Душа человеческая терзается и болеет от атавистических, ложных
нравственных идей, от деспотии общества, унаследованной от древних времен.
Неточные совпадения
Эта идеализация и сублимация мести как религиозного и
нравственного долга находит свое метафизическое завершение и увенчание в
идее ада.
Эти магические элементы власти остались в силе на протяжении всей истории, и от них не свободен человек и доныне, несмотря на христианство, на
идею нравственной ответственности и пр.
Нравственный акт и оценка личности окутаны социальными наслоениями групп, семейств, классов, партий, направлений, верований, предвзятых
идей, и до свободного и чистого
нравственного суждения тут невозможно добраться.
И человеческая личность есть верховная ценность не потому, что она является носителем общеобязательного
нравственного закона, как у Канта, а именно потому, что она есть Божья
идея и Божий образ, носитель божественного начала жизни.
Все
идеи обладают способностью превратиться в источник фанатического помешательства —
идея Бога,
идея нравственного совершенства,
идея справедливости,
идея любви, свободы, науки.
Такая же пошлость есть в эстетстве, в распространившейся моде на
идеи, которые совсем не пошлы в своем источнике, в проповеди
нравственных добродетелей, из которых ушла всякая оригинальная жизнь.
Человек, стремящийся к осуществлению какой-нибудь утопической
идеи во что бы то ни стало, может быть бескорыстным и руководиться мотивами, которые признаются
нравственными, — он стремится к совершенной жизни, но он все же эгоцентрик и может стать
нравственным идиотом, потерять различие между добром и злом.
В нем сильна была
идея служения, верность святыне, защита слабых и униженных, уважение к женщине, и все эти свойства имеют непреходящее
нравственное значение.
Человек стал рабом принадлежащих ему материальных благ, и сама
идея абсолютной частной собственности исказила его
нравственное сознание и сделала его несправедливым.
Это одно из извращений, внесенных
идеей собственности в
нравственное сознание.
Личности как высшей ценности в
нравственной жизни не существует без сверхличного, без универсального, без ценности
идеи, которую она в себе несет и осуществляет.
Идея ада была превращена в орудие запугивания, религиозного и
нравственного террора.
Идея второго добра ведет к переоценке ценностей и к более высокому
нравственному уровню.
— «Западный буржуа беднее русского интеллигента
нравственными идеями, но зато его идеи во многом превышают его эмоциональный строй, а главное — он живет сравнительно цельной духовной жизнью». Ну, это уже какая-то поповщинка! «Свойства русского национального духа указуют на то, что мы призваны творить в области религиозной философии». Вот те раз! Это уже — слепота. Должно быть, Бердяев придумал.
Мне неприятен весь нравственный склад германца, противен его формалистический пафос долга, его обоготворение государства, и я склонен думать, что славянская душа с трудом может переносить самые нравственные качества германцев, их
нравственную идею устроения жизни.
Неточные совпадения
По наблюдениям же его, болезнь пациента, кроме дурной материальной обстановки последних месяцев жизни, имеет еще некоторые
нравственные причины, «есть, так сказать, продукт многих сложных
нравственных и материальных влияний, тревог, опасений, забот, некоторых
идей… и прочего».
Скажут, глупо так жить: зачем не иметь отеля, открытого дома, не собирать общества, не иметь влияния, не жениться? Но чем же станет тогда Ротшильд? Он станет как все. Вся прелесть «
идеи» исчезнет, вся
нравственная сила ее. Я еще в детстве выучил наизусть монолог Скупого рыцаря у Пушкина; выше этого, по
идее, Пушкин ничего не производил! Тех же мыслей я и теперь.
При помощи условной фразеологии у нас легко превращают людей глубоко идейных, с
нравственным закалом характера чуть ли не в подлецов, а людей, лишенных всяких
идей и всякого
нравственного закала, высоко возносят.
Были у нас отдельные герои, способные к жертве, отдававшие свою жизнь за
идею, но в революционной массе не было
нравственного характера.
Идея святой Руси имела глубокие корни, но она заключала в себе и
нравственную опасность для русского человека, она нередко расслабляла его
нравственную энергию, парализовала его человеческую волю и мешала его восхождению.