Языкознание долган. Творческая тетрадь трилингва

З. Н. Ичин-Норбу

В данной книге самообучающего характера Вы, дорогой читатель, сможете найти ответы на три ключевых вопроса. Почему в настоящее время учебники по долганскому языку, изданные 5—20 лет назад, нечитабельны? Почему этноучебники не способны запустить механизм прогресса изучения родного (этнического) языка и владения им для общения и понимания напечатанных текстов на долганском языке? Почему сегодня становится меньше людей, говорящих по-долгански и читающих книги на долганском языке?

Оглавление

© З. Н. Ичин-Норбу, 2022

ISBN 978-5-0055-4701-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ВВОДНОЕ СЛОВО АВТОРА

Дорогой читатель!

Вы в руках держите действительно уникальную книгу для изучения долганского языка.

В чём же уникальность этой книги?

В ней описаны восемь практических заданий с точки зрения психолого-дидактических принципов обучения.

ЗАДАНИЕ №1. В альбоме для творческой работы нарисовать рисунок, прочитав слово на долганском языке.

Цель — формирование и развитие воображения на основе осознания смыслового значения слова в речевой деятельности.

Задача — в ходе зарисовки ребёнок произносит слово вслух, что ему помогает развивать воображение.

ЗАДАНИЕ №2. По линии стрелки внутри контура прописной буквы провести цветными карандашами по очереди; красным, жёлтым, зелёным и синим.

Цель — запоминание буквы путём её произношения вслух и прописи.

Задача — цветной карандаш выбирается ребёнком в любой последовательности. В ходе обвода прописной буквы ребёнок не только запоминает её, но и развивает мелкую моторику.

Замечу, что в школе «ТРИ-Л» малыши начинали читать после того, как научились писать буквы. Причём они учились писать не печатные буквы, а прописные для того, чтобы у них уже формировалась каллиграфия письма.

ЗАДАНИЕ №3. Под рисунком выписать слово на трёх языках: на долганском, на русском и на английском.

Цель — развивать трилингвальную речь через пополнение словарного запаса.

Задача — развивать речь, память и внимание путём произношения слов со взрослым.

ЗАДАНИЕ №4. СЛОГИ ИЗ БУКВ.

В звукобуквенном квадрате вслух соединить согласную букву со всеми гласными, превращая их в слоги.

Цель — научиться составлять слоги.

Задача — соединять согласную букву с каждой гласной буквой и произносить вслух, поскольку из слогов составляется слово.

Ребёнок видит сам процесс рождения конкретных слов, из которых он потом будет составлять простые предложения. Ребёнку нравится быть открывателем!

ЗАДАНИЕ №5. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

Проверь самостоятельно все слоги, произнося их вслух.

Цель — самостоятельное произношение слогов вслух подготавливает ребёнка к чтению.

Задача — развивать внимание, память и детскую речь через правильное произношение слогов, что формирует и развивает дикцию.

ЗАДАНИЕ №6. ПРОСТЫЕ СЛОВА ИЗ СЛОГОВ.

Прочитай вслух слова, получившиеся с помощью слогов.

Цель — развитие речи за счёт произношения вслух знакомых или незнакомых слов.

Задача — формировать речевое мышление путём пополнения объёма трилингвального словаря, что способствует развитию речи и мышления.

ЗАДАНИЕ №7. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ.

Нарисуй собственный рисунок, который по смыслу означает слово из словарика.

Цель — составление собственного билингвального словарика: долганский язык и русский язык.

Задача — пополнять словарный запас путём составления своего авторского словарика, что способствует развитию речевого мышления и мыслительной речи. Иными словами, ребёнок, с одной стороны, учится говорить, думая. С другой стороны, учится думать, произнося слова вслух.

ЗАДАНИЕ №8. ТРИЛИНГВАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ.

Переведи слова из словарика на английский язык.

Цель — составление трилингвального словаря на основе билингвального словарика.

Задача — развитие кругозора путём развития речи и мышления.

ПРОПИСНЫЕ БУКВЫ ДОЛГАНСКОГО АЛФАВИТА

ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ ДОЛГАНСКОГО АЛФАВИТА

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я