Турецкий язык с нуля. Уровень А1-А2 углубленный

Анастасия Сергеевна Пекташ

Данный учебник предназначен как для самостоятельного изучения турецкого языка, так и в качестве вспомогательного учебного пособия для занимающихся с преподавателем или на курсах. Учебник будет полезен и для тех, кому не хватает чёткой, пошаговой теории, рассказанной простым языком, а так же для тех, кому не хватает практики, возможности отработать изученный материал и сверить получившиеся ответы из заданных упражнений с правильными ответами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Турецкий язык с нуля. Уровень А1-А2 углубленный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Местный падеж

Итак, кто глухой, кто звонкий, мы вроде бы, разобрались. Так вот, гармония согласных букв в турецком языке построена по принципу «глухости» и «звонкости». Она бывает двух типов. Мы начинаем, что удивительно, с первого)))

Как же работает гармония согласных первого типа? Нам придется смотреть на последнюю букву в слове. Не на последнюю гласную, как раньше, а именно на самую последнюю букву. И чтобы продемонстрировать все наглядно мы по ходу дела, познакомимся с новой грамматической темой — местным падежом. Он послужит нам примером, как в свое время послужили примером аффиксы множественного числа «lar ler» для иллюстрации гармонии гласных на 2. Мы и гармонию разобрали и правило выучили.

Так вот, есть группа аффиксов турецкого языка, которая начинается на букву «d». Это, например, аффикс прошедшего времени «dı», исходный «dan» и местный «da» падежи. Нам эта информация пока ни к чему, просто запоминаем, что у нас в будущем будет несколько таких аффиксов, а не только тот, который сейчас будем подробно разбирать.

Сейчас мы начнем знакомство с аффикса «местного падежа».

Он практически заменяет собой предлоги и отвечает на вопрос «Где?» — в — школе, на столе, под диваном и тд. и «У кого?» — у мамы, у меня, у Айше и тд. Строится этот необычный, для русского языка падеж по гармонии гласных «на 2», к которой мы уже привыкли и одновременно по гармонии согласных первого типа. Выглядит он так: «da» «de» «ta» «te» — два варианта со звонкой согласной и два с глухой.

Как я и писала раньше, он начался с буквы «d», и у таких аффиксов всегда будет глухая пара. В русском языке у буквы «д» глухая пара «т», так же, как и в турецком. Вопрос — когда мы должны выбирать вариант с буквой «d», а когда с буквой «t»?

Если слово, закончилось на любую гласную или звонкую согласную букву мы будем выбирать звонкий вариант — букву «d», а к слову которое закончилось на глухую согласную, мы прицепим глухой вариант — букву «t». Не пугайтесь, все гораздо проще, если взглянуть на примеры.

Dolap — «шкаф» — закончилось слово на глухую букву «p», значит, «в шкафу» у нас будет «dolapta». Не забываем, что тут работают сразу две гармонии.

Masa — «стол» — слово закончилось на гласную, значит на «столе» у нас будет «masada».

Ev — «дом», закончилось на звонкую согласную, значит «в доме» — будет «еvde» — не забываем и о гармонии гласных «на 2»

Klip — «клип», закончилось слово на глухую «p» поэтому « в клипе» получиться «klipte»

Переведите:

В машине (araba),на цветке (çiçek), в доме (ev), в лесу (orman), в кармане (cep), на витрине (vitrin), в парке (park), в городе (şehir), в зале (salon), у друга (arkadaş), на портрете (portre), в стране (ülke), у кота (kedi), на столе (masa), в тетради (defter), в книге (kitap), в стакане (bardak), в музее (müze), у учителя (öğretmen), у жениха/у зятя (в турецком это слово имеет оба значения) (damat), в сумке (çanta), в школе (okul), у женщины (kadın), у мужчины (erkek), в шкафу (dolap), на тарелке (tabak), на улице (sokak), на ковре (halı), на подушке (yastık).

Проверь себя. Правильные ответы:

arabada, çiçekte, evde, ormanda, cepte, vitrinde, parkta, şehirde, salonda, arkadaşta, portrede, ülkede, kedide, masada, defterde, kitapta, bardakta, müzede, öğretmende, damatta, çantada, okulda, kadında, erkekte, dolapta, tabakta, sokakta, halıda, yastıkta.

Думаю, что вы обратили внимание, на то, что при переводе на русский язык мы получаем различные предлоги — у учителя, на столе, в шкафу, а на турецкий все это мы переводим местным падежом. Вы спросите: «есть ли предлоги в турецком языке „в“, „под“, „на“, „за“, „у“, „напротив“ и тд.?»

Несомненно, есть. Изучать данную темы мы будем позже. Но, вся прелесть заключается в том, что в этих разнообразных предлогах нет необходимости при условии, что предмет, о котором мы рассказываем, находится в логичном для себя месте. Возьмем вариант «kitap masada» «книга на столе». Логичным ли будет местонахождение книги на столе? Вполне. А если книга упала под стол, или даже за стол. Достаточным ли будет ответить на вопрос собеседника «kitap nerede?/ где книга?» просто коротким вариантом «masada» и не употреблять уточняющие предлоги «под», «за»? Нет. Такого варианта будет недостаточно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Турецкий язык с нуля. Уровень А1-А2 углубленный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я