Пряжа

  • Пря́жа — нить, скрученная из продольно и последовательно расположенных волокон. Пряжу делают из натуральных волокон (шерсть, хлопок, лён, шёлк) или различных химических волокон (вискозных, полиэфирных, полиамидных и др.).

    В зависимости от волокнистого состава пряжа может быть однородной, состоящей из волокон одного вида, либо смешанной — из смеси двух или более видов волокон. Однородную или смешанную пряжу из волокон разного цвета называют меланжевой.

    По строению пряжу различают на одиночную, трощёную или кручёную. Одиночная пряжа образуется на прядильных машинах путём скручивания волокон. Трощёная пряжа состоит из двух или более сложенных нитей, не соединённых между собой кручением. Кручёная пряжа получается скручиванием двух или более нитей.

    Пряжу используют как для вязания вещей (преимущественно одежды) ручным способом (с помощью специальных приспособлений: спиц, крючка и т. п.) и на специальных аппаратах (ручные вязальные машины), так и в промышленном производстве при вязании на автоматических и полуавтоматических вязальных машинах.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
Шерстопрядение — процесс изготовления пряжи из шерстяных волокон, либо из смеси шерсти с другими волокнами. Из полученной пряжи изготавливаются различные ткани. Существуют две основные системы шерстопрядения...
Льноволокно — продукция для производства ниток и тканей на текстильном производстве.
Жаккардовая ткань — крупноузорчатая ткань, сложного или простого переплетения, раппорт которого по основе содержит более 24 разнопереплетающихся нитей.
Тексти́ль (от лат. textus «ткань, материя») — изделия, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке. К текстилю относят также материю, не являющуюся тканью: трикотаж, войлок, современные нетканые материалы и пр.

Упоминания в литературе

Хлопок – натуральная растительная пряжа из волокон, покрывающих семена хлопчатника. Хлопковая пряжа является одной из наиболее распространенных, потому что благодаря широкой цветовой гамме и структуре волокна хлопковые нити можно использовать для вывязывания любых ажурных узоров. Она не вызывает раздражения кожи, обладает низкой теплопроводностью, приятна для тела, поэтому из нее рекомендуется изготавливать летние модели одежды. Такая пряжа легко поддается окрашиванию и практически не выгорает. Недостатком хлопковой пряжи является то, что она садится при стирке. Пряжа из чистого хлопка малоэластична и довольно жесткая на ощупь, поэтому для выполнения резинок и фактурных рисунков используйте смесовую пряжу с добавлением искусственных волокон (акрил или вискозу).
Это пряжа особого прядения, которую получают, смешивая несколько различных по качеству и цвету волокон с пряжей, сделанной по особой технологии. В нее часто вводят металлизированные и синтетические нити.
Ткани данного вида выпускают в чистом виде (чистольняные) и с добавлением в основу или уток хлопчатобумажной пряжи или лавсана (полульняные), придающих полотну несминаемость и повышенную износостойкость.
Текстильная нить имеет ту же характеристику, что и текстильное волокно, но отличается от него значительно большей длиной. Нить может быть получена путем прядения волокон, и тогда она называется пряжей. Шелковую нить получают, разматывая кокон тутового шелкопряда. Химические нити формуют из полимера.
Вообще, для вязания детских вещей лучше всего брать натуральную пряжу. Такие волокна сделают одежду приятной для тела. Синтетическая пряжа очень быстро принимает тепло, но так же быстро и отдает его. Поэтому такая вещь не будет теплой. С другой стороны, изделия из синтетической пряжи меньше подвергаются износу. Лучше всего, если пряжа будет сочетать натуральные и искусственные нити. Информацию о том, в каких соотношениях находятся искусственная и натуральная пряжа, вы можете найти на этикетке мотка ниток.

Связанные понятия (продолжение)

Уто́к — поперечная (горизонтальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся под прямым углом к системе основы, и проходящих от одной кромки ткани до другой. Вместе с системой основы образует ткацкое переплетение.
Текстильные волокна — волокна, использующиеся в текстильной промышленности для изготовления текстильных материалов: ткани, нетканых материалов, трикотажных полотен, ниток, пряжи, а также искусственного меха.
Геотекстиль (англ. geotextile) — один из видов геосинтетиков; геоткань (тканое полотно), а также нетканое полотно, изготавливаемые иглопробивным, термоскрепленным (каландрирование) или гидроскреплённым способами из полипропиленовых и/или полиэфирных нитей — из одной бесконечной нити (мононить), либо из обрезков 5—10 см (штапель). Смесовые волокна подразумевают включение полушерстяных или хлопчатобумажных нитей.Тканой разновидностью геотекстиля является геоткань, изготавливаемая из стеклянных или...
Сати́н (фр. satin, от араб. ‎ зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань) — ткань сатинового переплетения нитей из шёлка или хлопчатобумажного волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеный, набивной и отбелённый. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин...
Штапельное волокно — элементарное текстильное волокно ограниченной длины, как правило, не более 40—45 мм (волокна хлопковой штапельной диаграммы), используемое в текстильной промышленности для выработки как пряжи, так и нетканых материалов путём скрепления холста из таких волокон каландрированием, термоскреплением, водоструйным скреплением, иглопробивным способом, водоструйным (спанлейс), нитепрошивным, электрофлокированием и т. п.
Пике́ (фр. piqué от piquer — пристёгивать, прострачивать материю) — ткань, трикотажное полотно, вырабатываемое из хлопчатобумажной пряжи или химических волокон сложным переплетением.
Махровая ткань (или «ткань фроте́» от франц. frotté — «тертый» , просторечное название — «махра») — это натуральная ткань, поверхность которой состоит из ворса (петель основных нитей). Ворс может быть как одинарным (односторонним), так и двойным (двусторонним). Кроме односторонней и двухсторонней, различают также ткань с рельефным рисунком в структуре махры и ткань со стриженным ворсом (стриженная махра).
Ровница (ровинг) — один из промежуточных продуктов при производстве пряжи. Вырабатывается путём деления или вытягивания кардочеса и небольшого скручивания волокнистой ленты на ровничных машинах. Имеет вид толстой нити, обладает достаточной прочностью для того, чтобы её можно было наматывать и разматывать, но не обладает прочностью на разрыв. Основными требованиями предъявляемыми к ровнице являются равномерность толщины и структуры.
Флокирование (англ. flocking) — технологическая операция, заключающаяся в нанесении на какую-либо поверхность волокон химически обработанного текстиля («флока»). Выполняется с целью создания на поверхности текстильного покрытия. Волокна приклеиваются клеем перпендикулярно к украшаемой поверхности благодаря действию электростатического поля.
Стекловолокно́ (стеклонить) — волокно или комплексная нить, формируемые из стекла. В такой форме стекло демонстрирует необычные для себя свойства: не бьётся и не ломается, а вместо этого легко гнётся без разрушения. Это позволяет ткать из него стеклоткань.
Микроволокно или микрофибра (англ. microfibre или microfiber) — ткань, произведённая из волокон полиэфира, также может состоять из волокон полиамида и других полимеров. Своё название ткань получила из-за толщины волокон, составляющей несколько микрометров. Микроволокно используется в производстве тканых, нетканых и трикотажных материалов. Может быть использована в производстве одежды, обивке, в промышленных фильтрах, в уборочной продукции.
Вати́н — нетканое полотно, получаемое из хлопкового линта, ваты, вискозы, шерсти и даже отходов швейного производства. Название происходит от французского слова ouatine («руно»), которым обозначали ватную ткань на сетчатой основе. Материал был первоначально создан в качестве дешевой замены для традиционных меховых подкладок. Ватин обладает малой плотностью, хорошими теплоизолирующими свойствами, благодаря чему нашёл широкое применение в качестве утеплителя для рабочей одежды, наполнителя мягкой мебели...
Суровьё или Суровая ткань — ткань с ткацкого станка без окраски и отделки или суровая, небеленая пряжа.
Холстопрошивное полотно — это толстый нетканый материал, изготавливаемый без привлечения технологий ткачества. Представляет собой нетканый массив волокон, скреплённый через небольшие промежутки швами.
Плете́ние — способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей (конопля, солома), волокон, коры (лыко), прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья, имеющегося в распоряжении ремесленника.
Бе́льтинг (от англ. belting — приводной ремень) или Бельтинговая ткань — тяжёлая, очень плотная и прочная техническая ткань, изготовляемая в виде приводных ремней. Используется для конвейерных лент и прорезиненных многослойных приводных ремней. Создаётся полотняным переплетением из кручёной хлопчатобумажной пряжи; для получения более прочных сортов применяются химические волокна.Это типовая ткань производства плоских прорезиненных многослойных приводных ремней, транспортерных и других лент. Большая...
Нанбук — плотная и прочная разновидность хлопчатобумажных тканей, которая вырабатывается из пряжи среднего качества и имеет гладкую лицевую поверхность с уточным настилом.
Фильдеко́с (от фр. fil d’Ecosse — «шотландская нить») — тонкая хлопчатобумажная пряжа, туго скручиваемая из нескольких ниток, мерсеризированная и пропущенная через опалку газовыми горелками. Использовалась во второй половине XIX — первой половине XX веков для изготовления тонких трикотажных изделий, прежде всего, в чулочном производстве, перчаток. Производилась в основном в Шотландии (чему ткань и обязана названием).
Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus «шёлковый») — тип плетения ткани, иногда просторечное название вида ткани. Ткань с саржевым плетением может вырабатываться из пряжи любого состава, фактически для любых целей.
Лю́рекс (англ. lurex) — нить в виде узкой полоски блестящей (покрытой фольгой или металлизированной) пленки, вплетаемая в ткань для её украшения.
Виско́зное волокно́ (от латинского viscosus — клейкий) — искусственное волокно, получаемое переработкой природной целлюлозы. Производится в виде текстильных и кордовых нитей и штапельного волокна.
Кордура (CORDURA® — зарегистрированная торговая марка сертифицированного нейлона от фирмы INVISTA) — толстая нейлоновая ткань с особой структурой нити, с водоотталкивающей пропиткой и с полиуретановым покрытием. Кордура изначально предназначалась для армии. Ткань обрабатывается в несколько приёмов и покрытие получается очень качественным и держится достаточно долго. Кроме того, иногда в нить добавляется до 10 % хлопка, в результате поверхность оказывается как бы мохнатой, с ворсом, что позволяет...
Ворс — волокнистый покров (волоски, пушок), обычно на поверхностях текстиля («ворсовых тканей»), хотя термин используется также для меха животных и материала для кистей.
Кримпле́н — легкостирающаяся и немнущаяся ткань из синтетического волокна. Используется для шитья верхней одежды. Также кримпленом называют полиэфирные синтетические нити и полотна, созданные на их основе.
Айрлайд (англ. Airlaid) — тип нетканых материалов, получивший своё название от способа его производства — воздушная (air) укладка (laid).
Купро — (англ. cupro), вид искусственной ткани, похожей на шёлк, но из вискозы с медно-аммиачными волокнами, получаемыми из натурального полимера чистой целлюлозы. Изготавливается с 1918 года химическим путём из натурального сырья — древесины и хлопка. Ткань обладает шелковистым блеском, красиво драпируется, хорошо впитывает влагу и пропускает воздух.
Трикота́ж — вязаный текстильный материал или готовое изделие из трикотажного полотна, а также цельновязаное изделие, структура которого представляет соединённые между собой петли, в отличие от ткани: последняя образована взаимным переплетением двух систем нитей (основы и утка), расположенных по двум взаимно перпендикулярным направлениям, поэтому употребление словосочетания «трикотажная ткань» является неправильным. Для трикотажного полотна характерны растяжимость, эластичность и мягкость. При производстве...
Ворсова́ние — создание ворса (начёса) на поверхности ворсовых тканей, войлочных изделий и нетканых материалов путём механического извлечения на поверхность тканей концов волокон. Ворсование производится при изготовлении байки, фланели, замши, фетровых шляп, валяной обуви. После ворсования изделия становятся мягче на ощупь, лучше держат тепло, улучшается также их внешний вид и износоустойчивость.
Капрон (поли-ε-капроамид, найлон-6, полиамид 6)— синтетическое полиамидное волокно, получаемое из нефти, продукт поликонденсации капролактама. Формула полимера имеет вид: n.
Шитьё — вид ручного труда. Представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных.
Ватин — текстильный материал, полотно, по существу, того же производства и из тех же материалов (хлопка, шерсти), что и вата, но особой разновидности. Ватин приготовляется обыкновенно с подклейкой верхнего слоя ватного пласта или с прокладкой особой редкой сетки из пряжи или марли и вырабатывается более сложным процессом производства. Ватин применяется в качестве подкладки для тёплого верхнего платья, придавая более изящный вид готовой вещи.
Валя́ние ше́рсти, англиц. фе́лтинг (от англ. felt «войлок, фильц, набивание») — особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Эпонж (Понжи, Pongee) — ткань. Название образовано от французского фр. eponge — губка.
Тест на истирание — стандартная методика для определения уровня износостойкости материала. Обычно применяется по отношению к одежным и мебельным, тканым и трикотажным тканям.
Оксфорд (англ. oxford) — вид ткани, традиционно используемой для пошива мужских сорочек (рубашек). Выполняется ткацким переплетением рогожка.
Пашмина (от перс. پشم‎ — шерсть) — тонкая, мягкая, тёплая ткань, получаемая из пуха (подшёрстка) кашмирских горных коз, или как их ещё называют, кашемировых коз (один из видов Capra hircus). В Гималаях, на высоте около 4500 метров, где и обитают эти животные, очень суровый климат, и в этих условиях у кашемировых коз вырастает два типа шерсти: верхний — грубая, толстая шерсть (остевой волос) и нижний — тончайший пух. Каждую весну этот почти невесомый пух вычёсывают с области шеи и живота животных...
Мешкови́на — грубая прочная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи полотняным переплетением нитей (см. холст). Пряжа для мешковины изготовляется из грубостебельных (жёстких лубяных) волокон: джута, кенафа, канатника, конопли и т. п. Мешковина используется для изготовления мешков, грубой одежды, грубых фильтров для воды и технических жидкостей, и как упаковочная ткань.
Ковролин (ковровое покрытие) — мягкое напольное покрытие, предназначенное для настила на всё помещение целиком.
Декортика́ция (от лат. decorticatio — очистка от коры) — механический способ отделения луба прядильных растений (кендыря, кенафа, канатника, конопли) от костры без предварительной мочки. Получаемый при декортикации луб отличается от мочёного тем, что в нём волокно не освобождено от склеивающих пектиновых веществ, а следовательно, непригодно для изготовления пеньки. Однако он может быть использован для производства фибры, картона, бумаги, либо для выделения волокна с помощью варки луба.
Го́льфы — получулки покрывающие нижнюю часть ног ниже колена. Могут являться деталью спортивного костюма, униформы (школьной, пионерской, военной, и т. д.), одежды для свободного времени и активного отдыха. Производятся обычно из хлопчатобумажной либо шерстяной ткани, также в сочетании с химическими нитями в том числе с добавлением эластана или нейлона. Особой разновидностью гольфов являются гетры.
Ткань панама или просто панама — разновидность плотных и относительно тяжёлых искусственных тканей, которые вырабатываются из особым образом скрученных волокон. Ткань панама применяется для шитья женских костюмов и платьев.
Рипсто́п (от англ. ripstop: rip — рваться, stop — прекращение) — тип ткани комбинированного переплетения, в структуре которого использована упрочнённая армированная нить. Армированная нить, как правило, изготавливается из полиэстера или нейлона. Основная пряжа может быть любого состава, толщины и плотности. В структуру ткани крест-накрест вводятся равноотстоящие друг от друга нити усиления. Интервалы между нитями составляют от 5 до 8 мм. В первых тканях подобного типа нити усиления весьма заметны...
Букле́ (от фр. boucler «завивать») — грубая ткань полотняного переплетения, из фасонной пряжи, имеющей крупные узелки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, в основе и утке́ или только в утке, в результате чего ткань приобретает шишковатую поверхность. Некоторые виды этой ткани вырабатываются из крученой пряжи в основе и утке, мелкоузорчатым переплетением.
Попли́н (от фр. popeline или итал. papalino, что значит «папский») — двухсторонняя, одноцветная или узорчатая шёлковая ткань, образованная сочетанием тонкой плотной основы с более грубым и редким поперечным утко́м, образующим мелкий рубчик. Плотность основы в 1,5-2 раза выше, чем по утку́. Своё «папское» название ткань получила потому, что первоначально вырабатывалась в известной резиденции Римского Папы во французском Авиньоне (1309—1411).
Бати́ст (из фр. batiste) — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров (наиболее тонкой). Батист выпускается отбелённым, мерсеризованным, гладкокрашеным и набивным. Употребляется для женского белья, летних платьев, блузок, а также как полуфабрикат для изготовления кальки.

Упоминания в литературе (продолжение)

Жаккард ткут из синтетической и хлопчатобумажной пряжи и триацетатного шелка. Это довольно плотная и прочная ткань с крупным рисунком, которая практически не сминается и не подвержена усадке. При определенной технологии рельефный рисунок вплетают в основу, а количество нитей при этому может достигать сотни. Саму ткань изготавливают на специальных жаккардовых машинах и применяют для обивки мебели и шитья покрывал.
Выбирая пряжу для детского изделия, обратите внимание на ее состав. Лучше всего для таких вещей подходит пряжа из натуральных волокон: шерсть, хлопок, лен. Современная промышленность также выпускает прекрасную пряжу из искусственного волокна, но наиболее подходящая – акрил. Он отличается не только мягкостью, но и сочностью всевозможных оттенков, позволяя изготовить нарядные и практичные вещи.
Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы.
Батист выпускается отбелённым, мерсеризованным, гладкокрашеным и набивным. Употребляется для женского белья, летних платьев, блузок, а также как полуфабрикат для изготовления кальки. Выделывается преимущественно в Северной Франции и Бельгии, из самой тонкой льняной пряжи. Самой качественной и дорогостоящей является ткань, произведенная в Бельгии, Италии и, конечно, Франции. Такую пряжу изготавливают единицы производителей. Идеальным выбором для производства батиста является перуанский или египетский хлопок.
Изделия из шелковой пряжи прекрасно держат тепло, на них не появляются катышки, после стирки они не деформируются. Кроме того, вещи из шелка прекрасно впитывают влагу. Для ручного вязания в основном используют смеси шелка и хлопка, шелка и акрила, шелка и шерсти.
Меланжевая пряжа и пряжа секционного крашения прекрасно подходят для создания игрушек-зверьков. Расцветка пряжи придаст «шубке» зверька красивую окраску, естественные пятна или полоски. По сравнению с однотонной пряжей такие игрушки выглядят более натурально и привлекательно.
Основу любой ткани составляют волокна и нити, которые называются исходными текстильными материалами (ИТМ). Волокно – это гибкое тело, длина которого во много раз превосходит его поперечные размеры. Параметры волокна измеряются в микронах[2]. Нитью называется тело, также имеющее малые поперечные размеры, значительную длину и полученное из волокон. Нити создают путем скручивания между собой волокон (прядение). Крутка является мерой интенсивности скручивания нитей и определяется числом кручений. Число кручений – это количество витков нити, приходящихся на единицу ее длины, равную 1 м. Текстильные нити характеризуются интенсивностью скручивания и направлением крутки. Существует пряжа правой крутки (Z-крутка) и пряжа левой крутки (S-крутка).
Вязание и плетение дают наибольший выбор материалов: пряжа, полоски ткани, веревки, ленты, а для плетения подойдут также солома и тонкие ветки. Впрочем, сами эти техники требуют определенного умения.
Иглы относятся к категории обязательных инструментов, необходимых для выполнения любого вида вышивки. Если без пялец можно обойтись, а ножницы на крайний случай заменить лезвием или ножом, то без игл выполнить вышивку невозможно. При этом качество вышивки напрямую зависит от правильного выбора толщины и длины иглы по отношению к рабочему материалу. Для вышивания можно использовать два основных вида игл: швейных и бисерных, с ультратонким ушком и удлиненным острием. При выборе необходимо обратить внимание на остроту игл, поверхность должна быть гладкой, без ржавчины, шероховатостей. Также аккуратно должно быть обработано ушко иглы. Лучше всего выбирать иглы ровной толщины по всей поверхности, без расширения в области ушка, это поможет снизить величину прокола. Для работы с тонкими материалами лучше всего использовать бисерные иглы с минимальной толщиной или швейные иглы от единицы до тройки. Для вышивки по хлопку и льну, смесовым и тонким шерстяным тканям можно использовать швейные иглы № 4–8 с небольшим ушком, а для вышивки «ирисом» и другими толстыми нитками следует подобрать иглы № 9–12, так как через слишком тонкое ушко невозможно продеть толстую нить. Толстые нити, а также тонкие виды пряжи используются преимущественно при работе с плотными шерстяными тканями, например, драпом или гобеленом.
В пестротканых полотнах используют пряжу различных цветов для нитей утка и основы, а также разное переплетение нитей для создания орнамента или рисунка.
Основные рабочие устройства сновальной машины – это рамка-шпулярник, на которой размещаются бобины, рядок, равномерно распределяющий нить по ширине сновки, валик, отмечающий длину нитей. Снование различается по виду пряжи и по способу. Но все способы дают разделение на равные части основных нитей в ткани.
Из синтетических ниток выполняют кошельки и сумочки. Нити из вискозного шелка подходят для плетения декоративных цветков. Из толстой и прочной шерстяной пряжи создают безрукавки, кофты, отделку одежды. Бахрому салфеток и скатертей часто выполняют из нитей, выдернутых из той же ткани, что и само изделие.
Вязаные цветы – еще один вариант для оформления скрапстраничек и фоторамок. Тем, кто умеет вязать крючком, не составит труда за несколько минут изготовить маленький симпатичный цветочек и придать композиции законченный вид. Для вязания цветов лучше всего использовать хлопчатобумажную пряжу типа «ирис», «ромашка», «мак» и т. п. Также для этого прекрасно подходят катушечные нитки в 2–3 сложения, тонкая акриловая пряжа, пряжа с длинным ворсом или люрексом, букле или фасонная. Крючок для работы подбирают соответственно толщине выбранных ниток.
Тонкую шерстяную пряжу используют отдельно – в два сложения или в сочетании с другими нитками. Ее практикуют в различных техниках вышивания.
Прорубаемость – повреждение ткани иглой при строчке. Особой осторожности требуют ткани из вискозного шелка (особенно креповые), ткани с большой плотностью, из крученой пряжи, аппретированные.
– В аппликации, выполненной дошкольниками, не должно быть большого количества деталей из ватных дисков, так как работа с ними достаточно сложна для детей этого возраста. В изделии кроме ватных дисков может использоваться, например, бумага, пряжа или ткань.
С поделками из соленого теста хорошо сочетаются различные натуральные материалы: веточки, мох, семена, ягоды, соломка, сухоцветы, колосья, ракушки, камешки и т. д. Кроме того, изделие можно украсить кружевом, мешковиной, бусинами, нитками, пряжей. Для оформления фона можно взять кусочки ткани или цветной бумаги, а края самого изделия легко оформить тесьмой. Но необходимо помнить о том, что первостепенную роль играет изделие из соленого теста, а остальное должно только дополнять его, поэтому постарайтесь не перегружать работу лишними деталями.
Тонкая шерстяная нить в 2 сложения годится для деликатной вышивки. Гобеленовую шерсть, пряжу для вязания используют при вышивке на канве. Синтетические нити сильно лохматятся, поэтому для ришелье они не подходят.
Шерстяная пряжа, пригодная для плетения, должна быть толстой, прочной и туго скрученной.
Почти в каждой крестьянской избе стоял ткацкий станок, сделанный из дерева при помощи топора, прялка или самопрялка для прядения льна и шерсти, вороб для перематывания пряжи.
Для фиксации выкройки при раскрое вам пригодятся швейные булавки. Спицы для вязания тапочек лучше использовать круговые. Для каждого вида пряжи нужно подобрать свой номер спиц. Для пряжи, рекомендованной в этой книге, подойдут спицы 3 и 3,5.
По такому же принципу, но из более нежного материала (акриловой пряжи, махровой нити и т. д.) можно связать мочалку для ребенка в виде забавного зверька или героя любимых сказок.
Многие естественные красители окрашивают ткани, пряжу посредством квасцевателей (закрепителей) – растворов солей металлов, состоящих из квасцов, сульфатов меди, железа, алюминия, бихромата калия, уксуса.
Над изготовлением шпалер вместе с художником (автором эскиза) работали картоньеры. Картоньер, глядя на эскиз, рисовал и раскрашивал картон в натуральную величину будущей шпалеры. Ткачи трудились над выполнением картона в материале. Большие по размеру шпалеры выполнялись целыми бригадами ткачей, и каждый из них должен был в совершенстве владеть секретами технологии ткачества. Ткач должен был также уметь рисовать и обладать развитым колористическим чутьем: он хоть и прибегал к услугам красильщиков, но в процессе работы, подбирая тона по картону, часто сам подкрашивал пряжу, добиваясь точности цветов и оттенков. В процессе работы ткачи вносили существенные коррективы не только в колористическое, но и в композиционное решение произведения.
Корзину, способную поднять на прогулку в небо людей, соединяет с воздушным шаром вязаная веревочная сетка из пеньки или пряжи. Наверху она крепится к клапану с помощью ремней с пряжками, а снизу – стропами, которые прикреплены к подвесному обручу петлями.
Чисто шерстяная пряжа. Погрузить на 5—10 минут в теплую воду с небольшим количеством нашатырного спирта. Затем слегка отжать и опустить в мыльную воду такой же температуры с добавлением нашатырного спирта (1 столовая ложка на 2 л воды). В этой воде изделие простирать несколько раз, слегка отжимая в ладонях. Полоскать в теплой воде, чтобы не допустить усадки изделия.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я