Связанные понятия
Государственный служащий — работник (служащий), исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.
Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
Граждани́н — человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.Также форма устного и письменного обращения к человеку в советском и постсоветском обществе.
До́лжность (в административном праве) — правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями, в соответствии с руководящими документами в той или иной сфере деятельности.
Чино́вник — лицо, имеющее чин, и состоящее на гражданской или придворной службе. Институт чиновничества существовал де-факто в Русском царстве и Российской империи, но до 1722 года не имел чёткой структуры. Де-юре институт чиновничества был структурирован учреждением Табели о рангах 24 января (4 февраля) 1722 года.
Упоминания в литературе
Таким образом, законодательное понятие должностного лица позволяет выделить несколько важных правовых признаков: выполнение лицом различных по содержанию функций (представителя власти, организационно-распорядительных, административно-хозяйственных); реализация указанных функций в государственных органах, органах, учреждениях местного самоуправления, Вооруженных Силах РФ, войсках и воинских формированиях; наличие у лица занимаемой им соответствующей должности в органе государства (государственная должность, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления); деятельность лица должна осуществляться только во имя интересов
государственной службы .
Все государственные служащие, замещающие должность
государственной службы , являются должностными лицами. Осуществление служащими государственно-служебных функций невозможно без наделения их статусом должностного лица. Государственные служащие уполномочены государством от его имени разрешать в пределах своей компетенции возникающие вопросы и дела. Как должностные лица, они вправе давать основанные на законе распоряжения и указания гражданам и организациям, не находящихся по отношению к ним в непосред ственном подчинении; выступать от имени государственного органа, в котором они проходят службу, и государства в целом, которое представило им властные полномочия; в необходимых случаях применить меры государственного принуждения.
Иными словами, ГК РФ (ст. 1069) предусматривает деликтную ответственность государства не только за действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц, но и за действия (бездействие) органов местного самоуправления (муниципальных органов) и их должностных лиц, несмотря на то, что ст. 53 Конституции РФ указывает лишь на действия (бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц. Представляется, что изложенные положения ГК РФ не противоречат названной конституционной статье. Хотя органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), они тесно связаны с деятельностью государственных органов. Муниципальная и
государственная службы в Российской Федерации имеют много общих черт. Взаимосвязь этих служб обеспечивается: 1) единством основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы; 2) единством ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы; 3) единством требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; 4) учетом стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; 5) соотносительностью основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; 6) соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.[188] Муниципальные органы также наделены публично-правовой компетенцией.
Государственная служба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. Под государственной службой в целом может пониматься любая работа, выполненная в государственных органах и учреждениях и отличающаяся по содержанию и по форме от труда рабочих. Такой подход к названной службе основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей – непосредственного создания материальных ценностей и управляющих административно-обслуживающих функций. Для точного определения государственной службы обратимся к ФЗ от 27 мая 2003 г № 58 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» Согласно закону государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан
б) вторая группа охватывает такие принципы, как верховенство Конституции и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; единство системы государственной власти; равный доступ граждан к
государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством; единство основных требований, предъявляемых к государственной службе; профессионализм и компетентность государственных служащих; гласность при осуществлении государственной службы; ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства.
Связанные понятия (продолжение)
Прави́тельство — высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих, либо (в широком смысле) общая система государственного управления.
Судья — лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие; в современной теории разделения властей — лицо, наделённое судебной властью.
Департа́мент , подразделе́ние (от фр. département) — название министерства, ведомства либо их подразделения в ряде стран, например, во Франции, США, России и др.
Адвокатура (лат. advocatus, что значит призванный) — социально-правовой институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде любыми законными способами.
Иностра́нцы — лица, которые находятся на территории государства, гражданами или подданными которого они не являются.
Воинская обязанность — обязанность (повинность) мужчин (в некоторых государствах и женщин) нести военную или национальную (альтернативную, гражданскую) службу.
Адвокат (лат. advocatus — от advoco — приглашаю) — лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их прав и представление интересов в суде, обладающее полученным в установленном порядке статусом адвоката. Адвокатура как профессия известна с древнейших времён.
Юри́ст (нем. Jurist, англ. Jurist; от лат. ius «право») — специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права.
Министерство иностранных дел — орган исполнительной власти в государстве, отвечающий за дипломатические отношения с другими государствами (внешнюю политику). Обычно возглавляется министром иностранных дел. Для обозначения часто используется сокращение МИД.
Аудитор (лат. auditor — слушающий) — лицо, занимающееся аудитом (ревизией бухгалтерских книг, документов и отчётности) и консультационной деятельностью, связанной с наладкой бухгалтерского учёта.
Военная служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (либо лиц без гражданства в некоторых странах, таких как Россия, США, Франция и другие) на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.
Мини́стр (лат. minister — служитель, помощник, слуга) — член правительства; обычно — глава какого-либо министерства в государстве мира.
Правово́й ста́тус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят...
Законода́тельство — издание законов; а также свод законов. Все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.
Судебный исполнитель — должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение решений судов по гражданским делам, мировых соглашений, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий.
Классный чин — в Российской Федерации, установленные федеральным законом или иным правовым актом степень, класс, квалификация (одна из трёх в пределах группы должностей или одна из пятнадцати в пределах пяти групп) пригодности должностного лица для той или иной деятельности на основе наличия у него необходимых знаний, навыков и умений.
Прокурор (лат. procurare — управлять, ведать чем-либо, заботиться) — главный законный представитель обвинения. Обвинение — сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении преступления, в ходе судебного разбирательства по уголовному делу.
Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Правоохранительная служба — в Российской Федерации вид федеральной государственной службы, профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Они обеспечиваются форменной одеждой с соответствующими знаками отличия.
Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ) — исполнительный орган ЕАПО. Как сказано в ст. 4 ЕАПК: "Евразийское ведомство выполняет все административные функции Организации. Оно является секретариатом Организации".
Военная иерархия (греч. ίεράρχίά, от ίερσς — священный, и άρχή — власть) — обобщённая структуризация Вооружённых сил страны, предназначенных для охраны и обороны государства и защиты его независимости на государственные военные структуры; а также структурированная система разделения военнослужащих (военнообязанных) на высшие и низшие должности, чины, ранги, воинские звания; строгий порядок подчиненности низших по должности или чину лиц высшим, с учётом национальных (военных) традиций страны.
Специальный трудовой стаж — в законодательстве Российской Федерации это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно-полезной деятельности. Такое определение содержал утративший на данный момент силу Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации...
Ка́дровая пала́та (яп. 人事院 дзиндзи-ин) — центральный орган исполнительной власти Японии, входит в состав Кабинета министров. Основана в 1948 году согласно закону о государственных служащих.
Подробнее: Управление национального персонала
Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства . Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства .
Система заслуг (от англ. merit system) — практика продвижения и найма правительственных служащих, основанная на их компетентности, а не на их политических связях. Является противоположностью системы добычи.
Муниципальное управление — это основная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.
Военная прокуратура Израиля (ивр. מפקדת הפרקליט הצבאי הראשי, Штаб Главного военного прокурора (аббр. ивр. מפצ"ר, Мафца́р)) — структурное подразделение Армии обороны Израиля, осуществляющее надзор за соблюдением законности в деятельности армии, её подразделений и отдельных военнослужащих, посредством поддержания аппарата уголовного обвинения и защиты, консультирования воинских формирований и органов армии по правовым вопросам, методического руководства правовой работой в армии и исполнения дополнительных...
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России. Осуществляет социально-гигиенический мониторинг, санитарно-гигиенический, санитарно-эпидемиологический государственный надзор и контроль, организацию и проведение противоэпидемических мероприятий, а также надзор и контроль в сфере защиты прав потребителей.
Административный орган — сформированная административным законодательством государственная или муниципальная организация, а также индивидуальный субъект, которые имеют полномочия на осуществление в пределах предоставленной им компетенции административно-публичной деятельности от имени государства или муниципального образования и наделены административными полномочиями нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.
Муниципальное право — отрасль права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления.
Генерал-контролёр — начальник Контрольного департамента Государственного контроля Российской империи, ранее генерал заведывающий контрольною частию государства.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых...
Госуда́рственный контро́ль Российской империи (Государственный контроль Россійской имперіи) — орган Комитета министров Российской империи, осуществлявший контрольно-счётные и наблюдательные функции в области прихода, расхода и хранения капиталов государственного бюджета, а также бюджетов всех министерств и ведомств по отдельности.
Административный регламент — официальный документ, регламентирующий предоставление государственными органами услуг гражданам и организациям.
Прокурату́ра — система органов, осуществляющих от имени государства высший надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина, а также выполнение иных функций, определённых национальным законодательством.
Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб интересам общества либо компании, являющейся работодателем сотрудника. Проблема конфликта интересов актуальна как для частного бизнеса, так и для государственных служащих. Национальное законодательство и нормативные документы корпораций требуют урегулировать конфликт интересов.
Справка взамен военного билета — документ, выдаваемый гражданину не отслужившему в Вооружённых Силах Российской Федерации (ВС России) взамен военного билета.
Комитет по стандартам публичной сферы (англ. Committee on Standards in Public Life) — независимый консультативный орган при правительстве Великобритании. Комитет был учрежден в 1994 г. премьер-министром Джоном Мейджором и является органом, действующим на постоянной основе (англ. standing committee). Комитет известен также под названием Комитет Нолана (англ. Nolan Committee) — по имени своего первого председателя.
Наёмный работник — человек (физическое лицо), нанятый для выполнения работ на предприятии.
Ведомство (от рус. ведать ← от ст.-слав. вѣдѣти ← от праслав. vědti, «знать») — орган государственного управления или местного самоуправления, наделенный правами, обязанностями и полномочиями в какой-либо области государственной деятельности или отрасли народного хозяйства.
Упоминания в литературе (продолжение)
К
государственной службе относится деятельность только лиц на должностях категорий 2 и 3. Лица на должностях категории 1, как принято считать, – первые лица в государственном аппарате, не несут государственную службу, государственными служащими не являются и на них данный Закон не распространяется.
Понятие особого вида должности – государственной – закрепляется в ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах
государственной службы Российской Федерации». Государственная должность – это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
При квалификации преступлений против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления следует исходить из того, что объектом уголовно-правовой охраны является лишь законная деятельность должностных лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию: 1) осуществляющих функции представителя власти либо 2) выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных корпорациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В качестве второго института, опосредующего в праве реализацию местных вопросов, следует выделить институт муниципальной службы, учреждаемый и функционирующий в сфере публичной власти и носящий публично-правовой характер. По нашему мнению, институт муниципальной службы в значительной мере связан с институтом
государственной службы , так как муниципальные служащие являются субъектами, жестко интегрированными в процесс осуществления управленческой деятельности на территории муниципального образования. При этом они обязаны не только руководствоваться местными нормативными актами, но и исполнять федеральные законы, конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации[83], а следовательно, и иные правоприменительные акты, издаваемые на государственном уровне[84].
Таким образом, система источников военной службы характеризуется обособленностью от источников
государственной службы , в совокупности они образуют единое законодательство о воинской обязанности и военной службе. Указанный вывод ставит вопрос о степени обособленности указанных источников, т. е. распространяется ли на военно-служебные отношения Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» при наличии специальных законов, регулирующих военную службу в отдельных государственных органах и организациях? Указанный закон носит «рамочный» характер. В данном случае речь идет не об изъятиях из него, а об учете особенностей и специфики возлагаемых на отдельные государственные органы и организации задач и функций. Поэтому можно согласиться с методологическим выводом А. Ф. Ноздрачева, который считает, что законы, регулирующие особенности отдельных видов государственной службы, должны учитывать требования Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»,[256] в части, например, распространения специальных принципов государственной службы, закрепленных в ст. 5 указанного Закона, на военную службу.
Согласно ст. 7 указанного Закона правоохранительная служба – вид федеральной
государственной службы , представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Вместе с тем, являясь «истолкователем общественного интереса» и имея правомочия, предписанные повелительными нормами, органы публичного управления «пользуются и должны пользоваться известным простором – как в ближайшем определении конкретных задач публичной деятельности, так равно и в выборе наиболее целесообразных средств к достижению поставленных целей»[21]. Это означает потребность органов государственной власти и управления в дискреционных полномочиях, наличие у них возможности действовать по своему усмотрению, по своему выбору. Данные действия не должны стать произволом, который представляет собой беззаконие, грубое посягательство на нормы права, за которое предусмотрена уголовная ответственность как за преступление против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления[22].
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА – вид
государственной службы , представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).
Ответственность государственных (муниципальных) служащих за результаты деятельности в сфере экономики условно подразумевалась в структуре административного права как дисциплинарная ответственность. Появление новых задач для государственных и муниципальных служащих, усилия, направленные на повышение эффективности
государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности служащих позволили выделить ответственность государственных (муниципальных) служащих за результаты деятельности в сфере экономики как новый институт публичного экономического права.
Государственная служба – профессиональная деятельность отдельных лиц, заключающаяся в обеспечении исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба функционирует практически во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.
Закон (ст. 2) определяет, что адвокатом является лицо, получившее в установленном Законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности
государственной службы и муниципальные должности.
Суть проблемы взаимоотношений местной и центральной властей в государствах, относящихся к континентальной модели муниципального управления, наиболее полно, на наш взгляд, раскрывается за счет понятия «деконцентрация», детально разработанного и используемого во французском административном праве. Так, французский исследователь Жорж Ведель под деконцентрацией понимает «организационный принцип, заключающийся в том, что значительные властные полномочия передаются государственным служащим, представляющим центральную власть на местах: поставленным во главе различных административных округов, либо различных
государственных служб »63. Из данного определения деконцентрации можно выделить, на наш взгляд, два принципиальных момента: 1) речь идет о «значительных властных полномочиях», а не только о так называемых полномочиях в области управления, причем не обо всех полномочиях, а лишь об их части; 2) эти полномочия передаются «государственным служащим» – представителям центральной власти. Они – служащие, даже будучи высшими должностными лицами.
Нередко поведение управляемого именуется подчинением. Самым авторитетным косвенным определением подчинения служит норма, содержащаяся в ст. 2. Гражданского Кодекса, исключающая применение гражданского законодательства к административным, налоговым, бюджетным и иным отношениям, основанных на административном или ином властном подчинении. Полагаем, что в данном случае произошло неосновательное расширение существа подчинения как способа фиксации алгоритма взаимоотношений двух и более правосубъектов, связанных между собой служебными отношениями особого вида – военной и приравненной к ней
государственной службой . Для этих отношений, и только для них, законодательно сформирован особый правовой режим, основанный на безусловном исполнении приказа командира (начальника), предельном ограничении самодействия подчиненного субъекта, строгой иерархии управленческой вертикали, особых формах ответственности за нарушение правил службы и другими специфическими чертами. Для правового положения подчиненного характерно пребывание в состоянии дисциплины – системы особых требований к правосубъекту, начинающихся с соблюдения формы одежды и кончающихся готовностью пожертвовать здоровьем и самой жизнью для достижения поставленной командиром или начальником цели…
В настоящее время общая тенденция регулирования основных прав государственных служащих, связанных с реализацией принципа гласности
государственной службы , может быть проиллюстрирована на примере положений ст. 14 Федерального закона РФ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[101]. Данными правами, в частности, являются:
Определенное проявление разделения властей характерно и для других однотипных систем государственных органов. В частности, оно имеет (должно иметь) место внутри исполнительной власти, где, кстати, очень не всегда соблюдается и может отрицательно влиять не только на выполнение государственных функций, но и на обеспечение прав и свобод граждан. Сошлемся для примера на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 1992 г. «По делу о проверке конституционности Указа Президента РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР»», в котором Суд подчеркнул, что разделение и взаимное сдерживание (выделено мной – Авт.)
служб государственной безопасности и внутренних дел обеспечивает конституционный демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти. Названный Указ, отметил Конституционный Суд, объединяя функции охраны государственной и общественной безопасности, противоречит ряду законов РСФСР, содержание которых обеспечивает соблюдение установленного в Российской Федерации разделения властей, создает систему сдержек и противовесов, направленных, в конечном счете, на охрану конституционных прав и свобод граждан, конституционного строя в целом[56].
В правоприменительной практике нередко встает вопрос о совмещении данного запрета с необходимостью соблюдения правовых ограничений по членству в партии для отдельных категорий должностных лиц и государственных служащих. По смыслу действующего в этой сфере законодательства соблюдение данного ограничения должно выполняться самими гражданами при занятии ими государственной должности или поступлении на
государственную службу , если применительно к занимаемой ими должности или к этому виду службы установлены соответствующие ограничения. В случаях выявления фактов несоблюдения ими данной нормы они несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
Например, в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. (с изменениями и дополнениями) «О системе
государственной службы Российской Федерации» формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается созданием соответствующих кадровых резервов, развитием профессиональных качеств государственных служащих, оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения а. или сдачи квалификационного экзамена (ст. 11). А прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, а. или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с законодательством (ст. 12).
Государственной службой является должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Хотя адвокат может выступать как частное лицо, в то же время его деятельность не считается предпринимательской. Это обусловлено самим характером этой деятельности, строго подчиненной защите законности. Его деятельность всегда профессиональна, юридически оформлена и находится под внутренним контролем сообщества адвокатов. Адвокату запрещено состоять на
государственной службе или занимать оплачиваемую должность в органах местного самоуправления. Хотя он имеет право заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью, но в этом случае эта «дополнительная деятельность» не должна пересекаться или вступать в конфликт с его основным занятием.
Основой возникновения и реализации депутатских полномочий являются также конституционные права человека и гражданина Российской Федерации в области общественно-политической жизни страны, закрепленные нормами главы 2 Конституции. В их числе конституционные права граждан Российской Федерации: участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2. ст. 32); иметь равный доступ к
государственной службе (ч. 4 ст. 32); на объединение (ч. 1 ст. 30); собираться мирно без оружия, проводить собрания (ст. 31); свободно получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29).
Формирование партнерства предполагает выделение органа исполнительной власти, наделенного юрисдикционными полномочиями. Таковым до недавнего времени являлась Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация). В настоящее время этим органом является Федеральная
служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)[63]. Следует отметить, что существенных изменений в юрисдикционных полномочиях не произошло. Поэтому представляется, что целесообразно лишь указать на переход полномочий в связи с рассмотрением и формированием государственно-частного партнерства по рассматриваемым признакам банкротства, а субъектом исследования оставить Федеральную регистрационную службу. Федеральная регистрационная служба была органом исполнительной власти, опосредованно регулирующим исследуемую сферу, но при этом именно она несла основную нагрузку по осуществлению юрисдикционных полномочий в сфере банкротства и финансового оздоровления.
2) государственные организации, которые выполняют охранные функции государства:
службы государственной безопасности, вооруженные силы, отделы внутренних дел и т. д. Государственные организации не обладают властными полномочиями, они занимаются практическим выполнением функций государства во всех сферах: научной, культурной, социальной и др.;
Административное право взаимодействует с уголовным и уголовно-исполнительным правом. Основная линия их взаимосвязи определяется тем, что организация управления в системе исправительно-трудовых учреждений и регуляция вопросов
государственной службы в органах дознания и следствия, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД) носят административно-правовой характер.
В соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах
государственной службы Российской Федерации» (в ред. Закона от 27 мая 2003 г.),[84] государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.
Согласно ст. 12 Основ о нотариате «увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе РФ». В данном случае законодатель, по-видимому, исходил из того, что государственный нотариус – служащий
государственной службы субъекта РФ. Иначе почему неприемлем общий порядок увольнения, предусмотренный Трудовым кодексом РФ? Данный вывод вызывает определенную полемику в научных кругах. Но именно такой подход закреплен в ст. 54 проекта Федерального закона о нотариате: «Нотариус, работающий в нотариальной конторе при органе юстиции, является государственным служащим субъекта Российской Федерации, замещающим ведущую государственную должность»[106]. Только законодательство республик может предусмотреть иной текст присяги нотариуса (ст. 14 Основ о нотариате). И, кроме того, только законодательство республик в составе РФ может установить иные сроки проведения проверок организации работы нотариусов (ст. 34 Основ о нотариате).
Адвокат не может состоять на
государственной службе или занимать оплачиваемую должность в органах местного самоуправления. В этом вопросе мнение ученых и практических работников одинаково. Споры вызывает занятие адвокатом коммерческой или предпринимательской деятельностью. В этом вопросе мнения расходятся. На наш взгляд возможность адвоката заниматься предпринимательской деятельностью должно находится под его внутренним контролем и границы определяются адвокатской этикой.
Судебный пристав-исполнитель не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности
государственной службы и муниципальные должности.
32. Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу, принимаемое в порядке, установленном Наставлением по работе дорожно-патрульной
службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ[36], Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции[37].
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на
государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
19. Из перечисленных прав человека и гражданина: 1) на судебную защиту; 2) на образование; 3) на охрану здоровья; 4) на равный доступ к
государственной службе ; 5) избирать и быть избранным в органы государственной власти – иностранные граждане и лица без гражданства ограничены в праве:
Органы государства состоят из государственных служащих. Положение государственных служащих определяется Законом «О
государственной службе ».
Федеральные государственные служащие при наличии стажа
государственной службы не менее пятнадцати лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы по следующим основаниям:
Ограничение возможности заключения трудового договора. В качестве оснований для ограничения возможности физического лица заключить трудовой договор могут выступать различные факторы, в том числе: а) социальные факторы (гражданство, применение судом уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо административного наказания в виде дисквалификации, судимость); б) факторы, характеризующие личность работника (возраст, пол, состояние здоровья); в) факторы, характеризующие определенный вид трудовой деятельности (определенные виды
государственной службы , тяжесть, вредный характер работ) и др. Указанные факторы и их влияние на трудовую правосубъектность физических лиц (а значит, и на возможность быть стороной трудового договора) уже были предметом детального исследования при характеристике работника как субъекта трудового права.[243] Вместе с тем в рамках настоящего параграфа заслуживает специального рассмотрения проблема влияния достижения предельного возраста для замещения ряда должностей на способность быть стороной трудового договора.
Служба в органах прокуратуры является видом федеральной
государственной службы . Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы.
Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата Счетной палаты, а также условия прохождения ими службы определяются настоящим Федеральным законом, законом о федеральной
государственной службе , законодательством Российской Федерации о труде и иными нормативными правовыми актами.