Чему не учат на журфаке. 50 советов начинающему журналисту

Ринат Билалов

Автор рассказывает о том, как новичку сделать первые шаги в журналистике, какие подводные камни ожидают его в этой сложной, но очень интересной профессии.

Оглавление

3. Не ходите в журналистику только ради заработка

Если вы пришли в журналистику в первую очередь за большими деньгами, то это принципиальная ошибка. В принципе, здесь такие же заработки, как в среднем у белых воротничков, которые работают в офисах. Если будете работать хорошо, то на жизнь вполне будет хватать. Если станете суперзвездой, то будет не только хлеб с маслом, но и с икрой. Но если у вас в планах покупка виллы, дорогого автомобиля или личного вертолета, то вам не сюда.

Но это не значит, что в этой сфере невозможно хорошо зарабатывать. Можно, но для этого вам придется освоить то, чему нигде не учат: стать предпринимателем в медийной области. А для этого совершенно необязательно быть журналистом. Например, самый успешный татарстанский предприниматель в области СМИ, владелец телекомпании «Эфир» — по образованию энергетик. Еще один известный у нас в республике бизнесмен в области СМИ начал со скромного агентства недвижимости, потом стал выпускать небольшую газету объявлений, через некоторое время вокруг нее вырос целый холдинг из нескольких газет и радиостанций.

Есть немало таких историй. Но их объединяет один и тот же фактор: эти предприниматели никогда не работали журналистами. Исключения, конечно имеются. Есть люди, которым удалось соединить в своем лице талант менеджера и способности журналиста, но такие случаи достаточно редки и лишь подтверждают правило.

Почему так происходит? Такое случается во многих областях: например, можно быть посредственным сыщиком, но уметь хорошо организовать работу «убойного отдела» в полиции. Вы можете быть очень талантливым журналистом, но не обладать необходимыми организаторскими способностями, не видеть и чувствовать медийный рынок и не понимать, что ему нужно именно сейчас. Но если вы обладаете и тем и другим, то это дает вам большое преимущество перед конкурентами.

Другой вопрос, что сочетать эти две ипостаси одному человеку крайне сложно. Поэтому в 90-е практически все российские СМИ перестроились по западной модели, когда есть директор (иногда он же владелец) и главный редактор. Первый отвечает за бизнес, рекламные поступления, второй — за содержание. До этого в советской печати обычно вся власть принадлежала главному редактору, у которого мог быть заместитель по рекламе и распространению издания. Обе модели, впрочем, имеют свои недостатки, но подавляющее большинство СМИ придерживаются принципа разделения функций.

В начале пути стоит определиться, что вы хотите. Если деньги вас интересуют больше, чем творчество, но при этом вы хотите работать именно в СМИ, попробуйте поработать менеджером по рекламе в какой-нибудь редакции. По крайней мере, бросить это занятие вы еще успеете.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я