Чему не учат на журфаке. 50 советов начинающему журналисту

Ринат Билалов

Автор рассказывает о том, как новичку сделать первые шаги в журналистике, какие подводные камни ожидают его в этой сложной, но очень интересной профессии.

Оглавление

4. Решите, нужен ли вам журфак. Если да, то для чего

Я сам выпускник журфака, но всегда относился к нему неоднозначно. Испытываю уважение ко многим, кто там работает, стараясь вложить в головы студентов основы журналистики. Но при этом многолетние наблюдения дают основания считать, что сама по себе система подготовки журналистов находится в кризисе. Причем давно, лет 20 как минимум.

Что такое журфак в России? По сути, это рудимент советской вузовской системы гуманитарного образования, готовившей сотрудников для СМиП. Да-да, не СМИ, а именно СМиП. Сейчас многие уже и не знают, что означает эта аббревиатура. СМиП — это средства массовой информации и пропаганды. То есть его выпускники, по замыслу, должны были становиться сотрудниками партийной и советской печати и нести в массы агитацию и пропаганду.

Но эти вещи давно перестали быть актуальными. С 90-х годов прошлого века журфаки по всей стране, стараясь соответствовать времени, ищут новые формы обучения студентов, проводят эксперименты — удачные и не очень, меняют вывески, становятся высшими школами, институтами.

Я закончил журфак Казанского университета в 1996 году. С тех пор факультет как минимум три раза был преобразован, и четырежды менял место своего расположения, в конечном счете превратившись в целый институт. Сейчас его материально-техническая база несравнима с тем, что было в наше время. У высшей школы журналистики (так сейчас называется наш журфак) есть собственная телестудия, классы для интерактивных занятий и многое другое. Прогресс налицо, что и говорить. Но проблема качества выпускников все равно сохраняется.

Похоже, все-таки российские факультеты журналистики остаются уникальным явлением в мире. Я лично не проверял, но в профессиональном сообществе есть устойчивое мнение, что факультетов журналистики в развитых странах нет. Там журналистами становятся люди других профессий, разными путями постигшие основы этого ремесла: через какие-либо курсы, практику работы стажером в различных СМИ.

Наверное, они не знают многого из теории и истории журналистики, о технологиях и многом другом, что давали нам преподаватели на журфаке. Но положа руку на сердце, скажу честно: за четверть века в журналистике мне ни разу не пригодились знания о «Колоколе» Герцена, к зачетам по которому мы лихорадочно готовились по ночам. Если вы работаете над собой, много читаете, вы и так будете знать основные вехи в истории журналистики и медийной отрасли. Но без каждодневной практики, выброшенных в корзину материалов, ошибок, срочных новостей вся ваша теоретическая подготовка абсолютно бесполезна.

Так получилось, что я стал штатным сотрудником газеты раньше, чем поступил на журфак. Учился заочно, о чем ни секунды не жалел. Но зато на последнем курсе я уже был главным редактором собственного еженедельника. Если бы я все эти годы целыми днями сидел на лекциях и писал материалы в газету только в период практики, то такой результат был бы невозможным.

Большинство студентов журфака рано или поздно оказываются перед дилеммой: работать или учиться? На моей памяти мало кто из тех, кто делал приоритетом учебу, становился заметной фигурой в журналистике. Думаю, потому, что самое важное время — это когда вам 20—25 лет. Именно в этом возрасте вы уже можете сформироваться как профессионал, сделав первые, самые нужные шаги. Более поздний старт дается труднее. Я знаю людей, которые становились журналистами (причем неплохими) и в 40 лет, но это редчайшие исключения.

Со мной работал один очень хороший журналист, который в период учебы несколько раз находился на грани отчисления из университета только потому, что очень много писал в газету, будучи студентом дневного отделения. Совмещать учебу и работу ему было крайне сложно: он пропускал лекции, не успевал сдавать зачеты. Но на третьем курсе он был уже совершенно сложившимся журналистом, способным писать на самые сложные темы.

Не хочу и не могу сказать ничего плохого в адрес преподавателей журфаков. В подавляющем большинстве это очень интеллигентные, искренне любящие свое дело люди. Но приведу один характерный факт. Однажды мы пригласили поработать выпускающим редактором одного очень популярного среди студентов преподавателя журфака. Все было при нем: энциклопедические знания, безупречное чувство стиля, умение блестяще вести беседу, и масса других достоинств. Честно говоря, мало кто из журналистов нашей редакции имел такой набор данных. Но он продержался в нашей редакции всего несколько дней. Написал заявление об увольнении, пояснив, что не готов работать в состоянии крайнего напряжения, которое было в нашей группе выпуска. В нашем же понимании такое напряжение было нормальной рабочей атмосферой.

Ситуация с этим человеком отражает всю пропасть, которая существует между теорией и практикой журналистики. Редакция СМИ — это производство информации, настоящая фабрика с ее жесткими законами. А журфак — это все-таки больше теория плюс исключительно либеральное отношение преподавателей к студентам. И совместить эти две разные стихии действительно очень сложно.

Журфак на самом деле не является каким-либо особым пропуском в журналистику. Он может помочь тем, кто действительно хочет стать журналистом, но не более. Но я видел немало очень хороших журналистов, которые имели диплом экономиста, физика, геолога. И даже вообще не имевших никакого диплома.

И, к сожалению, во все времена на журфак поступало много людей, которые на самом деле и не планировали становиться журналистами. Например, из учившихся в моей группе в профессии через 10 лет оставалась в лучшем случае треть. Почему же они идут туда? Существует мнение, что учиться на журфаке легче, чем на остальных факультетах. Где-то это правда. Объясняется это не столько легкостью дисциплин, сколько особо демократичной атмосферой на этом факультете и повышенной степенью гуманизма со стороны профессорско-преподавательского состава. Чтобы быть изгнанным с журфака, студенту нужно стать отъявленным злодеем и настоящим лоботрясом.

И еще очень важное о журфаке. Прежде чем идти на платное отделение, возьмите калькулятор. Как-то мы с коллегами подсчитали, что выпускнику придется года три работать только на то, чтобы оправдать расходы, понесенные на оплату учебы в течение пяти лет. Считаю это полной бессмыслицей.

Еще большая бессмыслица и обман — обещания вузов дать дорогу не просто в профессию, а сделать человека журналистом высшего уровня. Один уважаемый университет одно время обучал студентов по специальности «международная журналистика». На платной основе, естественно. Мы с коллегами над этим посмеивались, понимая, что в стране этих самых международных журналистов — единицы, и это уж точно не выпускники этого уважаемого вуза. Но когда я получил резюме одной из выпускниц, мне стало совсем не смешно. «Добрый день! Заинтересовала вакансия. Расскажу вкрадце о себе. Мне 22 года, я по образованию международный журналист», — писала соискательница. «Вкрадце»…

Учеба на журфаке имеет один очень важный нюанс, о котором редко задумываются. Закончив его, вы становитесь заложником своего диплома. С ним у вас дорога только в журналистику или PR. Или в предпринимательство, где ваш диплом вообще никого не интересует. Но если вы, например, дипломированный архитектор или микробиолог, то вы вполне можете стать журналистом. Причем довольно быстро. Конечно же, при наличии способностей. Но будучи обладателем журналистского диплома, архитектором или микробиологом вы не станете. Слишком много нужно специальных знаний, которые вы сами получить, скорее всего, не сможете.

Резюме: есть много моментов за журфак, но не меньше и моментов против него. Взвешивайте.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я