Связанные понятия
Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.
Художник — человек, занимающийся изобразительным искусством. В более широком смысле — деятель искусства.
Иллюстра́тор — художник, который специализируется на создании визуального образа, соответствующего содержанию связанного с ним текста или идеи. Иллюстрации могут быть предназначены для уточнения сложных понятий или предметов, которые трудно описать с помощью текста, что является причиной большого количества иллюстраций в детских книгах.
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы...
Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии, видео), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).
Упоминания в литературе
ГРАФИКА (франц. qraphique – линейный, от греч. qrapho – пишу, рисую) – один из видов изобразительного искусства, близкий живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художественные возможности. В отличие от живописи основным изобразительным средством графики является однотонный рисунок (т. е. световая линия, светотень): роль цвета в ней остается сравнительно ограниченной. Со стороны технических средств графика включает в себя рисунок в собственном смысле слова – во всех его разновидностях. Как правило, произведения графики исполняют на бумаге, изредка применяются и другие материалы (например, шелк или пергамент). В зависимости от назначения и содержания графика подразделяется на станковую, которая охватывает произведения самостоятельного значения, не требующие для раскрытия своего содержания связи с литературным текстом; книжную и журнально-газетную. Рисунки, сделанные карандашом, тушью или углём – всё это графика. Произведения графического искусства мы видим не только на выставках, но и часто встречаем их в жизни. Рисунки художников в книжках и журналах – это книжная графика. Когда мы поздравляем своих близких с праздником, мы покупаем открытку, наклеиваем марку на конверт. И открытку, и марку, и картинку на конверте нарисовал художник. Это – прикладная или промышленная графика. Красивые картинки на обёртках конфет, пакетах йогурта, сока и разных других товарах – всё это рисовали художники-графики.
В отличие от живописи, основным изобразительным средством
графики является однотонный рисунок (т. е. линия, светотень); роль цвета остается в ней сравнительно ограниченной. Со стороны технических средств графика включает в себя рисунок в собственном смысле слова – во всех его разновидностях. Как правило, произведения графики исполняются на бумаге, изредка применяются и другие материалы (например, шелк или пергамент).
Вторая часть занятия посвящается самостоятельной творческой работе детей по созданию свободной копии рассмотренного произведения. Для упрощения создания свободной копии и для большего разнообразия используемых приемов применяется смешанная техника: аппликация из бумаги, живопись (гуашь) и
графика (фломастер и тонкая линия кистью).
Все это заставило Уоллер признать: «Порой мне кажется, что мы как арт-терапевты слишком привязаны к краскам и бумаге не только потому, что у нас часто очень мало рабочего места, но и потому, что мы находимся в слишком сильной зависимости от традиционных представлений о том, что такое художественная студия и изобразительное искусство» (Waller, 1993, p. 55). Поддерживая опасения Уоллер, Мун (Moon, 2011) также отмечает, что арт-терапия по-прежнему слишком привязана к традиционным средствам и формам изящного искусства, особенно тем, которые связаны с
графикой , живописью и скульптурой. В то же время она отмечает явные свидетельства растущего интереса к использованию терапевтического потенциала новых изобразительных средств и технологий, включая перформанс, изготовление костюмов, использование найденных предметов, интерьерный дизайн, ландшафтную скульптуру.
Графика – это рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.
Связанные понятия (продолжение)
Книжная графика — один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и тому подобное. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco «украшаю») — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления...
Рису́нок (через польск. rysowac из ср.-верх.-нем. rizen — резать, чертить) — изображение на плоскости, созданное средствами графики.
Иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.
Натюрмо́рт (фр. nature morte с итальян. natura morta — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — краски, обычно на растительном клее, разводимые в воде и легко смываемые ею, а также живописная техника, использующая эти краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. При работе акварельными красками сквозь их слои просвечивает тон и фактура основы (бумага, пергамент, картон, шёлк, слоновая кость). Акварель совмещает...
Станковая жи́вопись — один из родов живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте).
Рисова́льщик — занимающийся рисованием, делающий рисунки; также художник, владеющий искусством рисунка.
Плака́т (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша) — разновидность прикладной печатной графики, наборно-шрифтовое или художественно-иллюстративное листовое крупноформатное печатное тиражное издание, содержащее в наглядно-компактном виде информацию рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера. Лист плаката содержит броское изображение и броский заголовок или призыв. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведённое в чёткую визуальную...
Реали́зм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многогранен и многовариантен.
Жанровая живопись (от фр. genre) — художественное изображение сцен повседневной жизни как отображение форм жизни народа и окружающей его действительности. Такое изображение может быть реалистическим, воображаемым или романтизированным его создателем. Примерами жанровой живописи являются изображения рыночных сцен, праздников, интерьеров, уличных сцен и т. п.
Монумента́льная жи́вопись — разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Иногда для обозначения произведений такого рода используется термин «мураль» (от исп. mural — настенная живопись). Также возможно определение «монументально-декоративная роспись».
Офо́рт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения, на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.
Линогравюра — способ гравирования на линолеуме. В полиграфии относится к иллюстрационным печатным формам высокой печати.
Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.
Эксли́брис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью чаще всего на левый форзац. Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом.
Абстракциони́зм (лат. abstractio «удаление, отвлечение») или нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — изображение определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывающих у созерцателя чувство полноты и завершённости композиции. Выдающиеся деятели: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан, Франтишек Купка.
Моноти́пия (от моно… и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).
Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства (и графической техники, полиграфической технологии), произведения которого в завершённом виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы (в отличие от созданного в техниках непечатной графики) таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати. Оттиски гравюры получают...
Истори́ческая жи́вопись — жанр живописи, берущий своё начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины.
Эста́мп (фр. estampe, от итал. stampa) — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Эстамп как произведение тиражной графики обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический приём размножения...
Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и визуальной информации) и являющую собой художественное целое. Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создаёт смысловые модификации...
Станко́вое искусство — род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (в отличие, например, от произведений монументального искусства или книжной иллюстрации). Упрощенный. В живописи — это картины; в скульптуре — статуи, бюсты, группы, станковые рельефы; в графике — эстампы, станковые рисунки.
Наи́вное иску́сство (франц. art naïf; англ. naïve art) — одно из направлений примитивизма XVIII—XXI вв., включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек.
Сценогра́фия (театрально-декорационное искусство) — вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве.
Кура́тор (от лат. curator, от cura — попечение) — тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом.
Пасте́ль (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно теории искусства, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением.
Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Искусствове́дение , искусствозна́ние — комплекс научных дисциплин, изучающих искусство (преимущественно изобразительное, декоративно-прикладное и архитектуру). Многие специалисты склонны разделять понятия искусствоведения и искусствознания. Поэтому основной жанровой формой классического искусствоведения является всеобщая история искусств. В границах предмета этой научной дисциплины решаются задачи открытия, изучения, атрибуции, накопления и предварительной классификации произведений (так называемый...
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи...
Монументальное искусство (лат. monumentum, от moneo — напоминаю) — одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств; данный род их включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием, с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают такую же окружению. Произведения монументального искусства создаются мастерами разных творческих профессий...
Картина в живописи — произведение искусства, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. В отличие от фрески или книжной миниатюры, картина не обязательно связана с определенным интерьером или определенной системой декорирования. Картина — один из наиболее типичных видов станкового искусства. Создавая полотно, художник опирается на натуру, но в этом процессе большую роль играет творческое воображение. В развитии живописи картина играет...
Фотоискусство — основанное на технологиях фотографии искусство создания художественной фотографии — то есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника.
Ассамбляж (фр. assemblage) — техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажей до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.
Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Хотя, вообще говоря, на пленэре может использоваться любая техника, живопись на пленэре имеет ряд особенностей, присущих именно...
Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον «дерево» + γράφω «пишу, рисую») — вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.
Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п.). Коллаж особенно характерен для искусства XX века. В изобразительном искусстве коллаж заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение...
Примитиви́зм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке. Включает в себя обдуманное упрощение картины, которое делает её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен.
Анимали́стика (Анималистический жанр), иногда также Анимали́зм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Животные должны быть изображены крупным планом, достоверно и с их определенной характерностью.
Ню (фр. nu — сокращённое от фр. nudité — «нагота, обнажённость») — художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий красоту и эстетику обнажённого человеческого тела.
Русский авангард — одно из направлений модернизма в России (1900—1930-е годы), расцвет которого пришёлся на 1914—1922 годы.
Парижская школа (фр. École de Paris) — условное обозначение для нескольких поколений интернационального сообщества художников, обосновавшихся в Париже с 1900 до 1960-х годов. Часто их подразделяют на представителей трёх периодов...
Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной...
Художественный критик (также арт-критик, от англ. art — искусство) — специалист, занимающийся художественной критикой, т. е. истолкованием и оценкой преимущественно современных произведений, новых явлений и тенденций в изобразительном искусстве.
Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок с примесью белил, более плотный и матовый, чем акварель.
Упоминания в литературе (продолжение)
Образный строй многих рисунков свидетельствует, таким образом, об осведомленности учащихся в области современного искусства. Заметно влияние конструктивизма (в книжной
графике особенно). Учащиеся стремятся придать своим рисункам вид законченного станкового произведения: казалось бы, чисто учебные задания («штриховка», рисунки треугольников и других геометрических фигур) заключены в рамки, обдуманы композиционно. Рисунки отражают жизненные наблюдения и впечатления детей. В них проявляется индивидуальность автора. Изучение разных заданий показывает развитие отдельных учащихся, которых узнаешь по выразительным особенностям рисунка. Представляется, что опыт А.П.Фоллендорфа раскрыл положительные стороны «комплексного метода», дававшего возможность органично связать на уроках рисования знания и впечатления, полученные на разных предметах и на прогулках.
Пожалуй, категория проектных моделей может быть описана более детально, учитывая индивидуальные методы работы мастеров и общие предпочтения в определенные художественные периоды. Одно из таких дополнений включил в свой собственный пространный реестр Дж. Уилтон-Эли, автор статьи «Архитектурная модель» в оксфордском Словаре искусства и ряда публикаций, посвящённых истории английских моделей[9]. Он указал на метод работы таких мастеров, как Микеланджело, который на начальной стадии проекта, стремясь запечатлеть первые проблески идеи, лепил из глины небольшие обобщенные модели. Тем же методом пользовался Дж. Л. Бернини, собственноручно придававший форму предварительным образцам из воска или из глины. Уилтон-Эли назвал модели этой категории эскизными, отметив, что они сродни наброскам, которые делают скульпторы, живописцы и
графики .
При всех несомненных плюсах компьютерной
графики есть некоторые отрицательные моменты. В основном это относится к организации производства. Чтобы в полной мере владеть преимуществами, описанными выше, необходимо потратить немало времени на изучение программ трехмерного моделирования. Кроме того, нужно владеть основами освещения, фотографирования, а также работы с приложениями постобработки. Если вы при этом еще и архитектор или дизайнер, то можете выполнять всю работу самостоятельно. Конечно, ни архитектору, ни дизайнеру владение компьютерными знаниями не помешает, но для качественной и продуктивной работы логичнее каждому заниматься своим делом. По этой причине в последнее время все чаще используются так называемые «дизайнерские тройки». Это собственно сам дизайнер, в круг задач которого входит создание идеи и реализация ее классическим способом (карандашным эскизом и масштабным чертежом), визуализатор, воплощающий эти эскизы в компьютерное изображение, и компьютерный чертежник, задачей которого является построение необходимых для строительства интерьера рабочих чертежей. Он обычно делает это по масштабной модели, выполненной визуализатором. Как показала практика, такой коллектив выпускает качественную дизайнерскую продукцию в сжатые сроки. Чем лучше организовано это взаимодействие и чем более тщательно выстроен рабочий процесс, тем в конечном итоге больше выигрывает и сам дизайн интерьера. Мы же начнем организацию этого процесса с вашего рабочего инструмента – персонального компьютера.
Экспериментальное изучение (В. А. Езикеева, Т. С. Комарова, Е. В. Лебедева, H. М. Зубарева и др.) свидетельствует, что наиболее полно и осознанно воспринимают произведения искусства дети шестого и седьмого годов жизни. Они могут проанализировать их содержание, понять и выделить средства выразительности, заметить и назвать различия в изобразительной манере разных художников, разумеется, если с детьми ведется соответствующая целенаправленная работа. Ярче всего это проявляется при восприятии более доступного детям вида изобразительного искусства – книжной
графики . Так, дети 6 лет, рассматривая иллюстрации к одной и той же сказке, созданные Ю. Васнецовым и Е. Рачевым, могли отметить особенности оформления, выполненного каждым из этих художников, а также и других, создававших графические образы сказочных персонажей.
С появлением новых технических средств, в частности цифрового монтажа и компьютерной
графики , существенно расширяются возможности кинематографа по созданию художественной реальности с практически любыми наперёд заданными свойствами, в том числе и темпоральными. В одном кадре совмещаются различные исторические эпохи, время взрывается или свободно течёт через кадр, оно идёт по кругу или стоит на месте, оказывается чрезвычайно насыщенным или пустым. Время становится объектом изображения и художественной рефлексии: разнообразие и сложность временных форм демонстрирует не только авторский, интеллектуальный, но и коммерческий кинематограф. Сегодня о петлях времени бойко разговаривают персонажи детских мультфильмов.
В подписи к рис. 2.2 не случайно цветовая модель названа CMY, поскольку пока что мы использовали всего три цвета. Хотя, в принципе, все цвета могут быть образованы смешиванием трех базовых красок, на практике используется дополнительная, четвертая краска – черная. Причин этому несколько, и мы не будем освещать их подробно (эта тема скорее подходит для специализированных полиграфических статей и инструкций). Упомянем только, что печать в три краски оказывается дорогостоящей (очень большой расход красок для текста или
графики черного цвета) и сложной (требуется точный баланс трех красок, иначе черный и серый цвета не получатся «чистыми», а будут иметь оттенок одного из основных цветов).
Понятно, что удержать в уме все нюансы сложно, именно по этой причине дизайн-проект должен быть нарисован на бумаге, в красках и пропорциях. Тем более что возможность выполнить его на компьютере существенно упрощает процесс. Проекты в трехмерной
графике (3D) практически не отличаются от реальной картинки. Однако, поскольку не факт, что вы хорошо знакомы с соответствующими графическими программами, можно обойтись карандашным наброском. Ведь это для дизайнера, выполняющего проект на заказ, важно его внешнее исполнение, вам же достаточно, чтобы проект был продуман и отражал основные этапы работ, а также наглядно демонстрировал конечный результат.
Моделирование и визуализация интерьеров – это то, с чего стоит начать изучение трехмерной
графики , ведь интерьер является неотъемлемой частью жизни человека. Намного проще изобразить в программе трехмерного проектирования хорошо знакомые предметы. Такой подход облегчает освоение приемов моделирования, создания материалов и освещения трехмерных сцен. Вместе с этим, реалистично создать в 3ds Max сложный интерьер, например, в стиле барокко, с использованием элементов лепнины весьма и весьма непросто. Взгляд зрителя легко сможет уловить несоответствия компьютерной графики и реальности. Поэтому в этой области трехмерной графики совершенствоваться можно бесконечно.
Все иллюстрации в курсовом проекте (схемы,
графики , рисунки, диаграммы, фотографии) именуются рисунками. Рисунок в работе является важным элементом, по значению равным тексту и превосходящим его по наглядности и доходчивости. Рисунок всегда должен отражать результаты, полученные в ходе данного проекта. Вместе с тем, он должен дополнять текст, нести новую информацию.
Дети 5–6 лет, знакомясь с разными видами изобразительного искусства (живописью,
графикой , скульптурой), живо воспринимают образы. По сравнению с более ранним возрастом их деятельность становится более осознанной. Замысел начинает опережать изображение. Закрепляются ранее приобретенные изобразительные умения и навыки. Движения рук становятся более уверенными. В коллективных работах дети начинают планировать и согласовывать свои действия. В этом возрасте необходимо продолжать учить изображать предметы с натуры и развивать воображение. Следует обращать внимание на передачу форм и цветов, существенно важных деталей. Начиная со старшей группы, надо учить детей тонировать бумагу, смешивать краски. Полезно предоставлять детям возможность рисовать разными материалами (восковыми и пастельными мелками, угольными карандашами, сангиной, фломастерами) и использовать ранее незнакомые техники рисования.
Итак, единство графических уровней, связность системы внутреннего рисунка (серого) и внешнего рисунка (цветного и белильного) позволяют нам составить довольно полное представление о графическом языке этих икон, используя при его анализе принцип «взаимозаменяемости». Так, при утрате одного вида рисунка другой помогает мысленно его восстановить. Согласно этому принципу, мы по необходимости можем обращаться не только к анализу видимых линий внутреннего рисунка, но и внешнего, в том числе
графике пробелов.
В XXI в. компьютерные технологии являются одним из обычных элементов кинопроизводства, а возникающие на их основе визуальные спецэффекты – признаком современного экранного языка, во многом изменившего традиционную киноэстетику. А ведь на памяти ныне живущего поколения, в 60-80-е гг. XX в., компьютер выступал в фильмах С. Кубрика («Космическая Одиссея 2001 года»), П. Хайамса («2010») и других как враждебная человеку сила, и лишь в 90-е гг. начался процесс его «приручения» («Газонокосильщик» Б. Леонарда, «Сеть» И. Уинклера). С 1973 г. – времени появления первого фильма с цифровой обработкой изображения («Мир дальнего Запада» М. Крайтона, в котором показывалось инфракрасное поле зрения робота), – компьютерная
графика , цифровое видео, многоканальные звуковые технологии прошли долгий путь развития[9]. Его значимой вехой стало появление виртуального монтажа, компьютерных спецэффектов, морфинга (способа превращения одного объекта в другой путем его постепенной непрерывной деформации, что лишает форму классической определенности), композитинга (процесса соединения нескольких изображений в одном окончательном), плавающей раскадровки, motion capture (захвата движения) и др. Возникла возможность создания новых фантазийных персонажей, трансформации объектов, изменения фона, «зачистки» изображения от ненужных деталей (временем прихода компьютерной графики в Голливуд считается 1982 г., когда появился триллер «Трон» С. Лисбергера, живописующий приключения героя в недрах гигантского компьютера; в России компьютерная графика была впервые применена в 1994 г. в фильме Н. Михалкова «Утомленные солнцем» в эпизоде с шаровой молнией, влетающей в дом). Новые приемы, как это нередко бывает в технических искусствах, поначалу использовались в качестве эффектного трюка, аттракциона в массовых жанрах и лишь постепенно обрели собственно художественную значимость.
Очень часто работу необходимо дополнить
графиками . В данной книге вы найдете специальную главу, посвященную основным правилам создания и, что не менее важно, оформления графиков и диаграмм. После знакомства с этой главой вы можете быть уверены в том, что созданные вами графики будут оформлены по всем правилам.
Этим определением утверждается наличие особой творческой деятельности, отличающейся от традиционных и более или менее изученных: искусства, инженерии, науки. Вопрос о цели деятельности лишен смысла. Цели, причем различные, могут ставить люди, осуществляющие эту деятельность, поэтому в формулировке семинара указан фактически продукт дизайна – формальные качества промышленных изделий в весьма расширительной трактовке «формального». Описываемую таким образом (это вовсе не значит, что описание верно) деятельность осуществляет дизайнер или художник-конструктор. Любопытно, что это определение принято не просто дизайнерами-практиками, а методистами, педагогами, которые должны знать о дизайне больше других, но сопоставить это определение с действительной практикой дизайна не так-то просто. Несложно убедиться, что считать продуктом дизайна только вещи, промышленные изделия нет достаточных оснований. Разнообразие продуктов, приписываемых дизайну, колеблется в зависимости от конкретного источника информации. Большинство дизайнеров относят к дизайну не только промышленные и общественные интерьеры (которые никак не отнесешь к промышленным изделиям), но и выставочную экспозицию, промышленную
графику и даже новые системы организации производства, обслуживания, рекламы. Больше того, целый ряд дизайнеров и дизайнерских организаций вообще не выполняет проектов промышленных изделий, но это не может быть принято как основание отказать им в праве представлять в системе разделения труда новую профессию.
Первая часть книги – теоретическая, она содержит тот базовый набор знаний, без которых работать с программой невозможно. Вы познакомитесь с самыми важными понятиями компьютерной
графики , узнаете, зачем в Photoshop так много непонятных и страшных (на первый взгляд) панелей и палитр и как их убрать на первое время с глаз долой (чтобы не раздражали). После чего спокойно и последовательно изучите все инструменты рисования и редактирования изображений.
Очень часто работу необходимо дополнить
графиками . В данной книге вы найдете специальную главу, посвященную основным правилам создания и, что не менее важно, оформления графиков и диаграмм. После знакомства с этой главой ваши графики будут оформлены по всем правилам.
Как это ни удивительно, но при такой малой, с точки зрения компьютерной
графики , разрешающей способности качество изображения в обычном цветном телевизоре, по крайней мере, не хуже, а естественней и «живее», чем в компьютерном мониторе. Это объясняется разными принципами обработки и передачи изображений, и анализ этих проблем выходит далеко за рамки данной книги.
В собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина хранятся семь рисунков и гуашей Пикассо; шесть из них происходят из коллекции Сергея Ивановича Щукина. Щукин, как известно, не проявлял специального интереса к
графике как таковой, но это не помешало ему стать обладателем группы листов, представляющей исключительный интерес для характеристики раннего творчества испанского мастера (между 1905 и 1908 годами). Четыре гуаши Пикассо попали к Щукину, скорее всего, постольку, поскольку они были связаны с крупными полотнами художника, купленными московским коллекционером. Кроме того, эти гуаши, вероятно, импонировали Щукину именно тем, что по своему характеру они уподоблялись произведениям живописи. Именно «живописные» качества таких работ оправдывали их приобретение в глазах русского коллекционера.
В цифровой
графике и полиграфии существует несколько различных цветовых моделей. Что это такое? Возможно, вы знаете, каким образом получается изображение на экране вашего монитора. Но мы все же вам вкратце расскажем.
Цвет в компьютере должен быть формализован, то есть описан в точных численных значениях. Поэтому в компьютерной
графике используются различные математические цветовые модели. Упомянем только две наиболее распространенные.
Среди российских арт-дилеров весьма интересна галерея СОВКОМ, которая специализируется на советском и современном искусстве, имеющем большой потенциал ценового роста. Фонды галереи содержат более двух тысяч произведений живописи,
графики , скульптуры и фарфора, созданных в период 1920—1990-х годов. Здесь представлены классики русского и советского искусства начала ХХ века. В собрании галереи можно увидеть предметы искусства, представляющие практически все направления разнообразных художественных движений и группировок этого времени. В том числе и полотна корифеев советского изобразительного искусства, академиков В. Бялыницкого-Бируля, П. Соколова-Скаля, Г. Дейнеки, Ю. Пименова, Д. Налбандяна и КУКРЫНИКСОВ и основополож-ников «сурового стиля» – П. Оссовского, В. Иванова, Алек-сея и Сергея Ткачевых и многих-многих других прекрасных мастеров.
Итак, дизайн сегодня – это индустрия, работающая на информатизацию и эстетизацию нашего окружения. В сфере изобразительно-пространственных искусств дизайн, как отмечалось, не имеет резких границ: здесь, образно говоря, музы ходят хороводом, а дизайнер, как дирижёр, привносит порядок и гармонию в дело жизнеустройства. Дизайн постоянно расширяет и укрепляет свои позиции, происходит разделение дизайнеров по специальностям: одни проектируют игрушки, другие мебель, одежду или посуду, изделия из текстиля, бижутерии и т. п. В дизайне задействованы специалисты в области полиграфии и телеинформации, дизайном занимаются художники по интерьеру и ландшафтной архитектуре; в области зрелищных искусств реализуют себя дизайнеры-сценографы и декораторы, осветители и костюмеры, визажисты и парикмахеры и др. Сегодня для дизайна характерны тенденции интеграции искусств: живописи,
графики , скульптуры и фотографии, литературы, музыки и театра; возникают и новые жанры: озвученная графика, электронная цвето- и свето-музыка; новая драматургия выставочных и музейных экспозиций и т. п.
Изображение внутри компьютера может храниться в двух видах. Обычно эти виды называют векторная
графика и растровая графика. О первом типе мы говорить не будем по той простой причине, что Photoshop почти всегда используют для работы с растровой графикой.
Изобразительное искусство не имеет прямого перевода на обыденный язык слов и не предполагает точных определений на уровне понятийного мышления. Люди разговаривают с помощью слов, а не рисунков (за исключением особых случаев). Живописец,
график , скульптор или музыкант используют материал, почерпнутый из природы, но в значительно преображенном виде. Поэтому «буквы» художественного языка (за исключением литературного) оказываются в большинстве случаев непонятными для неподготовленного зрителя или слушателя. Но в таком случае зритель или исследователь искусства превращаются в дилетантов. Вместе с тем для ученого художник, если он пытается объяснить и научно обосновать свое творчество, тоже дилетант.
Дать профессиональный портрет специалиста, работающего в сфере графического дизайна, достаточно сложно. Сегодня эта область информационного проектирования объединяет художников промышленной
графики , оформителей книжной продукции, создателей печатной и электронной рекламы, работников агитационно-оформительского искусства. В их рядах находятся художники комбинированных съемок кино и телевидения, полиграфисты, проектировщики, журналисты. Здесь же можно встретить специалистов в области компьютерной графики, веб-дизайна, средств отображения информации.
Для работы с компьютерной
графикой применяются два основных типа программ: растровые редакторы и векторные редакторы. Растровые редакторы представляют изображение в форме комплекса отдельных точек. Векторные редакторы формируют изображение в виде линий и фигур, сформированных из линий.
Первые работы Вазарелли относятся к области печатной
графики . С 1938 по 1943 год он работал над серией «Зебры» с черно-белыми контрастами, которые, пересекая изображение животных, создавали эффект внезапно перестраивающихся конфигураций.
Ранее отмечалось, что в качестве объемного знака может быть зарегистрирована оригинальная упаковка товара. Подобный товарный знак также должен отвечать ряду определенных требований. В частности, упаковка должна соответствовать характеру товара, стилю организации-изготовителя, вкусам потребителей. Кроме того, она выполняет и рекламную функцию. Как справедливо указывалось в литературе, вышеназванные требования, предъявляемые к упаковке, в советский период практически не соблюдались.[131] Однако и в настоящее время упаковки российских товаров проигрывают зарубежным по ряду параметров. Вместе с тем качественная упаковка, быстро и точно передающая информацию об особенностях товара, его производителе лучше функционирует и как товарный знак. При этом сведения, содержащиеся на упаковке, должны быть продуманы таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность информации: доходчивость и запоминаемость. На эти моменты в первую очередь оказывает влияние лаконичность
графики .
Звуковая
графика , или голосовая картина – художественное оформление сделанного на компьютере звукового графика произнесённых и записанных слов. Пример – продукция американской компании «Bespoken Art». Подобным образом можно оформить поздравление с праздником или признание в любви, теоретически – даже «наговорить» целиком текст какой-нибудь книги.
Выставка 1921 года в представлении художника была некоей синтезирующей акцией. Она соединила работы кубофутуристические с беспредметным супрематизмом и протоконструктивизмом; «реалистическая»
графика получила на этой выставке – в условиях ее остро ритмизированной экспозиции – оттенок экспрессионизма; разного рода новации – леттризм, «готовая вещь» (был показан реконструированный «Рельеф с молотком»), алогизм – нашли здесь общую крышу, под которой они прекрасно уживались. Их объединение совершалось с помощью тех новых форм репрезентации художественных произведений, которые мы выше условно уподобили искусству перформанса, ассамбляжа, акционизма.
У татуировки более долгая и интересная история, чем это считает значительная часть нашего населения, связывая нательный рисунок с принадлежностью человека к преступному миру. В этой истории чередуются периоды взлетов и падений популярности, которые объясняются тем, что татуировка относится к числу спорных или даже сомнительных способов украшения человеческого тела. И по сей день, несмотря на доступность информации о татуировке, ее глубоких исторических корнях, никак не связанных с уголовщиной, в мнении большинства татуировка -атрибут преступника, его опозновательный знак, тайный код, информирующий посвященного о месте конкретного лица в иерархии. Татуировка считается синонимом таинственной, противоправной деятельности, направленной против требований добропорядочного образа жизни, в которой признается живопись и
графика на соответствующих материалах – холсте, бумаге и т.д., но никак не на человеческой коже.
У татуировки более долгая и интересная история, чем это считает значительная часть нашего населения, связывая нательный рисунок с принадлежностью человека к преступному миру. В этой истории чередуются периоды взлетов и падений популярности, которые объясняются тем, что татуировка относится к числу спорных или даже сомнительных способов украшения человеческого тела. И по сей день, несмотря на доступность информации о татуировке, ее глубоких исторических корнях, никак не связанных с уголовщиной, в мнении большинства татуировка – атрибут преступника, его опозновательный знак, тайный код, информирующий посвященного о месте конкретного лица в иерархии. Татуировка считается синонимом таинственной, противоправной деятельности, направленной против требований добропорядочного образа жизни, в которой признается живопись и
графика на соответствующих материалах – холсте, бумаге и т.д., но никак не на человеческой коже.
Photoshop является для дизайнеров и фотографов стандартом профессионального редактора для высококачественной обработки растровой
графики . Предоставляя все более и более широкий инструментарий и возможность многогранной его настройки, Photoshop позволяет быстро и качественно выполнять операции по редактированию и усовершенствованию изображений, воплощать самые смелые идеи и творческие замыслы.
Верстальщик должен скомпоновать тексты, иллюстрации, таблицы и
графики в единое целое – будущую книгу, журнал и т. д., найти для всего материала свое место, добиться того, чтобы издание воспринималось как целостное и гармоничное произведение. Главная задача верстальщика – расположить текст в рамках заданного формата по определенным правилам (и иногда даже вопреки эстетическому видению автора и редактора). Результат его работы – удобочитаемый текст. Правила верстки более-менее универсальны, хотя и существуют специфические требования к изданиям разного жанра. Они касаются таких элементов, как размер и вид шрифтов, перенос слов, размещение основного текста с учетом абзацных отступов, нумерации списков, определения межстрочных интервалов и т. п. Кроме того, верстальщик размещает иллюстрации, создает оглавление, оформляет сноски и т. д.