Неточные совпадения
— Он, как Толстой, ищет веры, а не истины. Свободно мыслить о истине можно лишь тогда, когда мир опустошен: убери из него все — все
вещи, явления и все твои желания, кроме одного: познать мысль в ее
сущности. Они оба мыслят о человеке, о боге, добре и зле, а это — лишь точки отправления на поиски вечной, все решающей истины…
Если же захотят узнать, об чем мы весь этот месяц с ним проговорили, то отвечу, что, в
сущности, обо всем на свете, но все о странных каких-то
вещах.
Не раз тебе и словом и указом
Приказано, и повторяю вновь,
Чтоб глубже ты смотрел на
вещи, в
сущностьПроникнуть их старался, в глубину.
Рыцарь был больше он сам, больше лицо и берег, как понимал, свое достоинство, оттого-то он, в
сущности, и не зависел ни от богатства, ни от места; его личность была главное; в мещанине личность прячется или не выступает, потому что не она главное: главное — товар, дело,
вещь, главное — собственность.
Более с отцом не считают нужным объясняться. Впрочем, он, по-видимому, только для проформы спросил, а в
сущности, его лишь в слабой степени интересует происходящее. Он раз навсегда сказал себе, что в доме царствует невежество и что этого порядка
вещей никакие силы небесные изменить не могут, и потому заботится лишь о том, чтоб домашняя сутолока как можно менее затрогивала его лично.
К тому времени мы уже видели немало смертей. И, однако, редкая из них производила на нас такое огромное впечатление. В
сущности… все было опять в порядке
вещей. Капитан пророчил давно, что скрипка не доведет до добра. Из дому Антось ушел тайно… Если тут была вина, то, конечно, всего более и прямее были виновны неведомые парубки, то есть деревня… Но и они, наверное, не желали убить… Темная ночь, слишком тяжелый дрючок, неосторожный удар…
Но и тут происходили удивительные
вещи: усиленное внимание, с каким он относился к своим больным, казалось ему аффектированным и деланым и что в
сущности он только ломает жалкую комедию, напрасно стараясь убежать хоть на несколько часов от самого себя.
Сущность грехопадения он видит в суеверном отношении к материальным
вещам как источнику силы и знания.
Если мир не-я переживается в опыте не только через его действия на субъект, а и сам по себе, в своей собственной внутренней
сущности, то это значит, что опыт заключает в себе также и нечувственные элементы и что связи между
вещами даны в опыте.
Но автор комедии вводит нас в самый домашний быт этих людей, раскрывает перед нами их душу, передает их логику, их взгляд на
вещи, и мы невольно убеждаемся, что тут нет ни злодеев, ни извергов, а всё люди очень обыкновенные, как все люди, и что преступления, поразившие нас, суть вовсе не следствия исключительных натур, по своей
сущности наклонных к злодейству, а просто неизбежные результаты тех обстоятельств, посреди которых начинается и проходит жизнь людей, обвиняемых нами.
А если, может быть, и хорошо (что тоже возможно), то чем же опять хорошо?» Сам отец семейства, Иван Федорович, был, разумеется, прежде всего удивлен, но потом вдруг сделал признание, что ведь, «ей-богу, и ему что-то в этом же роде всё это время мерещилось, нет-нет и вдруг как будто и померещится!» Он тотчас же умолк под грозным взглядом своей супруги, но умолк он утром, а вечером, наедине с супругой, и принужденный опять говорить, вдруг и как бы с особенною бодростью выразил несколько неожиданных мыслей: «Ведь в
сущности что ж?..» (Умолчание.) «Конечно, всё это очень странно, если только правда, и что он не спорит, но…» (Опять умолчание.) «А с другой стороны, если глядеть на
вещи прямо, то князь, ведь, ей-богу, чудеснейший парень, и… и, и — ну, наконец, имя же, родовое наше имя, всё это будет иметь вид, так сказать, поддержки родового имени, находящегося в унижении, в глазах света, то есть, смотря с этой точки зрения, то есть, потому… конечно, свет; свет есть свет; но всё же и князь не без состояния, хотя бы только даже и некоторого.
Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки
вещей, а есть нападение на самую
сущность наших
вещей, на самые
вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию.
Само собою разумеется, что под влиянием Нехлюдова я невольно усвоил и его направление,
сущность которого составляло восторженное обожание идеала добродетели и убеждение в назначении человека постоянно совершенствоваться. Тогда исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские казалось удобоисполнимою
вещью, — очень легко и просто казалось исправить самого себя, усвоить все добродетели и быть счастливым…
— Велел, — отвечал Павел с досадою. Он обыкновенно всеми
вещами отца распоряжался совершенно полновластно. Полковник только прикидывался строгим отцом; но в
сущности никогда ни в чем не мог отказать своему птенчику.
— Хоть наперед должен вас предуведомить, — продолжал губернатор, — что управлять здешней губернией и быть на посту губернатора очень нелегкая
вещь: в
сущности все мы здесь сидим как отдельные герцогства.
Желая, например, открыть
сущность какой-нибудь
вещи, он часто спрашивал, как она называется на языке еврейском, как ближайшем к языку натуры, и если сего названия не знали, вопрошал о греческом имени, а если и того не могли ему сказать, то спрашивал уже о латинском слове, и когда ему нарочно сказывали не настоящее имя
вещи, то Бем по наружным признакам угадывал, что имя этой
вещи не таково.
Претензия во всяком случае
вещь щекотливая, и хотя жалоба арестантов в
сущности и не могла назваться претензией, потому что показывали ее не высшему начальству, а самому же майору, но все-таки было как-то неловко, нехорошо.
В один вечер, после того как мы ездили в лодке и ночью, при лунном свете, ворочались домой, и я сидел рядом с ней и любовался ее стройной фигурой, обтянутой джерси, и ее локонами, я вдруг решил, что это она. Мне показалось в этот вечер, что она понимает всё, всё, чтò я чувствую и думаю, а что чувствую я и думаю самые возвышенные
вещи. В
сущности же было только то, что джерси было ей особенно к лицу, также и локоны, и что после проведенного в близости с нею дня захотелось еще большей близости.
Смерть в этом случае — смерть примерная; в
сущности, герой жив до тех пор, покуда живо положение
вещей, его вызвавшее.
Граф был только аккуратен. Прирожденное это свойство доходило, правда, до педантизма, но, в
сущности, было самого невинного характера. Граф требовал, чтобы каждая
вещь в доме оставалась неприкосновенною на том месте, где была однажды положена; каждый мельчайший предмет имел свой определенный пункт. Если, например, мундштучок для пахитос, уложенный на столе параллельно с карандашом, отодвигался в сторону, граф тотчас же замечал это, и начинались расспросы: кто переставил? Зачем? Почему? и т. д.
Видно, атмосфера до того была заражена, что даже лучшие люди не могли вполне понять гадости самого порока и смотрели на него как на
вещь очень обыкновенную и неважную в
сущности, заслуживающую порицания только смотря по форме, в которой она проявляется.
Люди, мой прекрасный болван, судят о всех
вещах по их форме,
сущность же
вещей им недоступна по причине врожденной людям глупости.
Если люди не занимаются исследованиями, а если и занимаются ими, но не успевают в них, то пусть они не отчаиваются и не останавливаются; если люди не расспрашивают просвещенных людей про сомнительные
вещи, которых они не знают, а если, и расспрашивая, они не делаются более просвещенными, — пусть они не отчаиваются; если люди не размышляют, а если и размышляют, но не могут ясно понять, в чем
сущность добра, — пусть они не отчаиваются; если люди не различают добра от зла, а если и различают, но не имеют ясного о нем представления, — пусть они не отчаиваются; если люди не делают добро или, если и делают, не отдают ему всех своих сил, — пусть они не отчаиваются: то, что другие сделали бы в один раз, они сделают в десять; то, что другие сделали бы в сто раз, они сделают в тысячу.
Храня сухой и сдержанный вид человека обиженного и поссорившегося, он явился к ним под предлогом, чтобы забрать кое-что из оставшихся
вещей своих, белье да платье, однако же с сильным желанием в душе, чтобы дело приняло удачный оборот и дало бы ему возможность снова поселиться в коммуне и снова верховодить ее сожителями. В
сущности, он очень хорошо сознавал, что вне коммуны ему почти некуда и деваться.
Итак, то, что составляет множественность в
вещах, не есть
сущность и самая
вещь, но лишь явление, которое представляется чувствам, и только на поверхности
вещей» (цит. по нем. пер.
«Ибо все
вещи произошли от вечного духа, как образ вечного; невидимая
сущность, которая есть Бог и вечность, в своем собственном вожделении ввела себя в видимую
сущность и открылась чрез (mit) время таким образом, что она есть во времени как жизнь, а время в ней как бы немо».
Также, раз Он есть все, и все во всем, Он не может иметь имени, Он, который есть субстанция,
сущность и жизнь для всех видимых и невидимых
вещей; да и всех
вещей, которые можно назвать и по знать, — их
вещь и
сущность.
Вещь в себе трансцендентна опыту, — категории феноменального мира неприложимы к ноумену, совершенно в том же смысле и по тем же, в
сущности, основаниям, по каким, напр., И. Ск.
Вопрос о софийной природе понятий [Учение Николая Мальбранша о видении
вещей в Боге и о богопознании как
сущности познания
вещей представляет большую аналогию к учению, здесь развиваемому (обстоятельный очерк учения Мальбранша на русском языке см. у Μ. Η. Ершова.
Таким образом, вес
вещи возникли из божественного вожделения и созданы в
сущность, так как в начале не было
сущности, но лишь mysterium вечного рождения.
Но сам Он — единственный и основа всех
вещей, и око всех существ и причина всякой эссенции [Essentia (лат.) —
сущность.]: из Его свойства возникает природа и тварь, о чем же стал бы Он с самим собой советоваться, нет врага перед Ним, а Он один сам есть все, хотение, мощь и способность.
На первое место здесь следует поставить иконографию; помимо религиозного значения иконы, как таковой, этого мифа-вещи, в которой эмпирическая вещность таинственно соединяется с трансцендентной
сущностью, она всегда имеет вполне определенное содержание, это есть мифология в красках, камне или мраморе.
— Да, может быть. Я мало этих
вещей читал, да на что их? Это роскошь знания, а нужна польза. Я ведь только со стороны критики
сущности христианства согласен с Фейербахом, а то я, разумеется, и его не знаю.
Бытие онтологии есть натуралистически мыслимая
вещь, природа,
сущность, но не существо, не личность, не дух, не свобода.
Иерархический порядок бытия от Бога до козявки есть давящий порядок
вещей и отвлеченных
сущностей.
Оба они — Эдельсон так же, как и Писемский — отзывались об этой
вещи, как о тенденциозной"композиции", где нет настоящей художественной правды, где все подведено к мотиву во вкусе жорж-зандовских романов, значит, в
сущности, к чему-то новому только в России; а во Франции эта «жорж-зандовщина» процветала еще в 30-х годах.
Может быть, это повышенное самосознание и давало ему нравственную поддержку в те годы (а они продолжались не один десяток лет), когда он постоянно бился из-за постановки своих
вещей и дирекция держала его, в
сущности, в черном теле.
— В
сущности, он во многом прав. Только ошибка его, что он мыслит не диалектически. В процессе своем жизнь выработала из человека тип, для которого борьба стала фетишем. Но нельзя же, например, агитатору говорить такие
вещи перед толпой!.. Нашел кого просвещать, — Турмана! Этакий болван!
«Оно, — говорит „Русская речь“, — окажется бессильным бороться против множества сект, и православная церковь погибнет не в силу собственной немощи или несостоятельности, а только потому, что продолжительное существование неестественного порядка
вещей вынудило ее служителей заглушить в себе познание ее
сущности» (стр.301).