В учебнике рассматриваются вопросы профессионально-культурной специфики деятельности руководителя социальной службы, а также обобщены и системно представлены многочисленные рекомендации по рациональной организации труда руководителя социальной службы. Рассмотрены структура культурно-этических основ профессиональной деятельности руководителя организации, этика и методология его деятельности, профессиональные и личностные качества, особенности видов профессиональной управленческой деятельности. Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки «Социальная работа» (магистр). Предназначен для студентов различных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также для студентов вузов, изучающих курсы «Культура труда руководителя социальной службы» и «Управление в социальной работе».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура труда руководителя социальной службы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Рекомендовано
УМО вузов России по образованию в области социальной работы в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 040400.68 «Социальная работа», степень «магистр»
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Российского государственного социального университета
Авторский коллектив:
Т.А. Дубровская, д-р ист. наук, проф.; В.Е. Макаров, д-р полит, наук, проф.; Ю.С. Моздокова, д-р пед. наук, проф.; В.В. Сизикова, д-р пед. наук, проф.; М.В. Брянцева, канд. ист. наук, доц.; А.Ф. Хутин, д-р ист. наук, проф.; С.А. Калищук, канд. мед. наук; А.В. Кузьмина, канд. филос. наук; В.И. Лагункина, канд. социол. наук; П.Д. Павленок, д-р филос. наук, проф.
Рецензенты:
М.Н. Максимова — доктор экономических наук, профессор, декан факультета социальной работы ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет»;
Л.И. Савинов — доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»;
Л.В. Мардахаев — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и семейной педагогики РГСУ
Ответственный за выпуск:
В.Е. Макаров — доктор политических наук, профессор
Введение
В учебнике рассматриваются общие теоретико-методологические подходы к определению сущности и содержанию культуры труда современного руководителя социальной организации, характерные для деятельности руководителей любых организационных структур, в том числе и руководителей организаций, учреждений, предприятий и служб сферы социальной защиты и социального обслуживания населения России. В отдельных разделах учебника отмечаются особенности культуры труда руководителя социальной службы.
Труд руководителя в любой отрасли, в том числе и социальной сфере, на любом уровне имеет комплексный характер. В нем сочетаются особенности труда высококвалифицированного специалиста, организатора, администратора и управленца, способного правильно и всесторонне оценивать складывающуюся обстановку, разрабатывать и принимать правильные управленческие решения с учетом психологических, социальных и других факторов, педагога, умеющего обучать и воспитывать своих подчиненных. Все это определяет и комплексный характер профессии, и специфику деятельности, и социально-психологические особенности труда руководителя.
Умение руководить современными социальными службами, организациями, учреждениями означает умение обучать и воспитывать подчиненных, развивать их инициативу, правильно организовывать отношения в коллективах, создавать заинтересованность в эффективной деятельности. Одновременно с этим руководитель должен обладать знаниями основных понятий культуры трудовой деятельности и нравственных основ личности, необходимых для повседневной деятельности.
Сейчас без знаний основ теории управления, психологии, социологии, социальной психологии и педагогики, культурологии невозможно правильно наладить управление ни в одной организации, ни в одном учреждении. Каждый руководитель в процессе управления должен уметь оперировать понятиями вышеперечисленных дисциплин так же свободно и квалифицированно, как он мыслит понятиями своей основной специальности.
Организационно-управленческая малограмотность часто оборачивается неумением выбирать методы управления, адекватные сложившейся обстановке, педагогической беспомощностью, психологической глухотой, порождает стереотипы волевого нажима, административного, волюнтаристского стиля руководства.
Управление людьми, коллективами требует значительного количества конкретных навыков и умений, для этого нужна специальная подготовка, периодическое повышение квалификации и постоянное самообразование. Главная задача такой учебы — формирование педагогической, социально-психологической и управленческой культуры руководителя.
Большое значение для выработки этих качеств имеют научно обоснованные и проверенные практикой рекомендации по применению эффективных приемов управления и совершенствованию стиля руководства.
Дисциплина «Культура труда руководителя социальной службы» читается в общенаучном цикле и формирует у студентов теоретические знания и практические навыки по управлению социальными организациями, углубляет и конкретизирует основные положения теории управления и менеджмента организации применительно к деятельности руководителя организации социального обслуживания населения, занимая одно из ведущих мест в специальной подготовке студентов, обучающихся по данному направлению.
Цель написания учебника — ознакомить студентов с современными методами, способами и технологиями повышения эффективности культуры труда руководителей социальных служб в ходе решения задач по повышению качества социальной работы с клиентами социальных служб, которые можно использовать в практической работе. В учебном пособии обобщены и системно представлены многочисленные рекомендации по организации и культуре труда руководителя, организации контроля исполнения и оценке работы подчиненных, по совершенствованию стиля работы руководителя, предотвращению и ликвидации конфликтов, ведению переговоров, подготовке, принятию и реализации управленческих решений.
Основными учебными задачами являются:
• овладение понятийно-категориальным аппаратом культуры управленческой деятельности современных руководителей социальных служб, его закономерностями, принципами, методологией и основными концепциями;
• ознакомление с сущностью управленческой деятельности руководителя, отечественными и зарубежными моделями культуры управления как формой эволюции управленческой мысли;
• изучение основных управленческих технологий, инноваций в управленческой деятельности руководителя, в формировании и использовании интеллектуального капитала организации, сущности, структуре и специфике технологий по культуре управления персоналом социальных служб:
• обучение студентов современным подходам к культуре организации и культуре труда руководителя для реализации эффективных решений в организации;
• обеспечение усвоения студентами структуры и содержания процесса практической деятельности руководителя по управлению организацией;
• формирование имиджа делового человека.
При изучении данной дисциплины необходимо достичь уровней обученности согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности «Социальная работа», а также в соответствии с квалификационными требованиями к подготовке выпускника. При этом необходимо исходить из того, что каждый профессионал в области социальной работы обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, «стратегию и тактику», необходимые для их достижения. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Структурно учебник состоит из шести глав, списка литературы, приложения и глоссария основных терминов.
Каждая глава, кроме теоретического и практического материала, содержит: в начале главы — триаду «знать, уметь, владеть» с соответствующим перечнем знаний, умений и навыков; в конце главы — темы для семинарских занятий; темы для написания докладов и рефератов; вопросы для самоконтроля; список рекомендуемой литературы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура труда руководителя социальной службы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других