Данный учебник предназначен как для самостоятельного изучения турецкого языка, так и в качестве вспомогательного учебного пособия для занимающихся с преподавателем или на курсах. Учебник будет полезен и для тех, кому не хватает чёткой, пошаговой теории, рассказанной простым языком, а так же для тех, кому не хватает практики, возможности отработать изученный материал и сверить получившиеся ответы из заданных упражнений с правильными ответами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Турецкий язык с нуля. Уровень А1-А2 углубленный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Гармония гласных «на 4»
Конечно, запомнить новую гармонию будет немножечко посложнее, так как и вариантов у нас в 2 раза больше.
Итак, вот наши 4 варианта: (два губных (узкий ü,ȍ и широкий u,o)) и два негубных (узкий i,e и широкий a,ı)).
Как всегда, для того, чтобы определить, какой вариант прибавить к слову мы будем смотреть на его последнюю гласную букву и определив ее, будем искать нужные буковки по цветной схеме.
Любую грамматику удобнее рассматривать на примерах. Вот тут-то и понадобится нам притяжательные местоимения.
По-турецки сказать фразу «мой дом» можно 3-мя способами. Слово «дом» будет — «ev». А сочетание «мой дом» 1) benim evim 2) evim 3) benim ev
Первый случай будет полным. Второй усеченным — только с притяжательным аффиксом. Чаще всего работает именно второй вариант — опускается местоимение, а аффикс остается. Третий так же усеченный — только с притяжательным местоимением. Он употребляется редко, обычно в случаях, когда к одному слову прибавляется множество других аффиксов, и перегружать слово не хочется.
Пока возьмем для знакомства с гармонией «на 4» только 1 л. ед. ч. — «МОЙ». Чтобы сказать «моя машина», «мой дом» и тд. к самому существительному, от есть, к предмету, которым владеют, надо помимо местоимения «мой/benim» прибавить либо букву m — если слово закончилось на гласную, либо ım, im, um, üm — если слово закончилось на согласную букву (по закону гармонии «на 4»)
пример: baba (папа) — benim babam — (мой папа)
Здесь слово закончилось на гласную букву, так что мы просто прибавили «m», и гармония гласных нам не понадобилась, это было просто. А вот дальше, предложенные слова будут заканчиваться на согласную. Нам перед буквой «m» надо поставить 1 из 4-х букв по гармонии гласных.
При этом мы, как и раньше, смотрим на последнюю гласную в слове. Пожалуйста, пользуйтесь указанной выше табличкой.
• salon (зал) — salonum — мой зал
• ev (дом) — evim — мой дом
• gȍz (глаз) — gȍzüm — мой глаз
• bal (мёд) — balım — мой мёд
Таким образом, на примерах образования множественного числа и притяжательного местоимения мы разобрали гармонию гласных букв на «2» и на «4». Она будет необходима нам в каждом новом грамматическом правиле, так что перед тем, как двигаться дальше, ее следует понять, осознать и выучить назубок.
После этого можно переходить к изучению остальных форм притяжательных местоимений.
Сам принцип добавления притяжательных аффиксов к слову мы уже разобрали и выучили вариант для 1 л. ед. ч. Оставшиеся аффиксы для удобства собраны в схемы. Важным моментом является то, закончилось ли слово, к которому мы будем их присоединять на гласную или согласную буквы. Помните, чтобы выбрать верный вариант аффикса, мы смотрим на последний гласный в слове и подбираем аффикс под него. Всегда четко следите за этим. Обратите так же внимание, что лица в единственном и множественном числе как бы дублируют друг друга, получая лишь более длинный хвостик, это наблюдение поможет Вам их быстрее выучить.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Турецкий язык с нуля. Уровень А1-А2 углубленный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других