Неточные совпадения
«Нужно физическое движенье, а то мой
характер решительно портится», подумал он и решился косить, как ни неловко это будет ему перед братом и
народом.
В случавшихся между братьями разногласиях при суждении о
народе Сергей Иванович всегда побеждал брата, именно тем, что у Сергея Ивановича были определенные понятия о
народе, его
характере, свойствах и вкусах; у Константина же Левина никакого определенного и неизменного понятия не было, так что в этих спорах Константин всегда был уличаем в противоречии самому себе.
И всякий
народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего
характера.
Такие слова перелетали по всем концам. Зашумели запорожцы и почуяли свои силы. Тут уже не было волнений легкомысленного
народа: волновались всё
характеры тяжелые и крепкие, которые не скоро накалялись, но, накалившись, упорно и долго хранили в себе внутренний жар.
— Конечно, если это войдет в привычку — стрелять, ну, это — плохо, — говорил он, выкатив глаза. — Тут, я думаю, все-таки сокрыта опасность, хотя вся жизнь основана на опасностях. Однако ежели молодые люди пылкого
характера выламывают зубья из гребня — чем же мы причешемся? А нам, Варвара Кирилловна, причесаться надо, мы —
народ растрепанный, лохматый. Ах, господи! Уж я-то знаю, до чего растрепан человек…
Все эти
народы образуют одну общую физиономию,
характер, склад ума — словом, общую нравственную жизнь в главных ее чертах, но с бесчисленными оттенками, которыми один
народ отличается от другого.
Многие из нас и чаю не пили, не ужинали: все смотрели на берега и на их отражения в воде, на иллюминацию, на лодки, толкуя, предсказывая успех или неуспех дела, догадываясь о
характере этого
народа.
Привалов и Веревкин пошли к выходу, с трудом пробираясь сквозь толпу пьяного
народа. Везде за столиками виднелись подгулявшие купчики, кутившие с арфистками. Нецензурная ругань, женский визг и пьяный хохот придавали картине самый разгульный, отчаянный
характер.
Недостаток мужественного
характера и того закала личности, который на Западе вырабатывался рыцарством, — самый опасный недостаток русских, и русского
народа и русской интеллигенции.
Но
народ не есть механическая бесформенная масса,
народ есть некий организм, обладающий
характером, дисциплиной сознания и дисциплиной воли, знающий, чего он хочет.
Но национально-племенной, кровный
характер еврейской религиозности означал сознание избранности еврейского
народа, как
народа Божия, а потому связан был с вселенскостью.
Но истинное народное самоуправление, как выявление организованной человеческой энергии, как обнаружение народного
характера, предполагает самодисциплину и самовоспитание личности и
народа, закал воли.
Восприимчивый
характер славян, их женственность, недостаток самодеятельности и большая способность усвоения и пластицизма делают их по преимуществу
народом, нуждающимся в других
народах, они не вполне довлеют себе.
Что бы он ни делал, какую бы он ни имел цель и мысль в своем творчестве, он выражает, волею или неволею, какие-нибудь стихии народного
характера и выражает их глубже и яснее, чем сама история
народа.
Россия и русский
народ могут сыграть в этом большую роль в силу нашего эсхатологического
характера.
«Союз русского
народа» всегда ведь носил плебейский
характер, и его чуждалась аристократия.
Он только забыл моральный по преимуществу склад русского мышления и религиозное беспокойство русского
народа, склонного постоянно ставить проблемы религиозного
характера.
В определении
характера русского
народа и его призвания необходимо делать выбор, который я назову выбором эсхатологическим по конечной цели.
История русского
народа одна из самых мучительных историй: борьба с татарскими нашествиями и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, насильственный
характер петровской реформы, крепостное право, которое было самой страшной язвой русской жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность народной массы, которую держали в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения конфликтов и противоречий и ее насильственный и кровавый
характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война.
Русская мысль, русские искания начала XIX в. и начала XX в. свидетельствуют о существовании русской идеи, которая соответствует
характеру и призванию русского
народа.
О
характере гиляков авторы толкуют различно, но все сходятся в одном, что это
народ не воинственный, не любящий ссор и драк и мирно уживающийся со своими соседями.
Но, кроме того, мы не должны забывать, что бывают минуты в жизни
народов, когда действия начальствующих лиц приобретают как бы нарочито изнурительный
характер, и что именно в эти-то минуты подначальный человек и отыскивает в себе охоту прегрешать.
— А непременное; это и
народу понравится, да и
характеры будут воспитываться сильнее, реальнее и злее.
Возьмите хоть законодательную и административную сторону, которая хотя в частных своих проявлениях всегда имеет много случайного, но в общем своем
характере все-таки служат указателем положения
народа.
Рано высказался в Петре этот
характер, сложившийся в бурях первых лет его жизни, рано приметили все, что Петр не будет делать дело вполовину, если примется за дело, и Петр скоро сделался представителем и двигателем новых стремлений, издавна бродивших в
народе и не находивших себе удовлетворения.
Как ни высоко стал Петр своим умом и
характером над древнею Русью, но все же он вышел если не из
народа, то по крайней мере из среды того самого общества, которое должен был преобразовать.
Народу грустно было расставаться с стародавним обычаем; но сожаление о нем не могло иметь серьезного
характера, потому что в самом обычае не заключалось никакой разумной, жизненной потребности.
Он должен был убедиться, что не может, при мягкости своего
характера и при обычной древним московским государям отчужденности от
народа, разрешить великие вопросы, которые задавала ему народная жизнь.
Это — идея об отношении исторических событий к
характеру, положению и степени развития
народа.
Эта случайность, расстраивающая наши планы, кажется полудикому человеку, как мы сказали, делом человекообразного существа, судьбы; из этого основного
характера, замечаемого в случае, или судьбе, сами собою следуют все качества, придаваемые судьбе современными дикарями, очень многими восточными
народами и старинными греками.
Бенни и Ничипоренко шли по этому месту, вовсе не зная его репутации, и ни в одном из них не было столько опытности, чтобы по
характеру местности сделать приблизительно верное заключение о
характере лиц и сцен, которые всего легче можно здесь встретить. Они шли теперь посреди сгущающейся вокруг их тьмы, разговаривая о
народе, о котором Ничипоренко «знал все» и говорил о нем с большою самоуверенностию тогдашних народоведцев.
Народ все строгий: наблюдают, как она сядет, да как пройдет, как встанет; а у Катерины Львовны
характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе.
Туманная, наклонная к созерцанию и мистицизму фантазия германских
народов развернулась во всем своем бесконечном
характере, приняв в себя и переработав христианство; но с тем вместе она придала религии национальный цвет, и христианство могло более дать, нежели романтизм мог взять; даже то, что было взято ею, взято односторонно и, развившись — развилось на счет остальных сторон.
И два ума, два
характера, столь между собою различные, составляют впоследствии удивительную гармонию для счастия
народа Российского!
Так поступал «
народ» и с Селиваном, об истинном
характере и правилах которого не хотели знать ничего основательного, но смело, не боясь погрешить перед справедливостию, распространяли о нем слухи, сделавшие его для всех пугалом.
Разве вы не знаете других руководств истории, которые гораздо лучше?» Напротив, человек почтенных лет, да еще с некоторой маниловщиной в
характере, в том же самом случае сочтет долгом сначала похвалить мою любознательность, распространиться о пользе чтения книг вообще и исторических в особенности, заметить, что история есть в некотором роде священная книга
народов и т. п., и только уже после долгих объяснений решится намекнуть, что, впрочем, о книге г. Зуева нельзя сказать, чтобы после нее ничего уже более желать не оставалось.
Какое разумное объяснение! Как оно вытекает из
характера первых князей русских! И какая честь для мудрого и храброго Олега, что он бежал от своего
народа, опасаясь его либеральных наклонностей!..
Если может быть существенное различие между
народами в умственном отношении, так это в обилии и
характере самых знаний, успевших войти в сознание
народа.
Если они были приняты
народом без прекословия и рассуждения, даже со всеми несовершенствами, какие в них были, — так и это опять обусловливалось
характером исторического развития Руси до Петра.
Шутка Милославского с паном Копычинским, которого он заставляет съесть целого гуся, — всем известная быль, она не в
характере Юрия, доброго и кроткого человека; запорожец Кирша гораздо забавнее и естественнее выгоняет лишний
народ из избы, сказав, что один из проезжих — разбойничий атаман, по прозванию чертов ус.
Пока наши отношения к
народу будут носить
характер обычной благотворительности, как в детских приютах или инвалидных домах, до тех пор мы будем только хитрить, вилять, обманывать себя и больше ничего.
Они готовы думать, что литература заправляет историей, что она [изменяет государства, волнует или укрощает
народ,] переделывает даже нравы и
характер народный; особенно поэзия, — о, поэзия, по их мнению, вносит в жизнь новые элементы, творит все из ничего.
Очевидно, вопросы о тайнах мира вовсе не носили и не носят в
народе характера страдальческой пытливости, так свойственной нам.
И Кольцов действительно умел воспользоваться всем, что было близко к нему. Он прекрасно понимал не только русскую жизнь, но и
характер русского
народа, и умел его выразить в своих песнях. Так, у него прекрасно высказывается широкий разгул русского человека, эта удаль, которая идет на все и которой все нипочем. Это можно видеть в пьесах:, «Как здоров да молод», «Расчет с жизнью», «Дума сокола».
И из этих очерков, — в которых каждый, кто хоть немного имел дело с русским
народом, узнает знакомые черты, — из этих очерков восстает перед нами
характер русского простолюдина, сохранивший основные черты свои посреди всех обезличивающих, давящих [, убивающих] отношений, которым он был подчинен в течение нескольких столетий.
Чтобы расширить круг суждения о качествах нашего
народа, мы старались также провести несколько параллелей между людьми простого звания и между лицами того общества, которое называет себя образованным, на том основании, что, одолевши пять-шесть головоломных наук, в размерах германских гимназических курсов, но с грехом пополам, и, ударившись в ранний космополитизм, оно разорвало связь с
народом и потеряло способность даже понимать основные черты его
характера.
Народ не имел ничего, на чем мог бы остановиться, и вследствие этого, конечно, развилась в нас эта странная беспечность, это отсутствие собственного национального
характера, эта недостаточность живого патриотизма, которые до сих пор заметны в
народе нашем.
Имея летописи, которых ранним появлением, добросовестностью и основательностью в отношении к внешним фактам имеем право гордиться пред другими
народами, мы, однако же, не имеем ничего, что бы объяснило нам самый внутренний смысл всех явлений нашей истории, осветило бы все наши недоумения касательно их связи, причин и
характера.
Старший брат Левина, ученый теоретик Кознышев, «никогда не изменял своего мнения о
народе и сочувственного к нему отношения». В спорах с Левиным, гораздо ближе знавшим
народ, «Кознышев всегда побеждал брата именно тем, что у Кознышева были определенные понятия о
народе, его
характере, свойствах и вкусах; у Константина же Левина никакого определенного и неизменного понятия не было, так что в этих спорах Константин был уличаем в противоречии самому себе».
Знайте, что ни по
характеру, ни по чувствам я не способна делать что-либо без ведома
народа, не способна к лукавству и коварной политике, напротив, вся жизнь моя будет посвящена
народу.