Чему не учат на журфаке. 50 советов начинающему журналисту

Ринат Билалов

Автор рассказывает о том, как новичку сделать первые шаги в журналистике, какие подводные камни ожидают его в этой сложной, но очень интересной профессии.

Оглавление

7. Ищите место, где вам дадут пройти практику или стажировку

В общей сложности я семь лет проработал главредом молодежных газет. Сейчас подобный тип СМИ практически вымер. Хотя, с моей точки зрения, это была очень хорошая школа для тех, кто делал первые шаги в профессии или присматривался к ней. Основываюсь на том, какие результаты мне довелось увидеть самому. Из тех, кто стажировался у меня в редакции в Челнах и начинал заниматься журналистикой в «Молодежи Татарстана», получилось несколько главных редакторов и несколько десятков крепких профи.

Молодежные СМИ — явление крайне неоднородное. Существовали классические региональные издания, учредителями которых были обкомы комсомола. У нас в республике это были «Комсомолец Татарии» и «Татарстан яшьлэре», в Питере — «Смена», в Чувашии — «Комсомолец Чувашии», в столице — «Московский комсомолец» и т. д. Такие издания в начале 90-х имели очень большие тиражи, но уже через десяток лет интерес читателей к большинству из них угас.

Когда я в 2006 году пришел в «Молодежь Татарстана» (бывший «Комсомолец Татарии»), то понял, что газета фактически уже не существует. Есть офис, люди, техника, зарплата, а тираж едва достигал 2 тысячи экземпляров.

Все это резко контрастировало с былой историей издания, которое было очень популярным в 80-90-е — в лучшие времена его тираж превышал 100 тысяч экземпляров. Но от нее не осталось и следа. Придя на руины, я довольно смутно представлял, что делать с газетой.

Сначала надо было разгрести завалы. Глубина пропасти, в которой оказалась редакция, была очень впечатляющей. Дисциплина была на крайне низком уровне. Первое время было довольно много опоздавших на работу. Заставлял писать объяснительные. Порой они выглядели анекдотически: например, корреспондент, недавно вышедшая замуж, написала, что ее не пустил утром на работу супруг.

Первоначально я пытался собрать коллектив из авторов, находящихся на исходе комсомольского возраста и уже за пределами его, и произвести римейк версии начала 90-х, сделав упор на общественно-политическую тематику. На это было потрачено около года, тираж подрос. Однако, сам по себе молодежный бренд газеты не позволяли развиваться в этом направлении. Но тут пришла идея: поэтапно сделать МТ студенческой газетой. В то время осенью во многие редакции приходили первокурсники журфака, которым было велено найти себе место для практики. Запомнил, что как раз тогда ко мне пришла целая группа, где было очень много парней и девушек, что называется, с горящими глазами. Я предложил им такое решение: мы с ними составляем планы, распределяем тематику и работаем. Через некоторое время подводим итоги, и лучшие к своим гонорарам получают еще и оклад в виде полставки. На тот момент имелось четыре свободных корреспондентских ставки, и редакция вместо четырех взрослых корреспондентов получила сразу восемь штатных сотрудников. Мы создали газету в газете «СтудИя», по замыслу, она постепенно должна была вытеснить все остальное содержание МТ.

Я зашел еще дальше и стал отдавать свой кабинет для проведения планерки самими студентами и знакомился только с готовыми планами. Параллельно мы наладили поставку газеты в вузы и тираж снова стал расти. Но я понимал, что это издание уже вряд ли найдет себя в период начала бурного роста интернета.

Из той студенческой команды получилось немало хороших журналистов: кто-то уехал в столицу на «Эхо Москвы», кто-то потом работал со мной в других СМИ, кто-то в «Комсомолке» и других изданиях.

Когда начинающим журналистам дают такую возможность самоорганизоваться, часто из этого бывает толк. В Челнах в 90-е существовала при Доме детского творчества газета «Пятая стена», в которую писали старшеклассники. Газета была довольно популярной, имела тираж в районе 10 тысяч. Многие авторы этой газеты потом стали хорошими журналистами, рекламщиками, дизайнерами.

Понятно, что сейчас создавать бумажную газету для тинейджеров и студентов бессмысленно. Но я не вижу аналогичных СМИ и в интернете. Во всяком случае, я не знаю изданий, куда вот так с улицы может прийти начинающий журналист и влиться в тусовку таких же новичков. А тусовка в этом деле имеет очень важное значение — в ней начинающий журналист видит таких же как он, обменивается идеями, и — самое главное — учится быть частью команды. А без этого умения ничего в дальнейшем не получится, несмотря на весь индивидуализм, который подразумевает журналистская профессия.

Поэтому сейчас те редакции и медиакомпании, у которых хватает на это сил, готовят себе кадры сами: например, в «Татмедиа» действует медиашкола, через которую прошло множество начинающих журналистов, которые смогли потом устроиться штатными корреспондентами в издания холдинга.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я