Между тем как оно всегда
имеет тенденцию требовать от мысли, от творчества, от духовной жизни приспособления к себе (теократия, абсолютная монархия, тайная диктатура денег в лжедемократии, якобинство, коммунизм, фашизм).
Единственный принцип в государстве, который связан с абсолютной правдой, есть принцип субъективных прав человеческой личности, свободы духа, свободы совести, свободы мысли и слова, который и монархия, и демократия, и все формы государства
имеют тенденцию нарушать.
Но гуманистическое отношение к человеку отличается от христианского тем, что оно
имеет тенденцию делаться все более отвлеченным, все более отделяющимся от «ближнего» и обращенным к «дальнему», не к конкретному человеку, а к человеку вообще.
Неточные совпадения
Монизм всегда
имеет тираническую
тенденцию, будет ли он религиозный или антирелигиозный.
Кесарь
имеет непреодолимую
тенденцию требовать для себя не только кесарева, но и Божьего, т. е. подчинения себе всего человека.
Я воспеваю свободу, когда моя эпоха ее ненавидит, я не люблю государства и
имею религиозно-анархическую
тенденцию, когда эпоха обоготворяет государство, я крайний персоналист, когда эпоха коллективистична и отрицает достоинство и ценность личности, я не люблю войны и военных, когда эпоха живет пафосом войны, я люблю философскую мысль, когда эпоха к ней равнодушна, я ценю аристократическую культуру, когда эпоха ее низвергает, наконец, я исповедую эсхатологическое христианство, когда эпоха признает лишь христианство традиционно-бытовое.
Мистика монистического типа (в Индии, у Шанкары, у Плотина, у Экхардта, в монофизитском уклоне христианской монашеской мистики) не решает проблемы личности, она
имеет антиперсоналистическую
тенденцию.
Для русского народничества, в отличие от национализма, оно
имело анархическую
тенденцию, и это в славянофильстве так же, как и в народничестве левого лагеря.
Наша
тенденция ничего общего не
имеет с психологизмом и субъективизмом.
Философия не должна
иметь религиозной
тенденции, упаси Боже;
тенденция в философии так же плоха, как и в искусстве.
А наука? А стремление к знанию, к просвещению? На этот вопрос лучше всего ответят нам слова, сказанные в то время одним почтенным профессором, которого никто не заподозрит ни в клевете, ни в пристрастии, ни в отсутствии любви к науке и который
имел случай изведать на опыте людей и
тенденции известного сорта. Вот эти знаменательные и характеристичные слова...
Вследствие этого, они требуют от профессора, чтобы он перед своими слушателями кокетничал модными, либеральными фразами, притягивал факты своей науки к любимым модным
тенденциям, хотя бы то было ни к селу, ни к городу, и вообще
имел бы в виду не научную истину, а легкое приложение того-сего из своей науки к современным вопросам жизни.
Буржуа
имеет непреодолимую
тенденцию создавать мир фиктивный, порабощающий человека, и разлагает мир подлинных реальностей.
Все сильные и влиятельные организации
имеют эту
тенденцию, но иногда это принимает форму образования универсального коллектива, Левиафана.
Натурфилософия всегда
имеет монистическую
тенденцию, она может быть спиритуалистической и механистической.
Мистика хотела быть познанием не в понятиях, но она часто
имела монистическую
тенденцию, враждебную личности, она может быть проникнута ложной метафизикой.
Бюрократия, без которой не может обойтись никакое государство,
имеет фатальную
тенденцию к развитию, расширению, увеличению своей власти, к рассмотрению себя не как слуги народа, а как господина, требующего повиновения.
Государство не есть благодатное царство любви и лишь отчасти связано со свободой и правом,
имея вечную
тенденцию к их нарушению.
Мистика может
иметь две противоположные
тенденции — или к обоготворению космоса или к отрицанию космоса, или к обоготворению человека или к отрицанию человека.
Вся история мира
имеет роковую
тенденцию оседать в царстве буржуазности, оплотняться в духе буржуазности.
И вот является соблазн думать, что эта мировая
тенденция современной цивилизации не
имеет власти над Россией и русским народом, что мы другого духа, что она есть лишь явление Запада, народов Европы.