Журналистика для всех. Путеводитель в мир журналистики, коммуникаций и медиа

Сергей Ерофеев

Эта книга для тех, кто решил стать журналистом или узнать, что это за профессия. По жанру она – путеводитель, то есть краткое, но достаточно полное описание карты местности и находящихся там достопримечательностей. Многим она поможет кратчайшим путем прийти в профессию или освоиться в ней. По данным Союза журналистов России, более 80% работающих журналистов не имеют медийное образование. Поэтому эта книжка, возможно, будет полезна и им – она даст системные знания по профессии.

Оглавление

  • Путеводитель. по миру журналистики

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Журналистика для всех. Путеводитель в мир журналистики, коммуникаций и медиа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Редактор Ангелина Анисимова

Художник Мария Успенская

© Сергей Ерофеев, 2018

ISBN 978-5-4490-8015-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Путеводитель

по миру журналистики

Зачем эта книга

и как ею пользоваться?

Если вы решили стать журналистом или узнать, что это за профессия — это книжка для вас. Это не учебное пособие, и не популярное издание по журналистике. Я бы определил ее жанр как путеводитель, то есть краткое, но достаточно полное описание карты местности и находящихся достопримечательностей по пути в нее и в ней самой. В этом путеводителе есть хотя бы в самом общем виде некоторые тайны и мистерии журналистики. Надеюсь, что многим она поможет кратчайшим путем прийти в профессию или освоиться в ней.

По данным Союза журналистов России, более 80% работающих журналистов не имеют медийное образование. Поэтому эта книжка, возможно, будет полезна и им — она даст системные знания по профессии.

Всем, изучавшим или изучающим английский язык, знакомо такое выражение как Basic English — базовый английский. Эту книжку также можно было бы назвать «базовая журналистика».

Хочу сразу предостеречь — нельзя научиться журналистике по книгам, в том числе и по этой. В журналистике нужна практика — каждый день, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

Это хорошо знают студенты факультетов журналистики. Чтобы получить диплом бакалавра, им нужно не только изучать теорию 4 года, но и постоянно оттачивать навыки журналистской работы на учебных и производственных практиках. Эта книжка построена таким же образом.

В первой части книги ПУТЕВОДИТЕЛЬ В МИР ЖУРНАЛИСТИКИ читатель получит базовые знания о журналистике как профессии и ее истории. В ней же будут изложены основные понятия теории коммуникаций и журналистики.

Вторая часть — это журналистский ПРАКТИКУМ. Здесь читатель узнает, как писать для газет, журналов, телевидения, радио, интернет-СМИ, блогов и постов в социальных сетях.

Третья часть книги ПРАВИЛА ПИСАНЫЕ И НЕПИСАНЫЕ тоже сугубо практическая. Это нужно знать каждому, кто работает или предполагает работать журналистом.

Приложение ДВЕРИ В ПРОФЕССИЮ покажет, где можно попробовать себя в журналистике и где и как можно получить журналистское образование.

ГЛОССАРИЙ расширит и уточнит понимание читателями некоторых терминов, которые будут встречаться в этих текстах.

Краткая история журналистики

Всегда ли была журналистика?

Многие считают, что в истории человечества журналистика существовала всегда. Это в корне неверно. Она занимает ничтожную часть в истории человечества.

Большинство историков предполагают, что вся история человечества занимает 2 миллиона лет или 20000 веков. Из них Древний мир, который создал основы современной цивилизации, — 40 веков. Средние века занимают 12 веков, а Новое время, в котором мы живем, и когда появилась журналистика, еще меньше — всего три века.

Путем несложных подсчетов можно определить, что последние три века, когда зародилась и расцвела журналистика, занимают всего лишь 0,015% времени истории человечества.

Роль коммуникаций в обществе

На протяжении всей истории человечества у людей была необходимость и тяга к коммуникациям между собой, то есть передаче знаний и какой-то важной информации другим. Так постепенно появился язык, а потом и письменность — одна из форм существования человеческого языка. Это процесс занял тысячелетия.

До создания письменности языком коммуникаций была пиктография. Пиктограмма — это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления в схематическом виде. В отличие от привычного нам алфавитного письма, пиктограммы способны отображать только часть многоуровневого характера естественного языка. Самые известные пиктограммы сегодня — дорожные знаки и эмодзи. Вы уже, очевидно, заметили, что эмодзи постепенно становятся естественной частью современных коммуникаций и, в частности, письменного языка (-:

В начале журналистики было письменное слово

Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Финикийское слоговое письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, а от него произошли латиница, кириллица и большинство современных письменностей.

Развитие письменности привело к развитию протожурналистики (ее еще называет пражурналистика) — одной из форм коммуникации, предшествовавшей появлению журналистики. Протожурналистика была лишена одного из важнейших атрибутов современной журналистики — массовой коммуникации, но тем не менее она достаточно успешно выполняла свою роль на протяжении веков.

Протожурналистика корнями уходит в античный мир и средневековье, ко временам возникновения письменности. В Древнем Египте и Месопотамии цари и владыки пытались донести до подданных специально отобранные и отредактированные новости через герольдов, глашатаев и вестников.

Уже в глубокой древности появились первые службы сбора и распространения новостей. Хорошо известны древнеримские рукописные вестники Acta Senatus (Акты Сената) и Acta Publica (Общественные Акты). По приказу императора Юлия Цезаря писцы размножали сенатские бюллетени или его личные послания до 1000 экземпляров и рассылали их видным политическим деятелям, находившимся как в самом Риме, так и за его пределами.

Вся письменная информация тогда была исключительно рукописной и это замедляло ее тиражирование. Нужен был технологический рывок, чтобы знания стали более-менее массовыми — для этого было необходимо придумать новые способы тиражирования знаний и информации.

Фундамент журналистики — печатное слово

Книгопечатание было изобретено дважды — в Китае и Корее и в Средневековой Европе. Первые книги были рукописными. Как правило, их тиражировали таким способом — один читал первоисточник, а все остальные записывали под его диктовку в свой экземпляр книги.

Настоящая история книгопечатания и журналистики в современном смысле слова началась, когда изобрели наборный шрифт. Наборный шрифт — это отдельные металлические выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Их можно было переставлять и набирать в строки книг. Потом с помощью печатного пресса их оттискивали на бумаге в нужном количестве экземпляров.

В Европе наборный шрифт появился во второй трети XV века. Почти все исследователи приписывают его немцу Иоганну Гутенбергу — он в середине 1440-х годов создал способ книгопечатания подвижными свинцовыми литерами. Начало книгопечатания металлическими литерами оказало огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю.

ОТСТУПЛЕНИЕ:

технологии всегда двигали журналистику

Растущее население стран и большие города явились одним из факторов рождения журналистики. Нужны были только новые технологии, которые помогали бы распространять важную информацию на массовую аудиторию и на большие расстояния.

Первая информационная технология — усовершенствованный печатный станок, который позволял делать многотысячные тиражи для массовой аудитории.

Вторая информационная технология — изобретение передачи звуковой информации на большие расстояния с помощью радио для массовой аудитории.

Третья информационная технология — изобретение передачи изображения (сначала черно-белого и немого, потом со звуком и цветного) на большие расстояния для массовой аудитории. Сейчас мы эту технологию называем телевидением (в переводе — дальновидение).

И, наконец, самые современные технологии — изобретение транзистора, двоичного кода и создание глобальной системы коммуникаций для передачи любого вида информации — текстовой, звуковой, изобразительной и видео — для всего населения планеты. Все вместе это теперь объединяется общим названием «цифровая революция».

На следующей странице дана таблица технологических отличий каждого средства массовой информации. Она будет полезна для дальнейшего понимания, какими достоинствами и недостатками отличается каждый вид медиа.

Типология средств массовой информации

в одной иллюстрации

Постарайтесь запомнить плюсы и минусы каждого СМИ

Рождение газеты

Свой современный облик газеты начали приобретать в XVI веке. Тогда и вошло в обиход само название «газета» — по наименованию мелкой итальянской монеты газетты. Газзетой платили за листок новостей. Листок новостей La gazeta dele novità («Новости на одну газетту») издавался в Венеции. Некоторыми исследователями журналистики считается, что именно здесь были образованы первые бюро по сбору информации и возникла профессия газетчика.

Годом рождения европейской газетной периодики считается 1605 год — именно тогда в Страсбурге типограф Иоганн Каролус стал издавать «Relation: Aller Fürnemmen». До этого он занимался составлением рукописных газет.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Путеводитель. по миру журналистики

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Журналистика для всех. Путеводитель в мир журналистики, коммуникаций и медиа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я