Застенчивость

  • Засте́нчивость (стесни́тельность, ро́бость) — состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков.

    «Сдержанный», «скромный», «уравновешенный» — такие положительные оценки обычно дают застенчивым людям, а их манеры могут рассматриваться, как «утончённые» и «светские». Сама по себе застенчивость выступает маской, за которой не виден человек.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Любо́вная засте́нчивость (англ. love shyness) — термин, введённый психологом Брайаном Джилмартином (Brian Gilmartin) для описания специфической разновидности сильной хронической застенчивости. В соответствии с его определением, опубликованном в книге Застенчивость и любовь: причины, последствия и лечение (1987 г.), любовно застенчивым людям трудно проявлять настойчивость в неформальных ситуациях, которые касаются потенциальных романтических или сексуальных партнеров. Например, у гетеросексуального...
16-факторный личностный опросник — психодиагностическая методика, разработанная институтом под руководством Рэймонда Кеттелла.
Дискриминация по возрасту, эйджизм (англ. Ageism) — дискриминация человека на основании его возраста. Проявляется в готовности воспринимать адекватно и сотрудничать лишь с теми людьми, кто соответствует некоему заранее установленному критерию возраста.Понятие «эйджизм» ввёл директор национального института старения США Р. Н. Батлер в 1969 году, обозначая им дискриминацию одних возрастных групп другими. Дифференциация социальных статусов и возрастная стратификация во многих Западных обществах и культурах...
Теория драйверов Тайби Кэлера (англ. Kahler’s drivers theory)— модель в трансактном анализе, впервые описанная Тайби Кэлером в 1974 году в статье «Минисценарий» (англ. «The Miniscript»). Теория базируется на выделении пяти доминирующих контрприказаний, называемых драйверами, которые существенно влияют на поведенческий сценарий. Она тесно связана с другими тезисами сторонников этой модели, в том числе с так называемой теорией О’кейности Томаса Харриса, описанной в его книге «Я О’Кей — Ты О’Кей» (англ...
«Природа любви» — это название эксперимента Гарри Харлоу, американского психолога, профессора Висконсинского университета (1930—1974 г.), президента Американской психологической ассоциации (1958 г.). Эксперимент был проведён в Университетской лаборатории штата Висконсин во второй половине 1950-х годов. Современники считали его неэтичным и жестоким, однако раскрытые в нём истины сильно повлияли на подход к воспитанию детей.

Упоминания в литературе

Расспрашивая людей об их застенчивости, мы просили их самих дать ей определение согласно их собственным ощущениям. Теперь мы знаем, что застенчивость – явление распространенное, чреватое многими проблемами, но для некоторых людей она является вполне подходящим жизненным стилем. Человек считает себя застенчивым исходя из того, насколько часто он испытывает это ощущение и как долго оно им владеет. Но каков внутренний мир, лежащий за этим ярлыком? Какова психология застенчивости? Об этом – в следующей главе.
Как черта личности она начинает функционировать уже в младенческом возрасте, а закрепившись в дальнейшем, приносит много страданий своему владельцу. Есть данные, которые позволяют утверждать, что внешние проявления застенчивости наблюдаются уже в 3–4 месяца, однако с уверенность можно говорить об обнаружении этого качества на втором году жизни. Американские ученые утверждают, что, согласно их исследованиям, дети, которые проявляли крайнюю застенчивость на втором году жизни, обнаруживают ее и в семь с половиной лет. Последствия застенчивости могут быть очень печальными. Назовем лишь некоторые из них:
Теперь пришло время рассказать вам немного о моих исследованиях высокой чувствительности у взрослых и о том, почему я расширила свою работу до исследования детей и вопросов воспитания. Я психолог-исследователь и лицензированный клинический психолог, кроме того, я высокочувствительный человек и родитель такого ребенка. Как я расскажу в первой главе книги, я начала заниматься исследованием высокой чувствительности как особенности человека около двадцати лет назад и с тех пор опросила или проконсультировала сотни, может быть, даже тысячи чувствительных взрослых, родителей и детей. Я собрала данные опросов тысяч других людей. Это исследование было опубликовано в ведущих журналах моей научной области. Выводы, которые будут изложены в этой книге, основаны на веских доказательствах. Фактически, эта тема исследовалась на протяжении пятидесяти лет применительно к младенцам и детям, но описывалась в других терминах, например как низкий порог чувствительности, врожденная застенчивость, интроверсия, боязливость, замкнутость, самоотрицание, робость. Поэтому можно сказать, что поводом для написания этой книги стала необходимость «переименования», особенно в тех случаях, когда старые термины применяются к детям. И это переименование дает нам не только более точное описание явления, но и возможность по-новому взглянуть на наших чувствительных детей.
Часто застенчивые люди остаются недооцененными. Чрезмерное стеснение не позволяет раскрыться как личностным, так и профессиональным качествам человека. Поэтому чаще всего излишек скромности не способствует продвижению по карьерной лестнице. Одиночество – привычное состояние застенчивых личностей. Даже наличие семьи и узкого круга друзей не означает, что застенчивость побеждена. Чаще всего скромный мужчина становится заложником более раскрепощенной дамы, а «тургеневская девушка» выходит замуж только потому, что так надо. Рожденные в таких семьях дети могут унаследовать застенчивость от одного из родителей. Многое зависит от авторитета отца или матери в семье, но и наследственный фактор играет не последнюю роль. Важно то, что в детском возрасте с застенчивостью бороться легче.
Как видите, маску застенчивого человека могут носить самые разные дети. Но разумеется, существует и застенчивость истинная. С помощью игр, предложенных в этой книге, вы довольно скоро определите, в чем его главные психологические трудности.

Связанные понятия (продолжение)

Синдром упущенной выгоды (англ. Fear of missing out; сокр. FoMO) — навязчивая боязнь пропустить интересное событие или хорошую возможность, провоцируемая в том числе и просмотром социальных сетей. Четыре человека из десяти испытывали СУВ хотя бы иногда, причём мужчины чаще, чем женщины. По другим данным, боязнь пропустить что-то важное испытывают 56 % людей. Это явление характеризуется непреодолимым желанием постоянно оставаться в курсе дел друзей и знакомых. СУВ также часто называют чувством сожаления...
Теория эффективного общения Дейла Карнеги — это совокупность идей, положений и высказываний американского лектора и оратора Дейла Карнеги, направленные на то, чтобы помочь людям стать успешными и влиятельными в сфере коммуникаций и общения, избежать конфликтов и обрести уверенность в собственных словах и действиях. Идеи Дейла Карнеги были изложены в таких произведениях автора, как: «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» (How to Win Friends and Influence People; 1936), «Как перестать...
Страх сцены (страх публичных выступлений, страх аудитории) — патологическая боязнь выступать на публике. Является одним из распространенных социальных страхов. Симптомами страха сцены являются сильное сердцебиение, потливость, дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, и др. В некоторых случаях страх сцены может быть частью более общих психологических проблем (фобий), но многие люди испытывают страх сцены, не обладая какими-либо другими психологическими...
Понятие «подростковые реакции» введено советским психиатром А. Личко. Некоторые из зарубежных авторов выделяют «подростковый комплекс» как ряд психологических особенностей, свойственных подросткам. В случае возникновения серьезных поведенческих и эмоциональных нарушений у подростка принято говорить о «пубертатном кризе».
Книга Кейт Фокс (Kate Fox) «Наблюдая за англичанами: скрытые правила поведения» (англ. Watching the English: The Hidden Rules of Behaviour) была впервые опубликована издательством Hodder and Stoughton в 2004 году.
Фаббинг (phubbing от англ. phone — «телефон» и snubbing — «пренебрежительное отношение») — привычка постоянно отвлекаться на свой гаджет во время разговора с собеседником.
Нево́льное воздержа́ние (English: incel, incelhood, inceldom) — это невозможность установления интимных отношений или вовлечения в половой акт, по причинам, отличным от осознанного воздержания. Термин используется применительно ко взрослым, которые, несмотря на желание секса, обладают небольшим сексуальным опытом или не имели сексуальных отношений вообще.
Потреблудие (англ. Affluenza) – термин, используемый критиками консьюмеризма, обозначающий поведение, при котором человек очень много работает и влезает в долги, чтобы постоянно повышать уровень своего потребления. Впервые термин был использован в 1954 году, однако, стал глубже рассматриваться после документального фильма в 1997 году, а позднее с выпуском книги «Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру» (2001 г, пересмотр. 2005, 2014). Эти работы определяют потреблудие как «болезненное, заразное...
Томбой (англ. tomboy — девчонка-сорванец) — собирательный термин, обозначающий девочек, которые проявляют характер, считающийся типичным для мальчиков: ношение мужской одежды и участие в играх и других занятиях, которые носят физический характер и во многих культурах считаются не предназначенными для лиц женского пола.
Материнская деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — процесс эмоционального и психологического обеднения ребёнка, вследствие отрыва ребёнка от матери в раннем возрасте. В основе этого феномена лежит полное или частичное отсутствие у ребёнка привязанности ко взрослым, подрыв доверия ко взрослому миру.
Детский апперцептивный тест (англ. Children’s Apperception Test; САТ) — вариант Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) для детей; проективная психодиагностическая детская методика, которая была разработана Леопольдом и Соней Беллок. CAT предназначен для психологической диагностики эмоционального состояния, потребностей и личности детей в возрасте от 3 до 10 лет.
Синдром самозванца (англ. Impostor (imposter) syndrome) — психологическое явление, при котором человек не способен приписать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям. Несмотря на внешние доказательства их состоятельности, люди, подверженные синдрому, продолжают быть уверенными в том, что они — обманщики и не заслуживают успеха, которого достигли. Успехи они, как правило, объясняют удачей, попаданием в нужное место и время или введением других в заблуждение, что они более умны...
Говорли́вость (словоохотливость) — склонность к многословию у того или иного индивидуума, речистость, болтливость, разговорчивость.
Стереотип физической привлекательности — презумпция, утверждающая что внешне привлекательные люди обязательно обладают социально желательными чертами.
Теория управления впечатлением — теория Ирвинга Гофмана, описывающая наше желание производить благоприятное впечатление на других людей. Согласно этой теории, люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. С точки зрения Ирвинга Гофмана, человек предстаёт как художник, творец образов. Его жизнь — это производство впечатлений. Уметь управлять впечатлениями и контролировать их — значит уметь управлять другими людьми...
Де́тский стра́х — специфический (возрастной) страх, возникающий у ребенка. Дети часто боятся явлений, которые, как правило, не вызывают страха у взрослого человека (например, темноты, героев сказок). Возникновение детских страхов связано с разными причинами, в том числе с внешней средой (например, с запретами со стороны взрослых, которые ребенку непонятны, внушение со стороны других детей). Выделяют природные и социальные детские страхи. Природные детские страхи (страх смерти родителей, страх животных...
Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе; одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.
Теория Амаэ — теория, согласно которой одна из сторон в отношениях рассчитывает на снисхождение второй стороны к её слабостям. Была предложена японским психотерапевтом Такэо Дои в 1971 г. в книге «Структура амаэ». По мнению автора, она является ключевой концепцией для понимания характера японской культуры и менталитета, поскольку само слово «амаэ», которое может быть переведено как «зависимость от благожелательности других», не имеет точных эквивалентов в других языках.
Криптофазия (от греч. kryptos — секрет и phasis — нарушение речи) — непонятная для окружающих система общения между близнецами младенческого возраста. Может включать в себя не только речь, но и мимику, жесты (часто зеркальные).
Социальный обмен эмоциями можно охарактеризовать как явление из области психологии, связанное со стремлением людей рассказать о своих эмоциональных переживаниях и поделиться ими с другими . Иными словами — это процесс повторного переживания эмоций в рамках межличностного взаимодействия. Данный термин был введен французским психологом Бернардом Риме в 1991 году. Он проводил научные исследования, посвященные изучению эмоционального состояния людей после чрезвычайных происшествий или сильных эмоциональных...
Сираноид (англ. cyranoid) — участник психологического эксперимента, который скрытно носит приёмопередатчик и в разговорах с другими людьми не высказывает собственные мысли, а буквально повторяет слова другого человека, передаваемые по радиосвязи. Собеседники сираноида, как правило, не знают об этом или даже вообще не подозревают, что проводится психологическое исследование.
Де́ти инди́го — псевдонаучный термин, впервые введённый Нэнси Энн Тэпп, женщиной, считающейся экстрасенсом, для обозначения детей, которые, по её мнению, обладают аурой цвета индиго. Широкую известность термин получил в конце 1990-х благодаря упоминанию в источниках, имеющих отношение к движению нью-эйдж. Детям индиго приписывают множество различных свойств, такие как: высокий уровень интеллекта, необычайная чувствительность, телепатические способности и многое другое. Утверждается также, что «дети...
Холдинг-терапия (англ. hold — «держать», «удерживать») — метод, суть которого заключается в лечении удерживанием. Используется родителями для помощи в установлении контакта между родителем и ребёнком с диагнозом аутизм. Его изобретение приписывают Марте Вэлч, «доктору, основавшему в Нью-Йорке «Материнский центр».Критики холдинг-терапии называют метод шоковым, сравнивают его с отрицательным подкреплением, по сути, с наказанием. Высказывается опасение, что холдинг может вызвать у ребёнка дискомфорт...
Поверхностное очарование (или «бойкое очарование») является «тенденцией быть привлекательным, обаятельным, ловким и простым в общении».
Одича́вшие де́ти (другие названия: ди́кие де́ти, фера́льные де́ти) — человеческие дети, которые росли в условиях крайней социальной изоляции — вне контакта с людьми с раннего возраста — и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Такие дети, оставленные родителями, воспитываются животными или живут в изоляции.
Психосоциальное развитие, теория — теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я индивида.
Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта.
Детство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Понимание детства меняется с течением истории...
Яма отчаяния — название, используемое американским сравнительным психологом Гарри Харлоу для обозначения устройства, технически называемого «вертикальной камерой», которое он использовал в опытах на макак-резусах в Висконсинском университете в Мадисоне в 1970-е годы.
"В поисках счастья" — это книга, опубликованная в 2002 году Мартином Селигманом. Книга содержит 14 глав, в которых рассматривается: анализ положительных эмоций и методы их закрепления, двойственность человека и влияние характера на чувства, а также реализация положительных качеств в жизни.
Семе́йные ми́фы — это социально-психологический феномен, представляющий собой искажённые, несоответствующие реальности представления членов семьи о себе, друг друге и о семье в целом. Внутри этой семьи они согласованы на подсознательном уровне, не подвергаются сомнению и позволяют каждому её члену выстраивать собственную психологическую защиту с окружающими людьми и внутри семьи. Семейный миф, таким образом, — это своеобразный групповой защитный механизм, способствующий поддержанию целостности семейной...
Греческая странная волна (греч. Αλλόκοτο κύμα; англ. Greek Weird Wave) — художественное течение в современном греческом кинематографе. Понятие родилось в среде западных критиков, объединивших фильмы под названием «Странной волны» благодаря их общим качествам: эстетической новизне, экспериментированию со стилистикой абсурда, исследованию перформативности и малобюджетности. Основные представители течения — Йоргос Лантимос, Афина Цангари, Александрос Авранас, Экторас Лигизос, Бабис Макридис и другие...
Социа́льное доказа́тельство (англ. Social proof), или информационное социальное влияние (англ. informational social influence) — психологическое явление, происходящее, когда некоторые люди не могут определить предпочтительный способ поведения в сложных ситуациях. Предполагая, что окружающие лучше знакомы с ситуацией, такие люди считают их поведение предпочтительным. Это явление часто используется для сознательной манипуляции поведением других.
Высокая теория воспитания (ВТВ) — устоявшийся термин для обозначения теории воспитания, принятой в Мире Полудня братьев Стругацких. ВТВ не существует в законченном виде, но ряд её положений, предпосылки для её возникновения, ожидаемые трудности с её внедрением сформулированы Борисом Стругацким в offline интервью с Борисом Стругацким.
Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.Своей целью половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей...
Децидофобия (от лат. decido — «решать» и др.-греч. φόβος — «страх») — страх принятия решений. Зачастую данная фобия распространяется только на принятие серьёзных решений. В то же время, страдающие децидофобией способны не только с лёгкостью принимать решения по мелким жизненным вопросам (что надеть, что заказать в кафе, куда сходить погулять), но и акцентируют внимание окружающих на том, что они способны эти решения принимать.
Лукизм (дискриминация по внешности) — это обозначение положительных стереотипов, предрассудков, выбора поведения по отношению к физически привлекательным людям, а также к тем, чья внешность отвечает культурно-социальным представлениям и нормам того или иного общества. Уоррен Фаррел предлагает термин «торжество гена» для описания обожания и восхваления физической красоты человека.
Осязательная коммуникация — это коммуникация, выражающаяся через чувство осязания, с помощью которого люди и животные взаимодействуют. Помимо того, что, используя этот вид коммуникации, можно узнать о текстуре и характере объекта, осязательная коммуникация также является компонентом межличностных отношений, невербальных и невизуальных. Осязание очень важно для людей и необходимо для выражения физической близости.
Трудоголи́зм — термин, обозначающий стремление человека чрезмерно трудиться, выходящее за рамки естественного трудолюбия. Выражает (по аналогии с алкоголизмом) аддиктивный аспект этого качества, то есть болезненную психологическую «трудозависимость». Людей, проявляющих данное качество, называют трудоголиками. Данный термин (англ. workaholic) вошел в обиход вслед за публикацией в США в 1971 г. книги У. Оутса «Исповедь трудоголика».
Эффект оплошности (также эффект «посадки в лужу») — в социальной психологии явление, при котором привлекательность человека, допустившего оплошность, увеличивается или уменьшается в зависимости от его компетентности и поведения. Так, компетентный человек, сделавший ошибку, кажется более привлекательным, чем человек со средними знаниями и умениями, также допустивший оплошность.
Вежливость — черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Поскольку вежливость — культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать...
Правила этикета не одинаковы во всей Северной Америке и между разными субкультурами этого региона могут различаться. Как США, так и Канада унаследовали свои культурные и лингвистические особенности из Европы, и в основном к обеим странам применимы правила европейского этикета, особенно в относительно формальных обстоятельствах, где влияние европейской культуры особенно сильно.

Подробнее: Этикет в Северной Америке
Gal, или гяру (яп. ギャル, японская транскрипция gal с искажённого английского слова girl — «девушка») — термин, который означает как популярную среди девушек японскую субкультуру, пик которой пришёлся на 1990-е годы, так и соответствующий образ жизни. Название происходит от рекламного слогана 1970-х годов марки джинсов «GALS» — «Я не могу жить без мужчин», ставшего девизом молодых девушек.
Стэнфордский зефирный эксперимент — серия исследований отсроченного удовольствия, проведённая в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишела, ставшего позднее профессором Стэнфордского университета. В этих исследованиях детям предлагали выбор между одним небольшим вознаграждением, предоставляемым немедленно, и увеличением награды вдвое, если они смогут терпеливо ждать её в течение короткого периода (примерно 15 минут) во время которого экспериментатор покинул комнату...

Упоминания в литературе (продолжение)

8. Боязнь привлечения внимания к своей персоне, т. е. потребность оставаться в тени других людей: в домашнем кругу, на работе и среди своих знакомых. Эта проблема основана на заниженной оценке собственной личности. Скромность и застенчивость украшают многих людей, и как правило, женщин. Но человек, решивший замахнуться на большее, должен понимать что большие планы не могут реализоваться у человека с имиджем серой мыши. Отсутствие стремления к жизненной перспективе в отношении материального обеспечения, личной жизни, общения и деятельности не дает дополнительной энергии и внутреннего удовлетворения существующим положением вещей. Согласитесь, что не особенно приятно выглядит человек излишне стеснительный и робкий, особенно если это мужчина.
Одной из наиболее распространенных причин неумения завязать прочные отношения со сверстниками, как вы уже поняли, становится излишняя застенчивость ребенка. И это, пожалуй, не менее серьезно, чем чрезмерный эгоизм и стремление к лидерству. Такая проблема возникает, как правило, в семье, где родители очень властны и нетерпеливы. Замечая в своем ребенке какие-либо недостатки, они стараются оказать давление на него, считая, что разговор на повышенных тонах, нажим способны их искоренить. Такой метод воспитания лишь усугубляет ситуацию, усиливая застенчивость, которая может вызвать «уход в себя» или «тихую агрессивность». В последнем случае протест со стороны малыша будет выражен не в открытой, а в скрытой форме. И не дай Бог, случится, что с самого раннего возраста он исподтишка будет делать все вам назло.
Застенчивость – один из частых симптомов подросткового возраста. Но ее предвестники можно увидеть гораздо раньше: в возрасте 5–6 лет родители отмечают, что ребенок замыкается в себе. Он стесняется, когда в дом приходят гости, не участвует в детских спектаклях и, как правило, с трудом ходит в детский сад или многолюдные места. Некоторые дети даже заболевают перед приходом гостей или из-за необходимости идти в гости! А когда ребенок достигает школьного возраста, эта проблема становится особо острой. Ведь сюда добавляются все те особенности развития, в том числе и физиологического, о которых мы уже говорили.
Неловкость в незнакомой компании, чувство стыда, неуверенность в собственных силах, постоянное самобичевание за совершенный промах, неспособность изменить ситуацию в свою пользу – знакомые ощущения? Многие время от времени испытывают подобные эмоции и чувства. Однако большинство умеет справляться с приступами неуверенности и берет верх над собственной застенчивостью. Но некоторым никак не удается побороть свои страхи. Таких людей считают неуверенными в себе. Эта неуверенность может проявляться по-разному и в разной степени. Например, один человек стесняется знакомиться с девушками, боясь быть отвергнутым, другой боится покинуть отчий дом и начать жить самостоятельно, третий избегает общественных связей, предпочитая одиночество нахождению в коллективе. У каждого из них своя неуверенность, свои страхи. В этой книге мы коснемся разных сторон неуверенности, постараемся найти ее даже там, где на первый взгляд ее нет и в помине.
Какие качества ошибочно приписывают интровертам? Слово «интроверт» часто считают синонимом{33} слов «отшельник» и «мизантроп». Возможно, некоторые интроверты действительно могут вести себя подобным образом, однако в большинстве своем это абсолютно дружелюбные люди. Кроме того, вовсе не обязательно, что все интроверты застенчивы от природы. Застенчивость порождается страхом социального неодобрения{34} или боязнью унижения, интровертированные люди просто предпочитают тихую и спокойную обстановку. Застенчивость вызывает весьма болезненные переживания, интроверсия – нет. Многие путают эти два понятия, потому что названные качества часто проявляются в одном и том же человеке{35} (хотя психологи и не пришли к единому мнению о том, в какой мере коррелируют эти черты). Некоторые специалисты рассматривают эту пару характеристик, как оси в системе координат, размещая интроверсию-экстраверсию на оси Х, а уровень тревожности на оси Y. Таким образом, образуются четыре квадрата, соответствующие четырем возможным комбинациям качеств: спокойный экстраверт, беспокойный экстраверт, спокойный интроверт и беспокойный интроверт. Иными словами, можно быть робким интровертом, как Барбра Стрейзанд, яркой личностью с всеподавляющим страхом сцены, или совсем не застенчивым интровертом вроде Билла Гейтса, который, как гласит молва, мало внимания обращает на мнение окружающих.
Для начала несколько замечаний. В последнее время фармакология достигла феноменальных успехов: изобретены медикаменты, помогающие при самых разных недугах. Но когда я боролась с робостью, таких волшебных пилюль еще не существовало. Я справилась без них, самостоятельно, и в книге «Прощай, застенчивость!» обращаюсь именно к тем Стесняшкам, которые выбрали тот же путь. Если вы посещаете психотерапевта, следуйте его рекомендациям. В этой книге такой вариант не рассматривается.
Застенчивость может возникнуть и в подростковом возрасте, когда мы начинаем осознавать себя, сравнивать с другими и искать свое место в обществе. Ее причиной может стать какая-то особенность характера или внешности, которую мы в себе не любим («у меня длинный нос», «я толстая», «я слабый», «глупый», «очкарик» и т. д.).
Лучшими качествами рассудительных и благоразумных Козерогов можно назвать остроумие, нежность и застенчивость. Вместе с тем они могут быть чрезвычайно упрямыми и настойчивыми. Их безвредность и безопасность чаще всего являются миражом. Будьте осторожны, если намереваетесь поделиться с Козерогом своими переживаниями. Вполне возможно, что придет время, и тогда он использует ваши слабости в полной мере для достижения своих целей. Двигаясь к успеху, он не знает пощады: ни для врагов, ни для друзей.
Стеснительность (или застенчивость) – неприятное и совершенно ненужное качество, от которого следует избавляться. Ненужное потому, что ровным счетом ничего нам не дает, а только отнимает. Возьмем для примера какое-нибудь другое качество, пускай это будет страх. С одной стороны, из-за страха мы рискуем лишиться многих возможностей, так как мы никогда ни на что важное не решимся из-за нашей вечной боязни. С другой стороны, страх оберегает нас от ненужного риска: мы боимся опасных ситуаций и поэтому избегаем их, если только не считаем риск оправданным. Страх имеет как отрицательную функцию, так и положительную, защитную. Чего не скажешь о застенчивости. Если мы идем на поводу у этого чувства, то намеренно лишаем себя многих ценных перспектив. Мы боимся познакомиться с человеком, который нам нравится. Мы не заводим неприятный, но важный разговор, тем самым оттягивая решение проблемы и усугубляя ситуацию. Мы боимся подойти к начальнику и потребовать обоснованного повышения зарплаты. В общем, мы от чего-то отказываемся: от приятных знакомств, от перспективных возможностей, от достижения своих целей и реализации желаний! И ради чего? Ради какого-то чувства, которое сидит у нас внутри. А что мы получаем взамен? Ровным счетом ничего.
Родители знают, что с маленькими детьми часто возникают различные психологические проблемы. Дети не реже взрослых страдают от непонимания, страха или банальной застенчивости. Все подобные проблемы возникают от невнимания, а виноваты в этом взрослые. Однако в их силах помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Нужно только стремиться к этому, стараться подавить стеснительность, свойственную в той или иной степени всем детям. Однако не следует и перегибать палку, воспитывая в ребенке «хозяина жизни». Во всем нужна мера, и в тем большей степени это касается психологического воспитания.
При дрессировке проблем обычно не возникает: Девы – очень старательные ученики, отличаются высокими интеллектуальными способностями и дисциплиной. В общении с другими собаками, а также с незнакомыми людьми собаки-Девы осмотрительны, нерешительны и слегка стеснительны. С членами семьи Девы всегда держатся очень дружелюбно, а если вы похвалите Деву, то она будет на седьмом небе от счастья. Девы очень любят маленьких детей и считаются неплохими родителями для своих щенят. Собаки-Девы, родившиеся с 24 августа по 3 сентября, как правило, отличаются чрезмерной робостью и застенчивостью, а также долгой жизнью. Девы, появившиеся с 4 по 14 сентября, работоспособны, упорны и настойчивы, терпеливы и выносливы, эмоциональны. Девы, родившиеся с 15 по 23 сентября, интеллигентны, возбудимы, обидчивы. Возможные проблемы со здоровьем – заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, а также заболевания мочеполовой системы. Собаки-Девы неплохо ладят с Тельцами, Раками, Девами и Козерогами.
• Симптомы можно отнести к потенциально невротическим, только если ребенок молчит не меньше месяца. При этом первый месяц в школе не в счет – многие дети в это время застенчивы, поэтому первичную застенчивость необходимо исключить.
Нельзя, но не в этом смысл. Идея заключается в том, что невозможно двигаться по направлению к уверенности, прячась за оболочкой неуверенного в себе человека. Застенчивость, умаление собственного достоинства, даже скромность – это черты характера, призванные отводить от себя чужие взгляды и скрывать нерешительность. Их необходимо заменить на нечто более эффективное.
Весьма приятная, эмоциональная и вдумчивая натура, чей миролюбивый характер позволяет объединять коллективы ради альтруистических и гуманитарных целей. Это творческая личность, способная повести за собой большие массы людей, несмотря на некоторую застенчивость и скрытность. Она хорошо знает внутренний мир любого человека и принципы человеческих отношений, а идеалы добра и справедливости воспринимаются ею очень глубоко.
Однако чрезмерная опека может привести к тому, что задача возраста будет решена не полностью или вообще останется неразрешенной. Тогда малыш остается в полной зависимости от взрослых. В каких-то случаях это может выглядеть как послушание, трусость, робость, застенчивость, стеснительность, беспомощность и т. п.
Последние данные, полученные в ходе реализации проекта «Геном человека», доказывают, что особенности нашей психики определяются отнюдь не генами. Наследуются физические характеристики, например рост, внешний вид и цвет глаз, но такие свойства, как психическая неполноценность, ум или застенчивость, слабо зависят от участков ДНК, которые дети получают от родителей, или вообще не связаны с генами.
В третьей главе рассказывается об одной из самых сложных задач, встающих перед ребенком в процессе развития, – о вырабатывании способности преодолевать неприятные состояния и эмоции и обучении самоконтролю. Родители помогают малышам в развитии навыков саморегуляции и самоконтроля, удовлетворяя их потребность во взаимном чувстве привязанности, однако трудности с эмоциональным и физическим равновесием могут возникать у ребенка и в контексте других ситуаций. От того, насколько успешно эти трудности разрешаются, зависит, не возникнут ли у ребенка проблемы экстернализации (например, проявления агрессии) или интернализации (заторможенность поведения, чрезмерная застенчивость и т. д.). В сфере саморегулирования и самоконтроля особенно заметную роль играют индивидуальные особенности ребенка (такие как восприимчивость к стимулированию и сила реакции), которые не могут не учитываться родителями. Вероятно, именно в этой области детского развития двунаправленность взаимосвязи «ребенок – воспитатель» проявляется наиболее ярко, как ни в какой другой.
Основная и типичная эмоция избегающих личностей – дисфория, то есть сочетание постоянной тревоги с печалью. Тревогу вызывает возможность подвергнуться критике, а печаль – отсутствие близких отношений и успехов. Их низкая устойчивость к дисфории препятствует развитию методов преодоления застенчивости и более эффективного самоутверждения. Так как они склонны к самокопанию и постоянно следят за своими чувствами, весьма чувствительны к печали и тревоге.
Расщепленный, раздвоенный кончик носа свидетельствует о подозрительности, мнительности и застенчивости. Как правило, судьба таких людей непроста, поскольку в них сочетается оригинальность ума, интеллект со скромностью, которая не позволяет им полностью реализовать свои возможности. Они избирают для себя образ жизни, не противоречащий их изначальному стремлению к самодостаточности и независимости от социума.
Шкала 3: «склонность к подчинению – к доминированию». Низкие оценки показывают, что человек склонен уступать другим, брать вину на себя, тревожиться о своих возможных ошибках. Ему свойственны тактичность, почтительность, иногда проявляется застенчивость. Высокие оценки говорят о человеке властном, независимом, самоуверенном, напористом, упрямом, который иногда склонен проявлять агрессивность. Он независим в суждениях и поведении, не признает давления со стороны, своенравный.
Молодая учительница помнит свое голодное детство и жалеет голодающего ученика. Однако, зная застенчивость мальчика и понимая, что подчеркнуто участливое отношение, излишняя опека могут его обидеть, Лидия Михайловна находит не вполне педагогичный, но адекватный сложившейся ситуации и реалиям времени способ: начинает играть с учеником на деньги в «пристенок».
Вместо того чтобы интересоваться, как вас оценивают другие, спросите себя: как вам следует оценивать других? Тогда вы вскоре, как рентгеном, просветите те обманчивые оболочки, которые скрывают отдельные человеческие слабости, распознаете чье-то высокомерие как проявление его застенчивости, бесцеремонность – как завесу, скрывающую мягкость, дерзость – как ширму для малодушия, насмешливость как проявление внутреннего смущения, грубость как выражение низкой трусости. И вы поймете, что почти всегда робким оказывается другой.
Также от Ч. Дарвина идет традиция научного исследования способов выражения эмоций у животных и человека. Среди эмоций, психических и психофизиологических состояний, выражение которых на лице человека исследовал Дарвин, – страдание и плач, упадок духа, тревога, горе, уныние и отчаяние, радость, приподнятое настроение, любовь, нежные чувства, благоговение, раздумье, размышление, дурное настроение, угрюмость, решимость, ненависть и гнев, пренебрежение, презрение, отвращение, чувство виновности, гордость, беспомощность, терпение, утверждение и отрицание, удивление, изумление, страх, ужас, повышенное внимание к себе, стыд, застенчивость, скромность, покраснение.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я