Неточные совпадения
Алексей Александрович сочувствовал гласному суду в
принципе, но некоторым подробностям его применения у нас он не вполне сочувствовал, по известным ему высшим служебным отношениям, и осуждал их, насколько он мог осуждать что-либо высочайше утвержденное. Вся
жизнь его протекла в административной деятельности и потому, когда он не сочувствовал чему-либо, то несочувствие его было смягчено признанием необходимости ошибок и возможности исправления в каждом деле.
Он сравнивал ее с другими, особенно «новыми» женщинами, из которых многие так любострастно поддавались
жизни по новому учению, как Марина своим любвям, — и находил, что это — жалкие, пошлые и более падшие создания, нежели все другие падшие женщины, уступавшие воображению, темпераменту, и даже золоту, а те будто бы
принципу, которого часто не понимали, в котором не убедились, поверив на слово, следовательно, уступали чему-нибудь другому, чему простодушно уступала, например, жена Козлова, только лицемерно или тупо прикрывали это
принципом!
В
жизни же социальной происходит столкновение менее чистых
принципов.
В общественной
жизни все ведь — в силе, в энергии духа, в характере людей и обществ, в их воле, в их творческой мысли, а не в отвлеченных
принципах, формулах и словах, которым грош цена.
И потому абсолютное не должно быть насильственным, внешним и формальным навязыванием относительному трансцендентных начал и
принципов, а может быть лишь имманентным раскрытием высшей
жизни в относительном.
Но прямолинейное ее перенесение в относительность природно-исторического процесса превращает духовную
жизнь в отвлеченные
принципы и доктрины, лишенные конкретной жизненности.
Вторая точка зрения делает изобличающую дедукцию, не покрывающую сложности
жизни, и создает упрощенную полемическую схему, но в
принципе она более правильная.
Дух, свободный в своем внутреннем опыте, становится навязчивым и насильническим; он открывается относительной, внешней
жизни не как живой опыт, а как извне навязанный, безжизненный
принцип или норма.
— Это положительно отказываюсь сказать, господа! Видите, не потому, чтоб не мог сказать, али не смел, али опасался, потому что все это плевое дело и совершенные пустяки, а потому не скажу, что тут
принцип: это моя частная
жизнь, и я не позволю вторгаться в мою частную
жизнь. Вот мой
принцип. Ваш вопрос до дела не относится, а все, что до дела не относится, есть моя частная
жизнь! Долг хотел отдать, долг чести хотел отдать, а кому — не скажу.
За несколько времени перед тем, как вышел он из университета и отправился в свое поместье, потом в странствование по России, он уже принял оригинальные
принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной
жизни, а когда он возвратился, они уже развились в законченную систему, которой он придерживался неуклонно.
Мы требуем для людей полного наслаждения
жизнью, — мы должны своею
жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по
принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».
В первые месяцы своего перерождения он почти все время проводил в чтении; но это продолжалось лишь немного более полгода: когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе,
принципы которого нашел справедливыми, он тотчас же сказал себе: «теперь чтение стало делом второстепенным; я с этой стороны готов для
жизни», и стал отдавать книгам только время, свободное от других дел, а такого времени оставалось у него мало.
Мы учим других жить по нашим экономическим
принципам, а сами не думаем устроить по ним свою
жизнь.
Я был первым и до сих пор остаюсь практически единственным человеком, который обнаружил эту главную ошибку современной философии; я показал, что все философы (за исключением Лейбница), начиная с Декарта и его последователя Спинозы, исходили из
принципа разрушения и революции в отношении религиозной
жизни, из
принципа, который в области политики породил конституционный
принцип; я показал, что кардинальная реформа невозможна, если только она не будет проходить и в философии и в политике.
Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных наук. Противоречие между
принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной
жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его отношение к культуре.
В истории христианства постоянно воздавалось Божье кесарю, это совершалось всякий раз, когда в духовной
жизни утверждался
принцип авторитета и власти, когда совершалось принуждение и насилие.
Оригинальность его была в том, что он не столько хотел осуществления в полноте
жизни христианских
принципов, сколько приобретения полноты
жизни самого Христа, как бы продолжения воплощения Христа во всей
жизни.
Польза есть
принцип приспособления для охраны
жизни и достижения благополучия.
Образ
жизни Мечниковой, по
принципам этой группы, не мог казаться ни зазорным, ни неудобным для сопричисления ее к этой же группе.
— Да, надо кого-нибудь позвать. Я убедился, что нам их бояться таким образом нечего. В
жизни, в
принципах мы составляем особое целое, а так, одною наружною стороною, отчего же нам не соприкасаться с ними?.. Я подумаю, и мы, кажется, даже уничтожим декады, а назначим простые дни в неделю, — это даже будет полезно для пропаганды.
Стоит только припомнить сказки о «почве» со всею свитою условных форм общежития, союзов и проч., чтобы понять, что вся наша бедная
жизнь замкнута тут, в бесчисленных и перепутанных разветвлениях
принципа обуздания, из которых мы тщетно усиливаемся выбраться то с помощью устного и гласного судопроизводства, то с помощью переложения земских повинностей из натуральных в денежные…
Большинство из них (лгуны-лицемеры) не только не страдает от того, что общество изнемогает под игом насильно навязанных ему и не имеющих ни малейшего отношения к
жизни принципов, но даже извлекает из общественной забитости известные личные удобства.
Мы оба требуем от масс подчинения, а во имя чего мы этого требуем — во имя ли
принципов «порядка» или во имя"
жизни духа" — право, это еще не суть важно, Blanc bonnet, bonnet Blanc [Что в лоб, что по лбу (франц.)] — вот и всё.
Но к ней прибавилась и еще бесспорная истина, что
жизнь не может и не должна оставаться неподвижною, как бы ни совершенны казались в данную минуту придуманные для нее формы; что она идет вперед и развивается, верная общему
принципу, в силу которого всякий новый успех, как в области прикладных наук, так и в области социологии, должен принести за собою новое благо, а отнюдь не новый недруг, как это слишком часто оказывалось доныне.
Жизнь течет обычным порядком; обстановка кругом или изменяется, или остается неизменною — все равно «
принципы» остаются нетронутыми, так что ни с какой стороны нет места для тревог…
Нью-йоркские газеты обмолвились о ней лишь краткими и довольно сухими извлечениями фактического свойства, так как в это время на поверхности политической
жизни страны появился один из крупных вопросов, поднявших из глубины взволнованного общества все
принципы американской политики… нечто вроде бури, точно вихрем унесшей и портреты «дикаря», и веселое личико мисс Лиззи, устроившей родителям сюрприз, и многое множество других знаменитостей, которые, как мотыльки, летают на солнышке газетного дня, пока их не развеет появление на горизонте первой тучи.
«Между тем, если читатель чувствует себя смущенным мыслью о том, что он обязан, как христианин, так же как и Толстой, покинуть свои привычные условия
жизни и жить как простой работник, то пусть он успокоится и держится
принципа: «Securus judicat orbis terrarum».
Иностранные светские критики тонким манером, не оскорбляя меня, старались дать почувствовать, что суждения мои о том, что человечество может руководиться таким наивным учением, как нагорная проповедь, происходит отчасти от моего невежества, незнания истории, незнания всех тех тщетных попыток осуществления в
жизни принципов нагорной проповеди, которые были делаемы в истории и ни к чему не привели, отчасти от непонимания всего значения той высокой культуры, на которой со своими крупповскими пушками, бездымным порохом, колонизацией Африки, управлением Ирландии, парламентом, журналистикой, стачками, конституцией и Эйфелевой башней стоит теперь европейское человечество.
Или живет фабрикант, доход которого весь составляется из платы, отнятой у рабочих, и вся деятельность которого основана на принудительном, неестественном труде, губящем целые поколения людей; казалось бы, очевидно, что прежде всего, если человек этот исповедует какие-нибудь христианские или либеральные
принципы, ему нужно перестать губить для своих барышей человеческие
жизни.
Он исповедует
принципы братства, гуманности, справедливости, научности и не только живет так, что ему необходимо то угнетение рабочих, которое он отрицает, но так, что вся
жизнь его есть пользование этим угнетением, и не только живет так, но и направляет свою деятельность на поддержание этого порядка вещей, прямо противоположного всему тому, во что он верит.
Гурмыжская. Не знаю. Я его готовила в военную службу. После смерти отца он остался мальчиком пятнадцати лет, почти без всякого состояния. Хотя я сама была молода, но имела твердые понятия о
жизни и воспитывала его по своей методе. Я предпочитаю воспитание суровое, простое, что называется, на медные деньги; не по скупости — нет, а по
принципу. Я уверена, что простые люди, неученые, живут счастливее.
В узости и грубости своего эгоизма она не может возвыситься даже до того, чтобы помириться на торжестве
принципа, хотя бы и с пожертвованием существующих форм; да и нельзя от нее ожидать этого, так как у нее собственно нет никакого
принципа, нет никакого общего убеждения, которое бы управляло ее
жизнью.
Он лжет на всякий случай, но лжет не потому, что у него в горле застряла случайная бессмыслица, а потому, что ложь сделалась руководящим
принципом его
жизни, исходным пунктом всей его жизнедеятельности.
Шабельский. Да, я был молод и глуп, в свое время разыгрывал Чацкого, обличал мерзавцев и мошенников, но никогда в
жизни я воров не называл в лицо ворами и в доме повешенного не говорил о веревке. Я был воспитан. А ваш этот тупой лекарь почувствовал бы себя на высоте своей задачи и на седьмом небе, если бы судьба дала ему случай, во имя
принципа и общечеловеческих идеалов, хватить меня публично по рылу и под микитки.
"Хищник"проводит
принцип хищничества в
жизни; пенкосниматель возводит его в догмат и сочиняет правила на предмет наилучшего производства хищничества.
«…Существование, которое, с точки зрения животной экономии, должно быть признано идеальным. Ибо получать от природы возможно более при возможно меньшей затрате энергии, — не в этом ли состоит основной
принцип приспособления… А приспособление, господа, — закон
жизни…»
6) Трагическое не имеет существенной связи с идеею судьбы или необходимости. В действительной
жизни трагическое большею частью случайно, не вытекает из сущности предшествующих моментов. Форма необходимости, в которую облекается оно искусством, — следствие обыкновенного
принципа произведений искусства: «развязка должна вытекать из завязки», или неуместное подчинение поэта понятиям о судьбе.
Мне кажется, что наиболее существенным препятствием в этом смысле явится род ваших занятий. Вы, кабатчики, железнодорожники и менялы, не имеете занятий оседлых и производительных, но исключительно отдаетесь подсиживаньям и сводничествам. В согласность этому, и
жизнь ваша получила характер кочевой, так что большую ее часть вы проводите вне домов своих, в Кунавине. Но о каких же
принципах может быть речь в Кунавине?
Мы, крепостных дел мастера, не могли быть таковыми, во-первых, потому, что людей, однажды уже ославленных в качестве выслуживших срок, было бы странно вновь привлекать к деятельному столпослужению, а во-вторых, и потому, что, как я уже сказал выше, над всей нашей крепостной
жизнью тяготел только один решительный
принцип: как только допущены будут разъяснения, расчленения и расследования, так тотчас же все мы пропали!
Она объяснила, что
жизнь совсем не так проста, как это казалось нам, крепостных дел мастерам, что, напротив того, она представляет сплошную цепь больших и малых «
принципов», которые постоянно и ревниво надлежит держать перед глазами, дабы благополучно провести свою ладью к желанной пристани.
Единственная разница между ними заключалась в том, что Nicolas готовил себя к дипломатической карьере, а Мангушев, par principe, из
принципа. всему на свете предпочитал la vie de chateau
жизнь в поместье…
Отвлекшись, таким образом, от действительной
жизни и обрекши себя на служение
принципу, они не умели верно рассчитать свои силы и взяли на себя гораздо больше, чем сколько могли сделать.
Благодаря трудам прошедшего поколения
принцип достался этим людям уже не с таким трудом, как их предшественникам, и потому они не столь исключительно привязали себя к нему, имея возможность и силы поверять его и соразмерять с
жизнью.
Их еще смущает
принцип, а между тем
жизнь уже сильнее предъявляет над ними свои права, нежели над людьми прошлого поколения; оттого они часто и шатаются в обе стороны и ничему не могут отдаться всей силой души.
Но судьба поступила с ними безжалостно: она круто перевернула многих из них испытаниями всякого рода, общими и частными, — и они утвердились в убеждении, что
жизнь беззаконна и нелепа, а только
принцип истинен и законен.
Что-то пантеистическое было у них в признании
принципа:
жизнь была для них служением
принципу, человек — рабом
принципа; всякий поступок, не соображенный с
принципом, считался преступлением.
Так, при первом вступлении в
жизнь, попадаются в сети мошенников неопытные юноши, которых все воспитание строго сообразовалось с одним великим
принципом: «Не рассуждать!»
— Идеи, идейно, — проговорила она вяло и нехотя, — идейность, идеалы, цель
жизни,
принципы… Эти слова вы говорили всегда, когда хотели кого-нибудь унизить, обидеть или сказать неприятность. Ведь вот вы какой! Если с вашими взглядами и с таким отношением к людям подпустить вас близко к делу, то это, значит, разрушить дело в первый же день. Пора бы это понять.
Я не скажу, чтобы они были не честны, но это не дворяне, это люди без идеи, без идеалов и веры, без цели в
жизни, без определенных
принципов, и весь смысл их.
жизни зиждется на рубле.
Мало-помалу он окунулся в московскую
жизнь, уже с жадностью прочитывал по три газеты в день и говорил, что не читает московских газет из
принципа.