Велюр

  • Велю́р (фр. velours «бархат», от лат. villosus «волосатый, мохнатый») — название некоторых материалов, имеющих мягкую ворсовую бархатистую лицевую поверхность.

    Велюр — чистошерстяная ворсованная ткань из пряжи суконного прядения, имеющая ворс несколько более длинный, чем у бархата. По способу производства этот велюр называется разрезной. Одна из самых ценных велюровых тканей — драп-велюр, для изготовления которого используют лучшие сорта мериносовой шерсти.

    По способу оформления ворса велюр может быть гладким, фасонным, тиснёным и других видов. Ворс при этом располагается по-разному: вертикально по всей ткани, на отдельных участках приглажен в одну сторону, с тиснением, с расчёсом по трафарету или укладкой в виде разнообразных рисунков.

    В отличие от разрезного, петельчатый велюр — это трикотажное полотно, которое тянется и подходит для пошива одежды.

    Велюр для обивки мягкой мебели сложных форм — это различные ворсовые ткани или трикотажные полотна, сочетающие натуральные хлопчатобумажные и шерстяные, а также химические волокна; бывают гладкокрашенные и набивные.

    Велюр — также некоторые сорта бархата, плюша.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Плюш (фр. peluche) — ткань с длинным (до 8 мм) ворсом на лицевой стороне, разновидность бархата. Ворс бывает шелковый, шерстяной, хлопчатобумажный, или из синтетических волокон, таких как полиэстер. Само же полотно всегда сделано из хлопчатобумажной ткани. Используется для декоративных целей, шитья женской одежды, маскарадных и театральных костюмов, обивки мебели, изредка — обтяжки салонов автомобилей. Из плюша делается плюшевый мишка и другие детские игрушки. Также, плюш является одним из основных...
Велю́р (фр. velours — бархат, от лат. villosus — волосатый, мохнатый; нем. Velours, Veloursleder; швед. mocka (läderkvalitet)) (хромовая замша) — вид натурального кожевенного материала, получаемого из плотных мелких шкур рогатого скота или свиней. Для этого вида кожи берут сырьё с дефектами лицевой поверхности. Поэтому, чаще всего, в изделиях из этого вида кожи наружной стороной оказывается не гладкая лицевая (мерея), а внутренняя сторона, то есть бахтарма, которая тщательно шлифуется и получает...
Вельве́т (от англ. velvet — «бархат») — хлопчатобумажная ткань с густым ворсом и продольными рубчиками на лицевой стороне, разновидность корда, но с более узкими рубчиками. Тонкий и мягкий вельвет по своей фактуре может напоминать бархат. Используется для пошива одежды, обуви, сумок и т. д.
Искусственный мех — текстильный материал, имитирующий натуральный мех животных. Широко используется в изготовлении одежды, головных уборов, мягких игрушек и других изделий.
Ворс — волокнистый покров (волоски, пушок), обычно на поверхностях текстиля («ворсовых тканей»), хотя термин используется также для меха животных и материала для кистей.

Упоминания в литературе

Ворсовая система может быть уточной, и тогда получают уточноворсовые ткани, такие как хлопчатобумажные полубархаты, вельветы. Ворс может вырабатываться из нитей основы, и тогда изготавливают основоворсовые ткани, такие как шелковые ворсовые бархат, велюр, плюш и мех на тканой основе. Ворс на поверхности тканей и изделий ворсовых переплетений может быть коротким или длинным, сплошным или рисунчатым в виде ворсовых продольных рубчиков различной ширины, полос, мелких ворсовых рисунков в пределах широких ворсовых полос, крупных ворсовых узоров.
Облагораживание кожевой ткани представляет собой комплекс отделочных операций, применяющихся с целью получения велюра и искусственных покрытий на кожевой ткани меховых шкурок. Отделка под велюр заключается в создании на поверхности кожевой ткани путем шлифования короткого, густого, бархатистого ворса. Традиционно с такой отделкой выпускались шубные овчины (шкуры грубошерстных овец). В последние годы утвердился термин «меховой велюр», означающий отделку по кожевой ткани под велюр меховой овчины (шкуры тонкорунных, полутонкорунных, полугрубошерстных овец), в основном молодняка.
– велюр: группа материалов с мягким ворсом и бархатистой лицевой поверхностью (некоторые ткани, фетр и другие материалы);
Как ни странно, но даже джинсы могут быть выдержанны в романтическом стиле. Вот только ткань для таких джинсов подбирается особая: велюр, бархат, спандекс. Порой ткань для джинсов берется мягкая и матовая, а порой с бархатистой поверхностью. Джинсы украшаются стразами, бисером, они могут быть расписаны вышивкой или украшены аппликацией.
Велюр – тяжелая шерстяная гладкоокрашенная ткань, очень мягкая на ощупь и эластичная. У нее короткий ворс и бархатистая поверхность, благодаря чему она немного похожа на плюш. Из нее шьют покрывала и декоративные подушки.

Связанные понятия (продолжение)

Твил (англ. twill), ки́пер (нем. Köper) — плотная и прочная хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В отделке красится преимущественно в цветные колеры и набивается как ситец. Шла на дамские платья, подкладки, драпировки и т. п. Также вырабатывается смешанный твил с хлопчатобумажной основой и утком из кардной шерсти или из смеси шерсти с хлопком.
Подкладочные материалы — материалы швейного производства, используемые для изготовления подкладки одежды. Это могут быть ткани, трикотажные полотна, искусственный и натуральный мех.
Купро — (англ. cupro), вид искусственной ткани, похожей на шёлк, но из вискозы с медно-аммиачными волокнами, получаемыми из натурального полимера чистой целлюлозы. Изготавливается с 1918 года химическим путём из натурального сырья — древесины и хлопка. Ткань обладает шелковистым блеском, красиво драпируется, хорошо впитывает влагу и пропускает воздух.
Жаккардовая ткань — крупноузорчатая ткань, сложного или простого переплетения, раппорт которого по основе содержит более 24 разнопереплетающихся нитей.
Атла́с (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уто́к выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.
Нанбук — плотная и прочная разновидность хлопчатобумажных тканей, которая вырабатывается из пряжи среднего качества и имеет гладкую лицевую поверхность с уточным настилом.
Драп (фр. drap «сукно») — тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения.
Рати́н (фр. ratine) — шерстяная ткань со своеобразными короткими завитками густого ворса.
Сати́н (фр. satin, от араб. ‎ зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань) — ткань сатинового переплетения нитей из шёлка или хлопчатобумажного волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеный, набивной и отбелённый. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин...
Бахрома (араб. «mucharramat» — кружева) — тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из кручёных или иной формы шёлковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
Вати́н — нетканое полотно, получаемое из хлопкового линта, ваты, вискозы, шерсти и даже отходов швейного производства. Название происходит от французского слова ouatine («руно»), которым обозначали ватную ткань на сетчатой основе. Материал был первоначально создан в качестве дешевой замены для традиционных меховых подкладок. Ватин обладает малой плотностью, хорошими теплоизолирующими свойствами, благодаря чему нашёл широкое применение в качестве утеплителя для рабочей одежды, наполнителя мягкой мебели...
Мела́нжевая пря́жа — пряжа из волокон, окрашенных в разные цвета. Может быть хлопковой, шерстяной, искусственной. Волокно обычно окрашивают перед прядением; может быть использована естественная окраска волокон.
Крепдеши́н (фр. Crêpe de Chine — китайский креп) — вид шёлковой креповой ткани с умеренным блеском, одна из самых распространённых шёлковых тканей в СССР и России. Плотная, относительно тонкая ткань. Изготавливается переплетением нитей из шёлка-сырца в основе и нитей крепового кручения в утке́. Применяется для пошива блузок, платья, костюмов и шалей.
Ворсова́ние — создание ворса (начёса) на поверхности ворсовых тканей, войлочных изделий и нетканых материалов путём механического извлечения на поверхность тканей концов волокон. Ворсование производится при изготовлении байки, фланели, замши, фетровых шляп, валяной обуви. После ворсования изделия становятся мягче на ощупь, лучше держат тепло, улучшается также их внешний вид и износоустойчивость.
Молески́н (англ. moleskin «кротовая шкурка» от mole + skin) — толстая, плотная и прочная хлопчатобумажная ткань с начёсом на внутренней поверхности и гладкой глянцевидной лицевой стороной.
Попли́н (от фр. popeline или итал. papalino, что значит «папский») — двухсторонняя, одноцветная или узорчатая шёлковая ткань, образованная сочетанием тонкой плотной основы с более грубым и редким поперечным утко́м, образующим мелкий рубчик. Плотность основы в 1,5-2 раза выше, чем по утку́. Своё «папское» название ткань получила потому, что первоначально вырабатывалась в известной резиденции Римского Папы во французском Авиньоне (1309—1411).
Габарди́н (фр. gabardine) — шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60—70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто, а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.
Пике́ (фр. piqué от piquer — пристёгивать, прострачивать материю) — ткань, трикотажное полотно, вырабатываемое из хлопчатобумажной пряжи или химических волокон сложным переплетением.
Митка́ль (от перс. меткал) — суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Состоит ткань из довольно толстых нитей неотбеленной пряжи, обычно имеет сероватый оттенок.
Креп-сати́н — шелковая ткань из шелка-сырца в основе и крепа шелка-сырца в утке́, обычно гладкокрашенная, реже — набивная.
Тик (нидерл. tijk, англ. tick) — плотная ткань саржевого или полотняного переплетения нитей с продольными широкими пестроткаными или печатными цветными полосами. Вырабатывается из льняной или хлопчатобумажной пряжи. Используется для матрацев, мебельных чехлов, занавесей и т. п.
Ла́стик (англ. lasting — «прочный») — тонкая плотная хлопчатобумажная ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой стороной.
Сукно́ — как правило шерстяная или полушерстяная (иногда хлопчатобумажная) ткань, на поверхности которой волокна шерсти настолько сбиты, переплетены между собой, что совершенно закрывают все промежутки между нитями, придавая ткани вид войлока. Сукно обычно вырабатывают полотняным или саржевым переплетением.
Шевио́т (англ. cheviot) — плотная, тонкая, ворсистая ткань, производимая из шерстяной или смешанной пряжи, получаемой камвольным способом. Ткань вырабатывается саржевым переплетением. Традиционный шевиот изготавливается из шерсти шевиотских овец (Cheviot sheep) или других мериносоподобных овец.
Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
Флане́ль — хлопчатобумажная, шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом-ворсом. Теплосберегающий, мягкий, приятный на ощупь материал. Поверхностная плотность 170—257 г/м². Фланель выпускается набивной, гладкокрашеной и отбелёной.
Валя́ние ше́рсти, англиц. фе́лтинг (от англ. felt «войлок, фильц, набивание») — особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Текстильная аппликация — техника создания узоров путём закрепления кусочков ткани на контрастной основной детали большего размера или на тканевом фоне.
Камло́т (от фр. camelot — «ткань из шерсти ангорской козы») — шерстяная, полушерстяная и хлопчатобумажная ткань обычно тёмного цвета для пошива женской и мужской одежды. В России камлот известен с первой трети XVIII века.
Нубу́к — мелковорсистая кожа, в процессе выделки подвергающаяся хромовому дублению и шлифовке лицевой поверхности мелкоабразивными материалами, например, песком или мелкозернистой абразивной шкуркой. Нубук похож на замшу, однако изготавливается из других видов кожи, как правило, крупного рогатого скота.
Эпонж (Понжи, Pongee) — ткань. Название образовано от французского фр. eponge — губка.
Подкла́дка — ткань, пришитая с изнанки одежды для укрепления швейного изделия (придания ему толщины и формы) и предотвращения истирания верхней ткани. Обычно подкладку выполняют из скользящей ткани, чтобы одежду на подкладке было легко надевать и снимать. На подкладку пальто и костюмов идут шёлковые ткани (саржа, сатин, атлас), хлопчатобумажные ткани (сатин, ластик, шотландка). Для утепления иногда шьют подкладку из шерстяных тканей.
Ба́рхат (вероятно от нем. Barchent; англ. Velvet, фр. Velours) — ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс. Основу бархата составляют шёлковые нити. Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Ещё существует уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом. Расцветка бархата может быть самой разнообразной.
Тесьма́ (тадж. Тасма: ремень) — узкая тканая или плетёная полоска или шнур, обычно имеющая только одну систему косо переплетёных нитей. Используется для отделки и ремонта одежды, нередко вшивается в готовые изделия для укрепления швов, кроме этого имеет самое разнообразное применение в домашнем обиходе.
Дени́м (denim; по одной из версий от фр. serge de Nîmes «ткань из Нима») — грубая, жёсткая, плотная ткань саржевого переплетения, которую Ливай Страусс использовал для пошива первых классических джинсов.
Репс (от англ. reps) — хлопчатобумажная или шёлковая ткань, образованная переплетениями, производными от полотняного переплетения — осно́вный или уто́чный репс. У основного репса более длинные (усиленные) основные перекрытия, чем уточные, у уточного — наоборот, уточные перекрытия длиннее основных.
Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus «шёлковый») — тип плетения ткани, иногда просторечное название вида ткани. Ткань с саржевым плетением может вырабатываться из пряжи любого состава, фактически для любых целей.
Шени́лл — жаккардовая ткань со сложным рисунком плетения. В структуре имеет одну или несколько шенилловых нитей с ворсинками. Название «шенилл» имеет французское происхождение, в переводе означает «гусеница» (от фр. chenille). Название дано ввиду состава нитей, основой которых являются начесанные, пушистые волокна.
Крето́н (фр. cretonne) — плотная жёсткая хлопчатобумажная ткань из окрашенных в разные цвета нитей, дающих геометрический орнамент (клетки или полосы). Нить основы немногим толще нити утка́. Иногда естественный рисунок ткани дополнялся орнаментом, изготовленным по технике набойки.
Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.
Лю́рекс (англ. lurex) — нить в виде узкой полоски блестящей (покрытой фольгой или металлизированной) пленки, вплетаемая в ткань для её украшения.
Бифлекс (от англ. bi - два, flexible- гибкий, тянущийся) - одна из разновидностей синтетического трикотажного полотна, изготовленного из нескольких разновидностей синтетического волокна. В состав бифлекса могу входить: нейлон, эластан, люрекс, микрофибра и т.п., которые придают ему эластичность.
Набивна́я ткань — ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально набивная ткань вырабатывалась ручным способом — набивкой (набойкой). Впоследствии термин «Набивная ткань» стали применять также для тканей, на которых рисунок наносится тканепечатающими машинами.
Коленко́р (фр. calicot — «ситец из Каликута») — лёгкая, но жёсткая подкладочная и прокладочная ткань полотняного переплетения из пряжи среднего качества.
Ватин — текстильный материал, полотно, по существу, того же производства и из тех же материалов (хлопка, шерсти), что и вата, но особой разновидности. Ватин приготовляется обыкновенно с подклейкой верхнего слоя ватного пласта или с прокладкой особой редкой сетки из пряжи или марли и вырабатывается более сложным процессом производства. Ватин применяется в качестве подкладки для тёплого верхнего платья, придавая более изящный вид готовой вещи.

Упоминания в литературе (продолжение)

Наряду с натуральной кожей в производстве обуви широко применяют искусственные и синтетические, значение которых с каждым годом возрастает. Сырьем для производства этих кож служат каучуки, синтетические смолы: поливинилхлоридная (ПВХ), полиуретановая (ПУ), полиамидная (ПА) и другие. Искусственные и синтетические кожи для верха обуви представляют собой основу из ткани (Т), нетканых материалов (НТ), трикотажа (ТР), покрытую или пропитанную и покрытую полимерной композицией на основе ПВХ – винилискожа (обувная – Т и НТ, шарголин, замшевая – Т, совмещенная – Т, лаковая – Т, подкладочная – Т); каучуков – эдастоискожа (Т) морозостойкая и подкладочная, кирза обувная; полиэфируретанов – синтетические кожи (СК-2, СК-8), синтетический велюр, наппа и др.; нитроцеллюлозы – нитроискожа (Т) подкладочная; полиамидов – подкладочная "Нистру".
С мебелью, обитой бархатом, велюром, бобриком, хорошо сочетаются подушки из аналогичного материала.
В зависимости от способа отделки они делятся: на гладкие и нарезные; с естественной и искусственной лицевой поверхностью; а также на такие виды, как велюр (со шлифованной лицевой или бахтармяной поверхностью); нубук (с подшлифованной лицевой поверхностью); наппа (очень мягкие тонкие кожи).
Ткани для украшения бокалов и бутылок могут быть любыми. Но для праздника предпочтительны благородные ткани: атлас, шелк, гипюр, велюр, бархат. Они подчеркнут торжественность момента и придадут обстановке по-настоящему праздничный вид. При выборе ткани имеет значение и предмет, который вы собираетесь украшать. Для бутылки лучше использовать тяжелую ткань – бархат, велюр. Бокал на тонкой ножке не потеряет своего изящества, если будет украшен гипюром, шелком. Возможно сочетать ткани между собой, используя на каждом предмете из пары (бокал и бутылка) предпочтительную. Из шелковых тканей можно сделать драпировки, которые станут фоном для композиции из бокалов, свечей и бутылок.
Краска «под велюр» содержит в составе твердые цветные частички. Окрашенная поверхность становится мягкой и бархатистой на ощупь. Эта краска устойчива к различным химическим средствам и при необходимости хорошо моется.
Перенесите с рисунка при помощи копировальной бумаги или кальки изображение совы, разделите его на 3 детали: туловище, единое с головой и хвостом, и два симметричных крыла. Вырежьте данные детали из «золотой пластинки». Фон сделайте черным, лучше всего из черной бархатной бумаги. Можно сделать фон и другим способом: наклейте на картон черный бархат, велюр или любую синтетическую ткань черного цвета с ворсом. Приклейте на фон сову. При этом сначала следует приклеивать туловище, а затем крылья, немного накладывая их на туловище. Приклейте сове глаза: сначала сделайте два больших овала из соломки, а сверху наклейте на них два овала поменьше, вырезанные из белой бумаги. В свою очередь в эти овалы поместите черные кружочки. Далее приклейте нос – ромб, вырезанный из соломки.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я