1. Книги
  2. Руководства
  3. Александра Ястребцева

108 лайфхаков писателя

Александра Ястребцева (2025)
Обложка книги

Внутри этой книги — 108 инструментов писательства и связанных с ним областей, а также — 108 практических заданий, чтобы прокачать мастерство и личность Творца. Лайфхаки разделены на двенадцать блоков по девять штук в каждом: Мышление, Проявление, Самоорганизация, Подготовка, Персонажи, Вселенная повествования, Сюжет, Написание текста, Редактура, Упаковка, Продвижение и Соцсети. Книга поможет как начинающему, так и опытному писателю изучить свой творческий процесс и осознать себя как Творца. В ней содержатся конкретные инструменты под каждый этап создания книги, а также вещи «на подумать». Немало внимания уделено психологии творческого человека и созданию лёгкости в его труде. Используй лайфхаки из этой книги, чтобы твой роман с писательством перерос в союз. Или для того, чтобы просто создать свою книгу, будь то художественная литература или нон-фикшн.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «108 лайфхаков писателя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тестируй всё на себе

Если ты начнёшь изучать творческие процессы разных людей, то увидишь, что все они отличаются друг от друга. Даже если в них есть одни схожие моменты, то другие обязательно окажутся различными.

Никакая практика или совет не являются универсальными и не подходят всем на сто процентов. Поэтому больше всего я обожаю «подвижные» лайфхаки, которые можно крутить так и эдак, подстраивая под себя.

Любой инструмент — будь то чек-лист по написанию романа или подсмотренный у кого-то «секрет» — я всегда прогоняю через себя. Если в результате есть лёгкость и ощущение, что это «моё» — добавляю в ящик инструментов. Чувствую тяжесть и дискомфорт — откладываю в сторонку. Возможно, это не для меня. Или для меня, но попозже.

Здесь очень важно доверять чувствам и результатам. Если результат приемлемый, а чувства не очень — стоит посмотреть, как можно изменить инструмент так, чтобы он лёг по твоей руке.

Если есть чувства, но результат не устраивает, спроси «Что ещё здесь возможно», и наблюдай. Дай ситуации время дозреть и проявиться. Особенно если прежде ты этим навыком не обладал. Материя мира инертна, изменения в ней не создаются за пять минут. В итоге мы всегда получаем ответы на всё, что запрашиваем, но иногда случается так, что к моменту получения ответа уже успеваем забыть сам запрос.

Фиксируй, что у тебя работает, а что — нет. Когда инструментов наберётся много, ты сможешь на расстоянии понимать, в какие новинки стоит вкладывать время, деньги и усердие, а какие подойдут тебе с наименьшей вероятностью.

Однако ничего не отвергай окончательно. Время меняет и наши планы, и нас самих. Сегодня ты можешь ненавидеть чек-листы и таблицы, а через десять лет будешь сходить по ним с ума. Или, наоборот, начиная с чётких планов и жёстких рамок, однажды можешь прийти к обобщённому планированию и ориентировке «на местности».

Никогда не обесценивай инструментов. Если что-то тебе не подходит, это не значит, что оно не подойдёт никому. Все практики хороши для своих задач. И в своё время.

Задание

Прежде всего, определись, какой конкретный результат ты хочешь получить.

Если ты собираешься идти к нему, повторяя за кем-то известным, подумай, совпадают ли ваши вводные. Имеешь ли ты все те же ресурсы, которые имеет он, будь то:

— время (Тот, кто продвигался в девяностые, не смог бы сделать всё так же сейчас.)

— деньги (Как думаешь, сколько тысяч ежемесячно вкладывает в рекламу автор, который сегодня находится в топе площадки? А сколько он вкладывал до?)

— навыки (Как давно ты пишешь? Соответствует ли уровень твоего писательского мастерства уровню популярного писателя, на которого ты равняешься?)

— кругозор (Сначала я хотела написать «образование», но в обществе принято понимать это слово слишком узко, лишь в рамках специализации, в то время как образование включает в себя всё, что когда-либо изучал человек, чем он наполнялся, что переживал и постигал.)

— связи (Иногда автор может и сам не знать, что в издательство его порекомендовала жена лучшего друга редактора, с которой он даже не знаком, и думать, что его текст пробился самостоятельно.)

— общественный вес (Ни для кого не секрет, что сегодня популярный блогер продаст книгу любого содержания и качества, в то время как многие достойные ноунеймы будут прорываться к издателю с боем, но не обязательно подойдут под формат.)

— наконец, личные качества и задатки (Все мы невероятно разные — чтобы это понять, достаточно заглянуть в систему вроде Генных ключей, Хьюман дизайна или Бацзы; одним даётся легче одно, другим — другое, и не факт, что сегодня ты обладаешь качествами, которые продвинут твою книгу, — в то время как у писателя, на которого ты ориентируешься, их может быть в избытке уже сейчас.)

Наблюдай за автором, с которого хочешь брать пример. Анализируй, какие именно действия приносят ему тот результат, который желателен для тебя. Иногда популярные люди сами не понимают, что именно из их действий произвело фурор, потому что далеко не все склонны к саморефлексии.

Если ты видишь, что какой-то писатель «выстрелил» вдруг, пойми, что нет никакого «вдруг». Этому обязательно предшествовали годы «подснежного» труда. Работал ли он над проектом, или растил как личность себя самого — он проделал большой путь. И главное, что он сделал, — это разрешил себе проявляться и принял ответственность за весьполучаемый результат.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я