Глава 15. Автоматизация хаоса.
Мы живём в мире информационных технологий, где школьников уже в третьем классе учат собирать роботов и писать чат ботов. Это очень круто. И многие настолько захвачены и поглощены этой парадигмой — «даже школьники могут, так почему у нас этого ещё нет», что пробуют прикрутить знания по роботизации и автоматизации ко всем процессам компании. При этом все мы забываем, что автоматизировать нужно и важно то, что мы каждый день 133 раза делаем руками. Вот если вы сами руками проходите по одному и тому же маршруту и сделали это уже 10 000 раз, то такой процесс можно автоматизировать. Если у вас есть уверенность в том, что данный процесс в 99% случаев отрабатывает корректно, и каждый раз всё происходит однотипно — это автоматизировать нужно. Если процесс периодический, не протестированный, если есть только желание автоматизировать, но нет усердного прохождения по маршруту в количестве 10 000 раз — это автоматизации хаоса. Вы создаёте автоматизированный процесс, который не улучшает, а ухудшает работу пользователей Системы.
Сколько раз мы проходили по одной и той же истории — давайте это автоматизируем. Начинаем автоматизировать, проходим по стандартному сценарию, всё работает отлично — передаем заказчику с инструкцией по применению.
Как вы думаете, что происходит дальше? Ну в общем, практически всегда одна и та же история — ваш продукт некачественный, Система работает нестабильно, верните нам деньги за предоставленные услуги, ваша работа не профессиональна.
Начинаем разбираться, подключается высшее руководство, почему всё получилось так, как получилось?
Ответ один — автоматизация хаоса.
Безусловно, что руководство такой ответ не устраивает.
— Лёша, ты отвечаешь за все процессы. Ты руководитель проекта, и тебя брали для того, чтобы заказчик был доволен, — кричит мне директор, вымещая на мне всю злобу и ненависть.
Отступление. Может показаться, что директор плохой, негодяй, и прочее — нет. Директор такой, какой есть, и мне директора не изменить.
Получается, что ситуацию нужно исправлять, и сделать это сейчас гораздо сложнее, чем могло бы быть сделано ранее.
Автоматизация уже проведена, часть процессов успешно работает, но вот часть очень важных почему-то даёт сбой. Что делать? Откатываться? В общем ответ очевиден — да, откатываться. Но вот только времени уже прошло немало с момента обновления, и многие пользователи уже привыкли к автоматическим процессам. Руководство настаивает на своём — исправляйте уже существующие процессы автоматизации, выпускайте багфикс. Мы начинаем исправлять автоматизированный хаос.
Может показаться, что я вам описал ситуацию применительно только к нашей Системе. На самом деле — это распространённая практика. Поэтому, если кто-то из умников предлагает вам что-то автоматизировать — 100 раз подумайте и 1000 раз протестируйте.
В школе прикладного каратэ есть философия — если хочешь, чтобы удар стал твоим, ты должен отработать его 10 000 раз. В программировании, в IT, философия такая же — если хочешь, чтобы автоматизация была успешной, пройди процесс 10 000 раз.
Ну а в целом, автоматизация — это круто.
Тестируйте больше, прогоняйте по сценариям, отрабатывайте свой один удар автоматизации.
Осу!