, дисфункциональности или
аномии манипулятивной силой тайных властителей.
Это может показаться абсурдным, но нередко
аномии имеют следствием готовность людей, к примеру, лицемерить перед теми, кого даже не уважают, но вынуждены считаться с имеющимися у них ресурсами – властью, положением в обществе, богатством и т. д.
Дюркгейм (26) понимает под
аномией вид социального расстройства, в результате которого нарушаются или рушатся социальные связи («органическая солидарность общества»).
Как отмечали ещё советские исследователи проблем социальных изменений («горбачевское время»), страх перед социальной
аномией толкает официальные власти поддерживать социологов, рассматривающих социальные изменения как объект постоянного социального контроля, как фактор стабилизации и воспроизводства господствующей системы.
Например, политика 1990-х годов привела к дезинтеграции общества – это предмет политологии; возникшая при этом массовая
аномия привела к коррупции государственного аппарата и кризису легитимности власти – это предмет политической социологии.
Но то, что считается присущим нам априори, может быть с лёгкостью утрачено нами в чрезвычайной ситуации, когда мы оказываемся вытолкнуты из правового пространства во внезапно разверзшуюся «зону
аномии».
В ситуации неожиданно возникшей общественной
аномии естественным выходом для пишущего было обращение к предельно личным ценностям, которые не могли потерять своё значение от трансформации социума.
Период между «старым» и «новым» государственным строем характеризуется обстановкой социально-правовой
аномии, называемой некоторыми учёными правовым хаосом.
Это время
аномии, беспредела, безнормицы, этики цинизма.
Группа таких работников, которую стали обозначать прекариатом, имеет неудовлетворительную степень социальной и правовой защищённости, ощущает
аномию, беспокойство и отчуждение.
Аномия мыслима в двух измерениях.
Аномия всюду и психиатрия.
Читал когда-то, что научные революции случаются из-за того, что накопилось слишком много аномалий, то есть всякого такого, чего не должно быть, это не по понятиям, а оно есть, более того – игнорировать всякое такое невозможно, значит, нужны перемены, политические революции, скорее всего, происходят ровно по той же причине: накопление аномалий, развитие
аномии во внутри- или внешнеполитических контекстах, конфликт, который не удаётся разрешить посредством диалога между лидерами сторон, затем эскалация этого конфликта, и началась стрельба, а там уже жертва за жертву, пока не сложится новый социальный порядок.
Мертон один из первых описал дихотомию двух видов транслируемых культурой символов успеха, обуславливающих
аномию, когнитивный диссонанс, дуальную оппозицию (диспозицию), несущую в себе вектор конструктивной напряжённости, «ценностную ориентацию субъекта, стимулирующую предпочтение движения от одного полюса к другому».
Разрушительные тенденции в нравственной сфере, системе социальных норм, правил, этических принципов, аморальное поведение, распространение ценностей криминальной субкультуры обусловливают
аномию, рост криминализации общества (Богорев, 2008; Давыдов, 1990; Мертон, 1966; Осинский, 2006; Сучкова, 2011; Юревич, Ушаков, 2011; и др.).
В бескрайних лабиринтах современных городов, где улицы были лишь размытыми чертами света и тени, где небо скрыто было под пеленой из бетона и стекла, где звуки становились лишь фоновым шумом городской
аномии, жизнь казалась лишь тусклой репликой того, чем она когда-то была.
Аномия является «нулевым» порогом ценностного содержания сознания.
Последняя работа, фактически положившая начало научной суицидологии, рассматривала
аномию как один из важнейших факторов, вызывающих суицидальные побуждения.
Семейную
аномию можно рассматривать как нарушение общественного равновесия и дисциплины, обеспечиваемых семьёй и семейной моралью.
Однако обеспечение соответствующего жизненного стандарта – это только предпосылка для нормальной жизни человека и его защищённости от постоянного вторжения посторонних, оно ещё не решает проблему
аномии, понимаемой как недостаток общности.
От
аномии индустриального общества можно будет избавиться лишь при условии радикального изменения всей социальной и духовной структуры общества, т. е. когда индивид не только получит возможность жить в приличной квартире и нормально питаться, но когда его интересы будут совпадать с интересами общества, т. е. когда основными принципами нашей общественной и личной жизни станут не потребительство и враждебность, а дружелюбие и творческая самореализация.
Неутешительным для психологов является тот вполне очевидный факт, что для разных людей последствия
аномии проявляются неодинаково – одни оказываются к ним более устойчивы, чем другие.