Чему не учат на журфаке. 50 советов начинающему журналисту

Ринат Билалов

Автор рассказывает о том, как новичку сделать первые шаги в журналистике, какие подводные камни ожидают его в этой сложной, но очень интересной профессии.

Оглавление

9. Будьте ремесленником

Мое глубокое убеждение — реализоваться в журналистике можно лишь, если ты четко осознаешь, что это именно ремесло. Да, это миссия, нередко творчество, но в основе это ремесло.

Не путайте журналистику с поэзией, прозой и драматургией. Такая каша часто возникает в головах некоторых людей, которые склонны к литературе, но по ошибке попадают в журналистику. Я видел примеры, когда человек воспринимает журналистику как поденщину, которая дает ему кусок хлеба (в случае с литераторством это намного сложнее), но мысли и душа у него находятся в другой стихии. В итоге он и не журналист, и не литератор, у него не получается ни сосредоточиться ни на своих произведениях, ни выдавать качественный журналистский продукт.

Исключения, конечно, бывают всегда и везде, но они лишь подтверждают правило. Я верю, что хороший журналист может стать неплохим писателем или публицистом. И знаю немало таких случаев. Но все эти люди приходили к писательству лишь эволюционным путем, а не пытаясь совмещать в свой голове две разные стихии в самом начале пути.

Зная, что вы, например, увлекаетесь поэзией и что-то пишете в стол, ваши близкие могут сделать ложные выводы о том, что вам надо идти на журфак. Им так кажется, потому что, с их точки зрения, это тоже «писанина». Но вам, скорее всего, не надо на журфак. Вам в литинститут. Хотя, честно говоря, не знаю, какая в нем польза. Слушайте себя, а не людей, которые сами в своей жизни не заработали ни копейки «писаниной».

Когда я еще только начинал работать в газете, посторонние и далекие от СМИ люди почему-то спрашивали, пишу ли я стихи. В их головах все это перемешано — литература, поэзия, журналистика. Я всегда был очень далек от этого вида творчества. За все годы работы в СМИ я ни разу не видел, чтобы ямб и хорей помогли кому-то реализовать себя в профессии.

В определении «ремесло», на мой взгляд, нет ничего, что снижало бы ценность журналистики. Под ремеслом я понимаю дело, которое вы умеете делать сами, и которое позволяет вам существовать как самостоятельной единице в любых условиях.

Стоматолог, парикмахер, водитель и другие подобные люди — это те, кто нужен при любой социально-экономической формации, и чьи личные трудовые качества позволяют ему зарабатывать. Не уверен, например, что такими же качествами обладают, скажем, банковские клерки и представители многих профессий, появившихся в России в девяностые-нулевые. Спроси такого человека, что он умеет делать, и сразу же поймешь, что он может существовать только в рамках какой-то жестко структурированной системы, и индивидуально нежизнеспособен с экономической точки зрения. Например, несколько лет назад в Татарстане случился банковский кризис, вызванный обрушением группы «Татфондбанка». В результате на улице оказались сотни, если не тысячи людей, которые больше не могли устроиться в банки уже потому, что банков в республике уже не было в прежнем количестве. Многим из них пришлось менять профессию, причем зачастую уже в довольно солидном возрасте.

На этом фоне любой журналист-середнячок имеет преимущество и может при самых худших обстоятельствах стать фрилансером-в нескольких изданиях. Как минимум на хлеб заработает: будет писать, вести на заказ блоги в Инстаграм, работать дистанционно. Если, конечно, он не ленив и развивает свои навыки ремесленника.

Но у ремесла есть и свой минус: оно не масштабируется. Если предприниматель может открыть вторую, третью, а то и десятую торговую точку, то у журналиста все равно одна голова и две руки. Он, может, конечно, стать предпринимателем в сфере медиа, но тут нужны другие таланты и способности. Выше мы об этом уже говорили.

В общем, журналистика, с моей точки зрения, это именно ремесло, хотя в большинстве случаев она все же является наемной работой. Но это пока. Например, блогеры уже изменили представление об этом — многие из них имеют подписчиков намного больше, чем даже федеральные СМИ.

Можно, конечно, быть ремесленником до такой степени, что тебе нет разницы, о чем писать и как писать — лишь бы платили. И такой подход, надо сказать, не редкость. Но чаще всего такой журналист проходит круг по редакциям, потом теряет доверие и, в конце концов, прозябает где-то в СМИ третьего эшелона. Но это уже не ремесленник, а шабашник.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я