Связанные понятия
Автономная церковь (от греч. αὐτονομία — самозаконие) в православии — поместная церковь, получившая самостоятельность в вопросах внутреннего управления от той или иной автокефальной церкви, в состав которой данная автономная церковь входила ранее на правах экзархата или епархии. Глава автономной церкви избирается на поместном соборе с последующим утверждением патриархом кириархальной церкви. Традиционно автономные церкви имеют небольшое число епископов.
Предстоя́тель (др.-рус. прьдъстатєль, прєдъстатєль, прьдъстотєль, прєдъстотєль ← греч. προεστώς, προϊστάμενος, προστατεύων от греч. πρό — «спереди, впереди» + греч. στάσις — «расстановка, устанавливание») — стоящий перед чем-либо, служитель; общее, именование епископа поместной христианской церкви.
Карфаге́нская митропо́лия (греч. Ιερά Μητρόπολη Καρθαγένης) — епархия Александрийской Православной Церкви с кафедрой в городе Тунис. Юрисдикция митрополии распространяется на территорию четырёх государств Северо-Западной Африки: Туниса, Алжира, Марокко и Мавритании. Кафедральный собор — Георгиевский в Тунисе.
Экза́рх (греч. ἔξαρχος — «зачинатель»; «начальник хора»; «руководитель, глава») — изначально руководитель хора в Древней Греции. Позднее — титул руководителя, в частности, верховного жреца в Древнем Риме (понтифика) и верховного правителя крупной провинции в ранней Византии (см. Равеннский экзархат, Карфагенский экзархат). В православии и католицизме экзарх — титул главы отдельного церковного округа.
Автокефа́льная церковь (от греч. αυτός — «сам» и κεφαλή — «голова») — в православии самостоятельная поместная церковь, административно полностью независимая от других православных поместных церквей, но единая с ними в вероучении и пребывающая с ними в литургическом (евхаристическом) общении.
Упоминания в литературе
Однако позиция Патриарха Григория VII не изменилась. 15 апреля 1924 г. Константинопольский Синод под председательством Патриарха основал Венгерскую и всея Центральной Европы митрополию с кафедрой в Будапеште, хотя там уже был сербский епископ. К ноябрю того же года в Европе в юрисдикции Константинопольского Патриарха уже существовали Западно-Европейский
экзархат во главе с митрополитом Фиатирским Германом, епархия епископа Атирского Григория с центром в Париже и созданный в октябре на основе Венгерской митрополии Центрально-Европейский экзархат во главе с митрополитом Германом (Каравангелисом), имевшим кафедру в Вене, но сохранившим под своим управлением Венгрию, Австрию и Италию (этот экзархат был упразднен после смерти Владыки Германа в 1935 г.).[137] Таким образом, по замечанию известного русского канониста С. Троицкого, «во время правления Патриарха Григория VII „варварская" Европа оказалась разделенной между шестью подчиненными Константинополю иерархами (Фиатирским, Венгерским, Пражским, Парижским, Эстонским и Финским)».[138]
Экзархаты , во главе которых стояли архиепископы, оказались неустойчивыми образованиями. Первые епископы этих более крупных образований могли сохранять наряду с титулами патриарха или папы также и титул архиепископа. Ныне титул архиепископа имеют наряду с патриаршим предстоятели Константинопольской, Грузинской, Сербской и Румынской Церквей. Но по преимуществу архиепископами стали с тех пор именовать Предстоятелей Автокефальных Церквей, которые не имели патриаршего сана.
Забегая несколько вперед, скажем, что в 1945 г. произошло перемирие митрополитов Евлогия (Георгиевского) и Серафима (Лукьянова) с Московской Патриархией. Каноническое общение и подчинение были восстановлены, хотя и на довольно короткий срок. Вслед за своими правящими архиереями немалое количество приходов
Экзархата , равно и епархии Зарубежного Синода, перешло со своим клиром в юрисдикцию Московской Патриархии[218].
Послевоенные условия давали Болгарской Православной Церкви возможность освободиться от неопределенных обязанностей «гаранта национального единства» и «защитницы национально-религиозного пространства», однако этого не произошло. Одной из причин неудачи переговоров с Константинопольской Патриархией о ликвидации схизмы при посредничестве Иерусалимского патриарха в 1931 и 1936 гг. был отказ Болгарской Церкви признать подчинение юрисдикции Вселенского и Сербского Патриархатов фактически отошедших от
экзархата епархий, а также официально перенести кафедру экзарха из Константинополя (Стамбула) в Софию. Национальные приоритеты у болгарских иерархов еще преобладали над каноническими, что способствовало продолжению изоляции экзархата от остальной части православного мира.
После перенесения кафедры из Сан-Франциско в Нью-Йорк и образования многонациональной епархии Северной Америки архиепископ Тихон предложил изменить статус миссионерской епархии. Понимая всю сложность развития православия в США и Канаде, святитель Тихон предлагал меры, способные консолидировать православное население в Новом Свете. «Северо-Американскую епархию, – писал он в Святейший Синод, – следует преобразовать в
экзархат Российской Церкви в Северной Америки. Дело в том, – писал он, – что в состав ее (епархии) входят не только разные народности, но разные православные Церкви, которые, при единстве в вере, имеют каждая свои особенности в каноническом строе, в богослужебном чине, в приходской жизни; особенности эти дороги для них и вполне терпимы с общей православной точки зрения. Посему мы не считаем себя вправе посягать на национальный характер здешних Церквей, напротив – стараемся сохранить таковой за ними, предоставляя им возможность быть непосредственно подчиненными начальникам их же национальности (сирийские, сербские и греческие приходы и избрание для них епископов). В своей области каждый из них самостоятелен; но дела, общие для всей Американской Церкви, решаются соборно, под председательством русского архиепископа. Жизнь в Новом Свете по сравнению со Старым имеет свои особенности, с которыми приходится считаться и здешней Церкви, а посему этой последней должна быть предоставлена большая автономия (автокефальность), чем другим русским митрополиям. В состав проектируемого Американского Экзархата могут входить:
Связанные понятия (продолжение)
Верховный архиепископ (лат. archiepiscopus maior) — митрополит, возглавляющий восточную католическую церковь со статусом верховного архиепископства. Верховный архиепископ, хотя он рангом и ниже патриарха Восточнокатолической церкви, во всех отношениях равен ему в правах. Избранный своей Церковью верховный архиепископ утверждается папой римским. Если папа римский не утверждает кандидатуру верховного архиепископа, проводятся новые выборы.
Украи́нская правосла́вная це́рковь в Аме́рике (англ. Ukrainian Orthodox Church of America, сокращённо УПЦА) — украинская эмигрантская епархия, находившаяся в подчинении Американской архиепископии Константинопольского патриархата. В 1996 году вошла в состав УПЦ в США.
Греческая католическая церковь (Греческая византийская католическая церковь; греч. Ελληνόρρυθμη Καθολική Εκκλησία) — одна из восточнокатолических церквей, придерживающихся византийского обряда, то есть принадлежащая к числу грекокатолических церквей. Приходы церкви расположены на территориях Греции и Турции.
Апостольская администратура — территориальная единица в Римско-католической церкви, приравненная к епархии. Апостольская администратура устанавливается в тех случаях, когда по каким-либо серьёзным причинам полноценная епархия не может быть учреждена (Кодекс канонического права, глава 371 § 2). В числе возможных причин могут фигурировать неопределённость границ епархии в связи с территориальными претензиями государств друг к другу, сложности в отношениях между Церковью и государством и др.
Византи́йский обряд , греческий обря́д — один из восточных литургических обрядов. Используется различными православными и восточнокатолическими церквями. Обычно, когда говорят о «православном богослужении», имеют в виду именно византийский обряд, хотя существуют православные общины, использующие другую литургическую традицию; равно как и грекокатолики проводят богослужения по византийскому обряду.
Автокефа́лия (греч. αὐτοκεφαλία «самовозглавление» от αὐτός «сам» + κεφαλή «голова») — статус поместной церкви, предполагающий её административную независимость от других поместных церквей. Автокефальная церковь возглавляется епископом, который может иметь титул (сан) патриарха, архиепископа, или митрополита.
Канони́ческая террито́рия — Термин, встречающийся впервые в русскоязычной литературе в 1930-е годы, если не ранее. Понятие, введённое в обиход богословами Русской православной церкви в 1990-е годы, закрепляющее определённую территорию за определенной православной поместной церковью, где всякая религиозная деятельность иных церквей (как православных, так и, в контексте экуменического диалога, инославных) воспринимается как недружественный прозелитизм, его обоснование православие привязывает к словам...
Кафолическая православная церковь Португалии (порт. Igreja católica ortodoxa de Portugal, ранее Православная Церковь Португалии) — неканоническая юрисдикция православной традиции, приходы которой расположены в Португалии и Бразилии, Испании, а также Африке.
Митропо́лия (греч. μητρόπολις) — епископская кафедра, а также территория или город, возглавляемая митрополитом. Исторически, митрополией назывались разные образования: первоначально так называли город, бывший центром епархии; затем — епископскую кафедру, имеющую в своём подчинении несколько епископий. Впоследствии, в частности в Русской церкви (со времени учреждения патриаршества и до начала XXI века), митрополией называли также епархию, возглавляемую митрополитом, но не имеющую подчинённых епископий...
Его́ Блаже́нство , Блаженнейший (греч. Ή Αυτού Θειοτάτη Μακαριότης) — титул в православной и некоторых восточнокатолических церквях, усвояемый предстоятелям некоторых поместных церквей. В греческом употреблении — всех автокефальных церквей, исключая Константинопольского патриарха.
Лати́нский обря́д , Ри́мский обряд, Западный обряд (правильнее — латинские обряды) — совокупность литургических обычаев, сложившихся в Католической церкви, для которых характерно употребление в качестве литургического языка латыни. Центральный среди западно-литургических обрядов.
Га́лльская митропо́лия (греч. Μητρόπολη Γαλλίας или Греческая митрополия Франции фр. Métropole grecque orthodoxe de France) — епархия Константинопольской православной церкви с центром в Париже, охватывающая территорию Франции.
Коптская католическая церковь — одна из восточнокатолических церквей, придерживающихся коптского обряда, восходящего к Александрийской литургической традиции. Возникла в результате заключения унии с Римом части Коптской православной церкви. Число приверженцев по данным на 2016 год составляет около 175 тысяч человек, главным образом, в Египте. Церковь насчитывает 7 епископов и 259 священников в 166 приходах. Коптская католическая церковь — одна из шести восточнокатолических церквей, имеющих статус...
Армянская католическая церковь (арм. Հայ Կաթողիկէ Եկեղեցի, Hay Kat'ołikē Ekełec'i) — одна из восточнокатолических церквей со статусом Sui iuris. Принимает руководство Папы Римского (папское первенство) и поэтому находится в полном общении с римско-католической церковью, включая как латинскую матерь-церковь, так и 22 другие восточнокатолические церкви. Церковь берет начало с Флорентийской унии 1439 года и использует в богослужении армянский обряд. Один из шести восточнокатолических патриархатов.
То́мос (греч. τόμος — «кусок»; «том» от «резать», «делить») — указ предстоятеля поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства. Например, широко известен Томос к Флавиану папы римского Льва I. В частности, путём издания томоса некоторой части «материнской» (кириархальной) церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия. В томосах используется более торжественная и полная подпись, чем в других патриарших указах, со словами «Божьей милостью» и прочее...
Австрийская митрополия (греч. Μητρόπολη Αυστρίας, нем. Griechisch-orthodoxe Metropolis von Austria) — епархия Константинопольского патриархата с центром в городе Вене. Охватывает территорию Австрии, а также включает приходы Венгерского экзархата на территории Венгрии.
Патриа́рх (греч. πατριάρχης от др.-греч. πατήρ «отец» + ἀρχή «господство, власть; начало») — титул епископа-предстоятеля автокефальной православной Церкви в ряде Поместных Церквей.
Бельги́йская митропо́лия (греч. Μητρόπολη Βελγίου, нидерл. Orthodox Aartsbisdom van België, фр. Archevêché Orthodoxe de Belgique) — епархия Константинопольского патриархата с центром в г. Брюсселе, охватывающая территорию Бельгии, Нидерландов и Люксембурга.
Епи́скоп (др.-греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий, надсматривающий»; от ἐπί — «на, при» + σκοπέω — «смотрю»; лат. episcopus) в Христианской Церкви — священнослужитель третьей (высшей) степени священства, также архиере́й (др.-греч. ἀρχιερεύς от др.-греч. ἀρχι- — «главный, старший» + др.-греч. ἱερεύς — «священник»).
Нуби́йская митропо́лия (греч. Ιερά Μητρόπολη Νουβίας) — епархия Александрийской православной церкви с кафедрой в городе Хартуме, Судан. Юрисдикция митрополии распространяется на территорию всего Судана. Кафедральный собор — Благовещенский в Хартуме (единственный действующий храм епархии).
Евхаристическое общение (Полное сопричастие, Интеркоммунион) — возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками. То есть два епископа, которые могут согласно канонам и догматам служить вместе, находятся в евхаристическом общении. В разных христианских доктринах этот термин употребляется в разных значениях.
Швейцарская митрополия (греч. Ἱερᾶς Μητροπόλεως Ἑλβετίας фр. Archevêché Orthodoxe de Suisse) — епархия Константинопольской православной церкви на территории Швейцарии и Лихтенштейна.
Неканоническая православная юрисдикция , неканоническая церковь (также неканоническое православие) — термин, которым церкви мирового православия называют юрисдикции, не отличающиеся от них по основным вероучительным положениям, но не признанные ими в качестве легитимных. Иногда используется как технический термин (распространённое обиходное обозначение) в светском религиоведении, которое, однако, не оперирует внутрицерковным критерием каноничности.Разные оценки численности последователей данных организаций...
Патриархат — термин производный от патриарх; обозначает ту или иную поместную Церковь, первый епископ которой имеет означенный титул. В более узком смысле означает институт патриаршества или церковно-каноническую юрисдикцию того или иного патриарха.
Правосла́вные старости́льные це́ркви — христианские православные церкви, использующие в богослужении юлианский календарь. Название применяется к неканоническим православным юрисдикциям тех стран, где канонические православные церкви перешли на новоюлианский календарь, а отколовшиеся от них по «календарному вопросу» церкви считаются всеми поместными Православными церквами (в том числе и продолжающими служить по старому стилю) неканоническими и схизматическими. В тех странах (Россия, Сербия, Грузия...
Митрополи́т (др.-греч. μητροπολίτης) — первый по древности епископский титул в христианской Церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которых находились в главных городах (метрополиях — др.-греч. Μητρόπολις) — административных центрах провинций Римской империи.
Бессарабская митрополия (рум. Mitropolia Basarabiei) — митрополичий округ в составе Румынской православной церкви на территории Республики Молдова. Официально зарегистрирована в июле 2002 года правительством Молдавии.
Сирийская католическая церковь , Сиро-католическая церковь — одна из восточнокатолических церквей, придерживающихся западно-сирийского обряда, восходящего к древней антиохийской литургии. Церковь отделилась от Сиро-Яковитской церкви в XVII веке.
Мексика́нская митропо́лия (греч. Ιερὰ Μητρόπολις Μεξικοῦ, англ. Orthodox Metropolis of Mexico, исп. Sacro Arzobispado Ortodoxo de Mexico) — епархия Константинопольской Православной Церкви, на территории стран Центральной Америки, Колумбии, Венесуэлы и Карибских островов.
По́льская правосла́вная це́рковь (польск. Polski Autokefaliczny Kościół Prawosławny) — автокефальная поместная православная Церковь в Польше, имеющая 12-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей Константинопольского патриархата и 13-е место в диптихе Московского патриархата; в современной форме была учреждена в 1948 году.
Александри́йская правосла́вная це́рковь или Александрийский патриархат, официально: патриархат Александрии и всей Африки (греч. Πατριαρχεῖον Ἀλεξανδρείας καὶ πάσης Ἀφρικῆς) — автокефальная поместная православная Церковь, занимающая 2-е место в диптихе автокефальных поместных церквей. Признанная территория юрисдикции (каноническая территория) — вся Африка (с прилегающими островами).
Территориальное аббатство (лат. Abbatia territorialis) — особая церковно-территориальная единица в церковной структуре Римско-Католической Церкви, по своему статусу находящаяся на уровне католической епархии. Территориальное аббатство полностью независимо от других церковных структур и создаётся для духовного окормления мирян. Территориальное аббатство не следует путать с традиционным аббатством, которое по своей сути является монастырём.
Украинский экзархат Русской православной церкви (укр. Український екзархат Руської Православної Церкви) — церковная административная единица Московского патриархата на территории Украинской ССР. Украинский экзархат был установлен патриархом Тихоном в 1921 году. Украинский экзархат существовал до 27 октября 1990 года, когда Архиерейский собор Русской православной церкви, который проходил 25—27 октября, отменил его и создал самоуправляемую с правами широкой автономии Украинскую православную церковь...
Украинская автокефальная православная церковь (сокращённо УАПЦ, укр. Українська автокефальна православна церква) — неканоническая религиозная организация, существовавшая на территории Украины и в странах с украинской диаспорой. 15 декабря 2018 года самораспустилась и по итогам Объединительного собора православных церквей на Украине её бывший предстоятель вошёл в состав Православной церкви Украины.
Харьковско-Полтавская епархия Украинской автокефальной православной церкви (обновлённая) (укр. Харківсько-Полтавська Єпархія Української Автокефальної Православної Церкви) — малочисленное религиозное объединение на Украине, относящееся к неканоническому православию. Образовалось в 2003 году в результате раскола Украинской автокефальной православной церкви.
Украинская православная церковь в диаспоре (укр. Українська православна церква в діаспорі), также Украинские православные приходские общины в диаспоре (Українські православні парафіяльні громади в діаспорі) и Украи́нская автокефа́льная правосла́вная це́рковь в диа́споре (Українська автокефальна православна церква в діаспорі) — украинская эмигрантская православная юрисдикция в составе Константинпольского патриархата, которая действует на территории Великобритании, Западной Европы, Австралии и Новой...
Румынская епископия (англ. Romanian Episcopate) — одна из трёх «этнических» епархий Православной церкви в Америке, которая объединяет румынские приходы и монастыри ПЦА в США и Канаде, действующие параллельно территориальным епархиям ПЦА.
Интрониза́ция (др.-греч. ἐν-θρονισμός от др.-греч. ἐν на и др.-греч. θρονός престол, трон, высокое сиденье), или настолование (славянская калька с греческого) — торжественное чинопоследование (общественное богослужение), во время которого совершается возведение новоизбранного епископа (в настоящее время — предстоятелей церквей) на его кафедру. Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного иерарха в богослужебные одежды, соответствующие сану.
Архиепи́скоп (др.-греч. ἀρχιεπίσκοπος от др.-греч. ἀρχή — «начало» и ἐπίσκοπος — епископ — надзирающий, надсматривающий, «блюститель») — старший (начальствующий) епископ. В исторических церквях — почётный титул епископа (архиерея). В ряде поместных православных церквей греческой традиции (кроме Иерусалимской) — архиепископ является предстоятелем данной церкви. Также практически всегда титул правящего епископа епархии с викарными епископами.
Восточные литургические обряды — литургические обряды в христианстве, возникшие и традиционно использовавшиеся на Востоке христианского мира, в том числе на территории бывшей Восточной Римской империи (Византии).
Инкардинация (лат. «incardinatio» — приписка) — название в Римско-Католической Церкви канонического подчинения священнослужителя своему священноначалию.
Упоминания в литературе (продолжение)
Сама церковь, ее внешняя организация, начиная с Константина, была серьезно преобразована в структуру, которая в основном дожила до наших дней. Был сформирован корпус канонического церковного права и церковного суда в значительной степени под влиянием римского права. Сформировано церковное управление нескольких уровней: епархии, митрополичьи округа,
экзархаты , патриархаты. Само деление церковных территорий было приведено в соответствие с имперским административным делением: епархии – провинции, митрополичьи округа – диоцезы и т. д. Стала более доступной возможность проведения церковных соборов всех уровней, начиная с местных и кончая вселенскими (во многом опять же благодаря финансовой поддержке таких мероприятий со стороны императора). Инициатива в проведении 1 Вселенского собора в Никее, его организация принадлежала императору. Никейский собор оставил по себе благодарную память в церкви, как принявший важный символ веры и показавший пример соборного решения церковных вопросов, пример симфонии церкви и империи. По его образцу и примеру проводились и последующие вселенские соборы. IV век вообще был веком соборов по преимуществу; большие соборы по нескольку сотен епископов собирались чуть не каждый год.
Епископ Мефодий (Кульман) родился и вырос в дореволюционной России. После революции и Гражданской войны, как и многие, он оказался в изгнании и большую часть жизни провел во Франции. В течение более чем сорока лет он являлся настоятелем небольшого приходского храма в Аньере, под Парижем, который назвал во имя Христа Спасителя, так как приход был создан в год взрыва московского храма Христа Спасителя («наш приход – говорил владыка – это наше общее бревнышко на устроение многострадальной Русской Церкви»[62]). В 1953 г. о. Мефодий был возведен в епископский сан с титулом Кампанский, являясь викарным архиереем при митрополите Вла димире (Ти хоницком), а затем архиепископе Георгие (Тарасове) – предстоятелях русского
экзархата в Западной Европе (Вселенский Патриархат).
Книга Регельсона содержит много исторических сведений о сделанных несколькими русскими иерархами попытках установить фактические временные «автокефалии» в соответствии с Указом 1920 г. Наиболее значительными среди них были митрополит Ярославский Агафангел и митрополит Казанский Кирилл. Можно напомнить о том, что Северо-Американская епархия в 1924 г. провозгласила себя «временно самоуправляющейся» на том же основании Указа 1920 г. Во всяком случае, в 20-х и 30-х годах возникло несколько «автокефалий». Некоторые из них находились в несколько двусмысленных отношениях с установленным в 1922 г. обновленческим «высшим церковным управлением»: так, управляющий Петроградской епархией епископ Ямбургский Алексий (Симанский) – будущий патриарх – вместе с другим Петроградским викарием, епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем), тоже учредили «автокефалию» в 1922 г., о которой в свое время подробно писал А. Левитин в своей истории обновленчества. 9 июня 1922 г. епископ Алексий снял запрещение с Введенского и хвалился, что его управление епархией получило «согласие» обновленческого ВЦУ. Лев Регельсон не вполне прав, обвиняя епископов Алексия и Николая в прямом принятии обновленчества. Епископ Алексий ограничился – и то очень кратковременно – полупризнанием обновленческого управления, но уже через две недели (24 июня 1922 г.) отказался от прямого сотрудничества с ВЦУ и за это был сослан. Сведения и документы об этих событиях опубликованы архиепископом Сергием (Лариным) в «Вестнике русского западноевропейского
экзархата » (1964. № 45–48). Это издание осталось автору неизвестным.
В 1990 г. Украинский
Экзархат Русской Православной Церкви получил права самостоятельности в административно-хозяйственных и кадровых вопросах и получил новое название – Украинская Православная Церковь. Это была необходимая на тот момент, в тех «обстоятельствах места и времени» мера Священноначалия Русской Церкви, позволившая в условиях становления на антироссийской основе украинского государства и соответствующей конфессиональной политики, выражающейся в ультимативных требованиях отделения от Московского Патриархата и полном наборе мер воздействия, вплоть до физических, на противников такой политики, сохранить самое главное – единство Русской Православной Церкви. При этом следует отметить, что максимальные полномочия для УПЦ нужны были тогдашнему Киевскому митрополиту Филарету (Денисенко) как шаг к отделению от Русской Православной Церкви. Говорят, что в 1990-м году Денисенко сам организовывал «акции протеста» против посещения Киева Патриархом Алексием Вторым, чтобы добиться от Московского Патриархата максимальной степени независимости. Многие иерархи отмечают, что Денисенко двигали корыстные мотивы – не став Патриархом всея Руси, он поставил целью стать «Патриархом» ее южной половины.
Церковь была построена в псковском стиле по проекту архитектора А. П. Шевцова в 1930–1932 гг. и освящена 9 октября 1932 г. епископом Феофаном (Гавриловым). В одноярусном белом деревянном иконостасе находилось восемь образов. Их написали художники И. П. Трофимов и Е. Лукинская. На стенах были развешаны подносные иконы, вывезенные из России эмигрантами или переданные из существовавших в городе русских учебных заведений[106]. Отец Иоанн служил настоятелем прихода в Белой Церкви до 9 апреля 1931 г., а затем перешел из РПЦЗ в Западно-Европейский
экзархат митрополита Евлогия и уехал во Францию (в 1932 г. в Германию), опубликовав острую брошюру «Почему я ушел из юрисдикции митрополита Антония?». После этого издательство «Борьба за Церковь» прекратило свое существование[107].
Самый удобный способ – обратиться к «Всеподданнейшим отчетам обер-прокуроров Святейшего Синода», которые составлялись на основании данных, приходивших в центр из всех епархий России (к началу XX столетия их было более шестидесяти), Грузинского
экзархата и синодальных ведомств – Московской конторы, придворного и военного (ведомства протопресвитера военного и морского духовенства).
Отныне Пиппин был провозглашен «божьим избранником». И в ответ на это франкский король в 756 г. торжественно передал Стефану III отвоеванные у лангобардов земли. Территорию весьма значительную. В ее состав входили равенский
экзархат (включавший в те времена также Венецию и Истрию), Пентаполис с пятью приморскими городами (ныне Анкона, Римини, Пезаро, Фано и Сенегалья), а также Парма, Реджио и Мантуя, герцогства Сполето и Беневент и, наконец, остров Корсика. Что касается Рима и его области, то он не был в руках лангобардов, не был, следовательно, отвоеван у них Пиппином, не мог быть «подарен» папе, а принадлежал империи. Тем не менее «Пиппинов дар» включал и Рим, который и стал теперь столицей нового Папского государства…