Неточные совпадения
По наблюдениям же его, болезнь пациента, кроме дурной материальной обстановки последних месяцев жизни, имеет еще некоторые
нравственные причины, «есть, так сказать, продукт многих сложных
нравственных и материальных влияний, тревог, опасений, забот, некоторых
идей… и прочего».
Скажут, глупо так жить: зачем не иметь отеля, открытого дома, не собирать общества, не иметь влияния, не жениться? Но чем же станет тогда Ротшильд? Он станет как все. Вся прелесть «
идеи» исчезнет, вся
нравственная сила ее. Я еще в детстве выучил наизусть монолог Скупого рыцаря у Пушкина; выше этого, по
идее, Пушкин ничего не производил! Тех же мыслей я и теперь.
При помощи условной фразеологии у нас легко превращают людей глубоко идейных, с
нравственным закалом характера чуть ли не в подлецов, а людей, лишенных всяких
идей и всякого
нравственного закала, высоко возносят.
Были у нас отдельные герои, способные к жертве, отдававшие свою жизнь за
идею, но в революционной массе не было
нравственного характера.
Идея святой Руси имела глубокие корни, но она заключала в себе и
нравственную опасность для русского человека, она нередко расслабляла его
нравственную энергию, парализовала его человеческую волю и мешала его восхождению.
Идея демократии в той прямолинейной и упрощенной форме, в которой она была у нас принята, породила целый ряд
нравственных последствий.
Но во мне есть идейная нетерпимость, когда
идеи представляются мне связанными с
нравственной борьбой.
— Нет-с, я не про то, — сказал Евгений Павлович, — но только как же вы, князь (извините за вопрос), если вы так это видите и замечаете, то как же вы (извините меня опять) в этом странном деле… вот что на днях было… Бурдовского, кажется… как же вы не заметили такого же извращения
идей и
нравственных убеждений? Точь-в-точь ведь такого же! Мне тогда показалось, что вы совсем не заметили?
Родившись и воспитавшись в строго
нравственном семействе, княгиня, по своим понятиям, была совершенно противоположна Елене: она самым искренним образом верила в бога, боялась черта и грехов, бесконечно уважала пасторов; о каких-либо протестующих и отвергающих что-либо мыслях княгиня и не слыхала в доме родительском ни от кого; из бывавших у них в гостях молодых горных офицеров тоже никто ей не говорил ничего подобного (во время девичества княгини отрицающие
идеи не коснулись еще наших военных ведомств): и вдруг она вышла замуж за князя, который на другой же день их брака начал ей читать оду Пушкина о свободе […ода Пушкина о свободе — ода «Вольность», написанная в 1817 году и распространившаяся вскоре в множестве списков.
Но дабы оглушение не противоречило
идеям современного человеколюбия, необходимо, чтобы оно имело характер преимущественно
нравственный.
Две неподвижные
идеи не могут вместе существовать в
нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место.
Сюда, во-первых, принадлежат различные житейские стремления и потребности художника, не позволяющие ему быть только художником и более ничем; во-вторых, его умственные и
нравственные взгляды, также не позволяющие ему думать при исполнении исключительно только о красоте; в-третьих, накоиец,
идея художественного создания является у художника обыкновенно не вследствие одного только стремления создать прекрасное: поэт, достойный своего имени, обыкновенно хочет в своем произведении передать нам свои мысли, свои взгляды, свои чувства, а не исключительно только созданную им красоту.
«Произведение искусства стремится к гармонии
идеи с образом» ни более, «и менее, как произведение сапожного мастерства, ювелирного ремесла, каллиграфии, инженерного искусства,
нравственной решимости.
«Перевес
идеи над формою», говоря строго, относится к тому роду событий в мире
нравственном и явлений в мире материальном, когда предмет разрушается от избытка собственных сил; неоспоримо, что эти явления часто имеют характер чрезвычайно возвышенный; но только тогда, когда сила, разрушающая сосуд, ее заключающий, уже имеет характер возвышенности или предмет, ею разрушаемый, уже кажется нам возвышенным, независимо от своей погибели собственною силою.
Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на
идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и
нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.
Они всегда на виду у всех с своими
идеями и стремлениями, и, следовательно, их умственное и
нравственное развитие не может оставаться тайною для читателей.
После такого рассмотрения
идей в литературе они становятся сознательным достоянием массы и уже легко и правильно могут выражаться в административной деятельности государства и в
нравственном направлении частных лиц.
К сожалению, нет ничего общего между феодальным монархизмом с его определенным началом, с его прошлым, с его социальной и религиозной
идеею, и наполеоновским деспотизмом петербургского царя, имеющим за себя лишь печальную историческую необходимость, преходящую пользу, не опирающимся ни на какое
нравственное начало.
Так рассуждало «
нравственное мещанство», не способное, по своей тупоумной пошлости, возвыситься до понимания столь великих в своей первобытной простоте и ясности
идей «Молодой России».
И как мы были лакомы тогда до всяческих протестов, в которых, однако, выступали на борьбу не мысли, не
идеи против
идей, а по преимуществу чванство
нравственным достоинством против мнимой
нравственной низости.
Не есть ли эта
идея лишь ненужное удвоение
нравственного закона, и не является ли поэтому недоразумением вообще отличать Бога от этического сознания, установляющего систему
нравственных целей, постулирующего
нравственный миропорядок?
Конечно, также и по чисто спекулятивным основаниям следует отвергнуть
идею доказательства бытия Божия [Имеются в виду следующие системы доказательств бытия Божия: 1) космологическая (Аристотель); 2) телеологическая (Платон); 3) онтологическая (Ансельм Кентерберийский); 4) историческая или психологическая (Декарт); 5)
нравственная (И. Кант).
Обыкновенно «
идея» романа, закрепленная этим эпиграфом, понимается так, как высказывает ее, например, биограф Толстого П. И. Бирюков: «Общая
идея романа выражает мысль о непреложности высшего
нравственного закона, преступление против которого неминуемо ведет к гибели, но судьей этого преступления и преступника не может быть человек».
Какая в этом случае может быть мораль, на что нужна
идея долга? Какое требуется обоснование
нравственных действий? Они — свободное и необходимое проявление самого существа человека.
Такая же пошлость есть в эстетстве, в распространившейся моде на
идеи, которые совсем не пошлы в своем источнике, в проповеди
нравственных добродетелей, из которых ушла всякая оригинальная жизнь.
Эта идеализация и сублимация мести как религиозного и
нравственного долга находит свое метафизическое завершение и увенчание в
идее ада.
Все
идеи обладают способностью превратиться в источник фанатического помешательства —
идея Бога,
идея нравственного совершенства,
идея справедливости,
идея любви, свободы, науки.
Человек стал рабом принадлежащих ему материальных благ, и сама
идея абсолютной частной собственности исказила его
нравственное сознание и сделала его несправедливым.
В нем сильна была
идея служения, верность святыне, защита слабых и униженных, уважение к женщине, и все эти свойства имеют непреходящее
нравственное значение.
Личности как высшей ценности в
нравственной жизни не существует без сверхличного, без универсального, без ценности
идеи, которую она в себе несет и осуществляет.
Идея ада была превращена в орудие запугивания, религиозного и
нравственного террора.
Идея второго добра ведет к переоценке ценностей и к более высокому
нравственному уровню.
Это одно из извращений, внесенных
идеей собственности в
нравственное сознание.
И человеческая личность есть верховная ценность не потому, что она является носителем общеобязательного
нравственного закона, как у Канта, а именно потому, что она есть Божья
идея и Божий образ, носитель божественного начала жизни.
Эти магические элементы власти остались в силе на протяжении всей истории, и от них не свободен человек и доныне, несмотря на христианство, на
идею нравственной ответственности и пр.
Человек, стремящийся к осуществлению какой-нибудь утопической
идеи во что бы то ни стало, может быть бескорыстным и руководиться мотивами, которые признаются
нравственными, — он стремится к совершенной жизни, но он все же эгоцентрик и может стать
нравственным идиотом, потерять различие между добром и злом.
Нравственный акт и оценка личности окутаны социальными наслоениями групп, семейств, классов, партий, направлений, верований, предвзятых
идей, и до свободного и чистого
нравственного суждения тут невозможно добраться.
В те годы ветер стал дуть, как и теперь, в сторону"переоценки всех ценностей": и государственно-общественных устоев, и экономических, и
нравственных идеалов, и мышления, и литературно-художественных
идей, запросов и вкусов.
Это учреждение (вероятно, оно и до сих пор существует) поддерживало известную
нравственную дисциплину;
идею его похулить нельзя, но разбирательства всего больше вертелись около"шкандалов", вопросов"сатисфакции"и подчинения"Комману"; я помню, однако, что несколько имен стояло на так называемом"списке лишенных чести"за неблаговидные поступки, хотя это и не вело к ходатайствам перед начальством — об исключении, даже и в случаях подозрения в воровстве или мошеннических проделках.
В таких людях, как граф Соллогуб, надо различать две половины: личность известного
нравственного склада, продукт барски-дилетантской среды с разными «провинностями и шалушками» и человека, преданного
идее искусства и вообще, и в области литературного творчества.
Но исключительная одержимость одной
идеей привела к страшному сужению сознания и к
нравственному перерождению, к допущению совершенно безнравственных средств в борьбе.
— Ну, ты скажи мне, для чего я живу? — кричит он, подскакивая к приятелю и хватая его за пуговицу. — К чему этот непрерывный ряд
нравственных и физических страданий! Я понимаю быть мучеником
идеи, да! но быть мучеником чёрт знает чего, дамских юбок да детских гробиков, нет — слуга покорный! Нет, нет, нет! Довольно с меня! Довольно!
Будучи знатоком французской литературы, он увлекался господствующими в ней тогда
идеями об обновлении человечества в политическом и
нравственном отношении и увлечение этими
идеями рождало в нем сочувствие к тем тайным и явным обществам, которые хотели осуществить эту задачу.
Толкачов. Какой я отец семейства? Я мученик! Я вьючная скотина, негр, раб, подлец, который все еще чего-то ждет и не отправляет себя на тот свет! Я тряпка, болван, идиот! Зачем я живу? Для чего? (Вскакивает.) Ну, ты скажи мне, для чего я живу? К чему этот непрерывный ряд
нравственных и физических страданий? Я понимаю быть мучеником
идеи, да! но быть мучеником черт знает чего, дамских юбок да ламповых шаров, нет! — слуга покорный! Нет, нет, нет! Довольно с меня! Довольно!
Можно ли нравственно принять гармонию, купленную такой ценой, мирится ли
нравственная и религиозная совесть с
идеей прогресса?
Николай Павлович с жаром стал передавать своему другу пережитые им
нравственные страдания после получения этого клочка бумаги, мысли, которые теснились в его голове, постепенное, но быстрое возникновение в его мозгу
идеи немедленного самоубийства, как естественного и единственного выхода из его безотрадного существования, без надежды, без будущего.
Одержав, как ему казалось,
нравственную победу над графом, он возомнил о своем уме и способностях и даже решился вступить в борьбу с всесильным графом Аракчеевым на почве излюбленной последним заветной
идеи будущей несомненной и неисчислимой пользы организуемых им военных поселений, долженствовавших покрыть своею сетью всю Россию, на страх, на самом деле, встрепенувшейся при известии о преобразовании в этом смысле русского военного быта, Европе.
Толкования его были самые простые, совсем чуждые всякой догматики и богослужебных установлений, а имеющие почти исключительно цели
нравственного воспитания человека по
идеям Иисуса. Мой знакомый казак-проповедник жил, однако, на левой стороне Днепра, в местности, где еще нет штунды.