Связанные понятия
Гимна́зия (польск. gimnazjum, нем. Gymnasium — помещение для гимнастических упражнений, спортзал; через лат. gymnasium от др.-греч. γυμνάζω — «обнажаться, раздеваться; упражняться», далее из γυμνός «голый, нагой», далее из праиндоевр. *nogʷ- «нагой» (ассимиляция *nogʷno- > *gogʷno-) — государственное учебное заведение, термин также употреблялся в значении «место для упражнений». В первом значении гимнасий встречается в древних городах Греции, Египта, Сирии и остальных государств Малой Азии, в которых...
Прогимна́зия — (от лат. pro — перед и др.-греч. γυμνάσιον gymnasion — школа в Древней Греции) — общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии. Учреждены в 1864 году. В прогимназии было четыре класса (реже — шесть классов) образования, соответствовавших четырём младшим классам гимназии. Учреждались в городах, где не было гимназий. Могли быть мужскими, женскими или военными. Имели право принимать экзамены на звание учителя начальной школы и первый классный...
Не следует путать с духовными семинариями, готовившими духовенство.Учи́тельская семина́рия — среднее специальное учебное заведение, предназначенное для подготовки преподавателей начальной школы.
Подробнее: Учительская семинария
Вольноопределя́ющийся — военнослужащий (из нижних чинов) Русской Императорской армии и Флота, поступивший на военную службу добровольно и пользовавшийся определёнными льготами.
Упоминания в литературе
Своё первое официальное образование Яков получил в Санкт-Петербургском
реальном училище Гуревича. Чтобы было понятно, о чём идёт речь, обратимся к истории. В России прототипом реальных училищ стали в 1839 г. реальные классы для «временного преподавания технических наук». В ноябре 1864 г. было утверждено положение о реальных гимназиях, которые были заменены на реальные училища в 1872 г. Курс обучения длился шесть-семь лет. В уставе этих учебных заведений было записано:
В начале 1900-х гг. учителей гимназий,
реальных училищ и других средних учебных заведений готовили Санкт-Петербургский и Нежинский историко-филологические институты. Императорский (чаще его называли Петербургским) историко-филологический институт – закрытое учебное заведение с 4-годичным сроком обучения, готовившее учителей истории и географии, русского языка и словесности, древних языков. Правила приема сообщали, что в институт «принимаются молодые люди, достигшие 17-летнего возраста», окончившие гимназию или духовную семинарию. Педагогические дисциплины (история педагогики, общая педагогика и дидактика) преподавались в институте только в первые годы его существования. За время своей работы институт выпустил более 500 педагогов, большинство из которых работали преподавателями древних языков.
Симпатии А. И. Любжина принадлежат той образовательной модели, которая свойственна европейскому типу образования и предполагает наличие средних учебных заведений, различающихся по ориентации своих выпускников на разные сферы деятельности и, соответственно, с разным набором и объемом изучаемых предметов. В старой России, как известно, набор таких учебных заведений был исключительно многообразен: помимо основных типов (классическая гимназия,
реальное училище , кадетский корпус, духовная семинария, коммерческое училище), существовали и многие другие учебные заведения этого уровня образования.
Государство управляет образованием посредством правительственных органов (средним и высшим образованием) и органов самоуправления (начальным образованием). Правительство осуществляет контроль над всей системой образования и учебным процессом, в том числе и образовательной деятельностью частных лиц и свободных союзов. Руководство образованием и государственный контроль над ним сосредоточены в Министерстве просвещения и его органах по всей вертикали государственного управления, имеют стройную единую систему. Административное управление образованием строилось по учебным округам, во главе которых стояли попечители, а с 1864 г. эта система перешла на принцип общего территориального деления на округа и губернии, где создавались училищные советы; непосредственно руководили и надзирали за образованием уездные и губернские инспектора. Школьная система основывалась на сословном принципе – сельские школы, приходские уездные училища, для детей дворян и чиновников – гимназии, университеты, для духовенства – семинарии. Частные школы не имели большого распространения. Среднее образование осуществлялось в гимназиях и
реальных училищах .
Помимо находившихся под протекторатом Академии художеств школ и училищ, во многих городах России при местных Обществах любителей изящных искусств открывались самостоятельные художественные школы или курсы рисования. Они существовали на плату за обучение (в случае, если она взималась), а также на субсидии города или Академии художеств. Городские художественные школы открывались и существовали также на средства состоятельных горожан и обществ. В конце XIX – начале XX вв. возникло также большое количество частных художественных студий, которые открывали знаменитые художники. Так в 1865 г. в Феодосии И.К. Айвазовский организовал художественную школу («Общую мастерскую») при своей мастерской. В 1884 г. К.И. Кеппен основал в Тифлисе рисовальную школу. В 1911 г. была открыта Школа живописи и рисования Н.В. Склифосовского, которая просуществовала до 1922 года. 1 ноября 1911 г. при Екатеринодарском художественном кружке, при картинной галерее имени Ф.А. Коваленко открылась Школа рисования и живописи46. Академия художеств также организовывала конкурсы по рисованию среди учащихся классичеких учебных заведений. В 1885 г. Темир-Хан-Шуринское
реальное училище участвовало в конкурсе Академии художеств. Тогда было представлено 104 работы учеников I–IV классов по рисованию «с оригиналов, с проволочных и непрозрачных геометрических моделей»; учащихся VI–VII классов «по математическому черчению и начертательной геометрии» и учеников VIII класса «по исполнительному черчению частей машин». Комиссия присудила награду ученику VI класса Адиль-Султану Ибрагимову. С 1890 по 1899 г. училище участвовало в трех конкурсах по рисованию, проводившихся Академией художеств47.
Связанные понятия (продолжение)
Вольнослу́шатель — персона, посещающая высшее учебное заведение и допущенная ко всем видам учебных занятий и к государственным экзаменам, однако без предоставления ей прав и льгот обычного студента или слушателя высших курсов.
Рабо́чий факульте́т (сокращённо рабфа́к) — учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для поступления в высшие учебные заведения, существовавшие с 1919 года до середины 1930-х годов.
Алексе́евское вое́нное учи́лище — российское пехотное училище, в разные годы носило название Московское пехотное юнкерское училище и Московское военное училище. В Российской империи считалось третьим по престижности после Павловского и Александровского. В настоящее время в нём располагается общежитие Общевойсковой академии ВС РФ.
Экстерна́т (от лат. externus — посторонний) — это форма аттестации, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
5-я Моско́вская гимна́зия — московская гимназия, в которой учились Иван Ильин, Владимир Маяковский, Борис Пастернак и многие другие известные люди России.
Прися́жный пове́ренный — адвокат в Российской империи при окружном суде или судебной палате. Звание существовало в период с 1864 и по 1917 год.
Высшие женские курсы — учебные заведения системы высшего образования для женщин в Российской империи.
Духо́вное учи́лище в Российской империи, с 1808 — низшее духовно-учебное заведение (уездное или приходское).
Кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение (корпус) с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере. Воспитанники кадетских корпусов по окончании полного курса раньше принимались без экзаменов не только в военные училища, но и в высшие школы.
Псковский кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение российской императорской армии, готовившее детей и подростков к военной службе в период с 1882 по 1918 (1920) год.
Ю́нкер (нем. Junker) — чин (воинское звание) в Русской императорской армии, до 1918 года, промежуточное по своему правовому статусу между воинскими чинами унтер-офицеров и обер-офицеров.
Зе́мства (зе́мские учрежде́ния) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918—1919 годах.
Подробнее: Земство
Прови́зор (лат. pro - "пред" visor - "вижу", предвидящий, заготавливающий) — это специалист с высшим фармацевтическим образованием, работающий в сфере производства, хранения и продажи лекарственных препаратов.
Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус — военно-учебное заведение Российской Империи, первый среди губернских кадетских корпусов, созданных по воле Николая I. Основан в 1834 г. как Новгородский кадетский корпус (был дислоцирован в 28 верстах от Великого Новгорода). В 1866 г. переведён в Нижний Новгород, и преобразован в военную гимназию. В 1882 году переименован в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. Распущен в 1918 году.
Ярославское Демидовское училище высших наук, Демидовский юридический лицей, Демидовский лицей, Ярославский государственный университет — высшее учебное заведение в Ярославле, существовавшее под этими названиями в 1803—1924 годах. Современный Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова считается его преемником.
Подробнее: Демидовский юридический лицей
Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — в России начальные школы при церковных приходах, находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего правительствующего синода.
Подробнее: Церковно-приходская школа
Медико-хирургическая академия — высшее специальное учебное заведение для подготовления врачей, соответствующие медицинским факультетам университетов.
Февральская революция (в советской историографии — Февральская буржуазно-демократическая революция или Февральский переворот, на Западе также часто используется название Мартовская революция (англ. March Revolution, в соответствии с календарём нового стиля) 1917 года в России — массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат петроградского гарнизона, приведшие к свержению российской монархии и созданию Временного правительства, сосредоточившего в своих руках всю законодательную...
Кантони́сты — малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов, принадлежавшие к военному званию, то есть к военному ведомству, и в силу своего происхождения обязанные служить в Вооружённых Силах России.
Виленский еврейский учительский институт — педагогическое учебное заведение, расположенное на территории Виленского учебного округа Российской империи. Открыт в Вильно в 1873 году на средства еврейской общины.
Казённоко́штный — в XVII веке — первой половине XIX века название учащихся некоторых учебных заведений, обучавшихся и содержавшихся полностью за счёт государственных средств, на «казённый кошт» (в отличие от своекоштных).
Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, состоящий под покровительством Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны — общественно-политическая организация, возникшая в августе 1914 года.
У́нтер-офице́р (от нем. Unteroffizier — категория младших офицеров) — нижние чины (должность — звание) и категория младшего командного и начальствующего состава в вооружённых силах (ВС) разных государств и стран, условно соответствующая сержантско-старшинскому составу в советских, а затем и в российских ВС.
«Закрытые
женские институты Ведомства учреждений императрицы Марии» (в популярной литературе Институты благородных девиц) — российские закрытые учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии, в которых воспитывались за казённый счет девушки (называемые в то время «девицы») привилегированного сословия (дочери потомственных дворян, генералов, штаб- и обер-офицеров или гражданских чинов), а за собственный счёт — также дочери купцов, почётных граждан и лиц иного звания, причислявшихся раньше...
Фе́льдшер (нем. Feldscher) — специалист со средним специальным медицинским образованием, который имеет право проводить диагностику и устанавливать диагноз, проводить самостоятельное лечение или направлять пациента к врачу-специалисту.
Пензенское землемерное училище — учебное заведение в городе Пензе, готовившее кадры землемеров (межевых техников). Открыто 1 сентября 1875 года. Являлось вторым по счёту землемерным училищем, открытым в России начиная с 1873 года после принятия решения о расформировании Школы межевых топографов.
Репети́тор (от лат. repetitor «тот, кто повторяет») — преподаватель, дающий частные уроки на дому или дистанционно. Может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия по различным дисциплинам.
Подробнее: Репетиторство
Полицейский надзор — в Российской империи административная мера контроля, применявшаяся с начала XIX века. Законодательно введён в 1882 году.
Московское коммерческое училище (Московское Императорское коммерческое училище) — среднее учебное заведение для подготовки к поступлению в высшие коммерческие и технические учебные заведения Российской империи.
Частный поверенный — представитель по гражданским делам и защитник по уголовным делам. Частные поверенные появились в Российской Империи в соответствии с законом от 25 мая 1874 года. В отличие от присяжных поверенных Ч. п. имели право выступать только в тех судах, от которых получили свидетельство, — разрешение на эту деятельность.
Это статья про депутатов городских дум и земских собраний в Российской империи. Другие значения слова см. в статье Гласный (значения).Гласный — член собрания с решающим голосом в Российской империи. С 1785 года, гласными назывались члены городских дум, а со времени введения в действие земских учреждений — и члены земских собраний, уездных и губернских.
Подробнее: Гласный (политика)
Московский дворянский институт — закрытое сословное учебное заведение для детей российских дворян (преимущественно Московской губернии) с целью их подготовки к продолжению образования в университете.
Императорское Коммерческое училище — учебное заведение, возникшее при Московском Воспитательном доме в 1772 году, для обучения купеческих детей. С 1779 года носило имя Прокофия Демидова, по инициативе которого и было создано. В 1800 году училище было отделено от Воспитательного и переведено в Санкт-Петербург. В 1904 году получило статус Императорского, официально прекратило своё существование в 1918 году, но де-факто продолжало работу. Во многом на его основе в 1931 году был создан Ленинградский...
Московская Практическая академия коммерческих наук — среднее учебное заведение для подготовки коммерсантов в Российской империи. Начиная с 1844 года занимало дом Дурасовых на Покровском бульваре. Прекратило существование вскоре после революции 1917 года.
Упоминания в литературе (продолжение)
Получению высшего образования предшествовало также весьма затратное завершение полного среднего образования в гимназии или
реальном училище .
Его заместитель Н. А. Булганин окончил лишь
реальное училище . Лучше дела обстояли у другого заместителя Председателя Совета Министров, Г. М. Маленкова. Он окончил классическую гимназию и три курса МВТУ. Сын Маленкова утверждал позднее, что отец полностью окончил институт, но точных данных об этом нет.
В. Е. Тимонов (1862–1936) родился в Одессе, в семье мирового судьи. Образование получил в Одесском
реальном училище , Парижской школе мостов и дорог и Санкт-Петербургском институте инженеров путей сообщения. С 1886 г. состоял на службе в Ведомстве путей сообщения, занимая одновременно строительно-административные и педагогические должности. С 1889 г. Тимонов стоял во главе Санкт-Петербургского округа путей сообщения. Преподавал в Институте инженеров путей сообщения различные отделы гидротехники, в том числе внутренние водяные сообщения, приморские сооружения, водоснабжение и водостоки, и в 1895 г. основал в институте кафедру «Водоснабжение и водоотведение» и стал ее первым заведующим. Более 20 лет ученый состоял членом Технического комитета Главного управления торгового мореплавания и портов, сотрудничал в Русском обществе охранения народного здравия, был членом редакционной комиссии Собрания инженеров путей сообщения. Автор многих монографий и статей[122].
В 1883 г. директором гимназии и
реального училища стал известный педагог Яков Григорьевич Гуревич. Он пригласил для преподавания лучшие педагогические кадры и передовых деятелей культуры, сделав гимназию одним из лучших и прогрессивных частных средних учебных заведений Петербурга (с правами казенных гимназий). В 1887 г. здесь преподавали 20 педагогов, состоявших в штате, и около 20 педагогов «по найму», преподававших также в других учебных заведениях. Продолжили работать здесь Иннокентий Федорович Анненский, с 1879 г. преподававший древние языки в гимназии Бычкова, и брат писателя В.М. Гаршина, коллежский советник Евгений Михайлович Гаршин, член комиссии Императорского Русского технического общества по техническому образованию, редактор журнала «Техническое образование», преподававший также в Литейной гимназии. С 1898 г. в гимназии Гуревича преподавали: приват-доцент Петербургского университета историк А.Н. Щукарев и магистрант сравнительного языкознания Н.С. Усов; русский язык с 1895 г. преподавал приват-доцент Петербургского университета С.К. Булич; русскую литературу с 1907 г. преподавал выпускник Дерптского университета Н.К. Пиксанов, с 1914 г. – выпускник Петербургского университета Б.М. Эйхенбаум. Музыкальные занятия вел директор музыкальной школы К.И. Даннеман, преподававший также в Николаевском Сиротском институте; рисование и черчение – скульптор П.П. Забелло и классный художник Г.Ф. Воропонов; физику – выпускник Петербургского университета А.Л. Гершун и лаборант Императорских Электротехнического и Политехнического институтов В.К. Лебединский, впоследствии профессор Рижского политехнического института (1913) и Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (1930), один из организаторов Нижегородской радиолаборатории (1918), доктор технических наук (1934); историю и философию – профессор Г.В. Форстен.
Вместе с волной русских эмигрантов в 1919 – 1920 г. в Болгарию прибыла Варвара Павловна Кузьмина, опытный педагог, владелица Санкт-Петербургского среднего
реального училища , основанного в 1906 г.