Неточные совпадения
Нельзя сказать, чтоб эти
естественные проявления человеческой
природы приводили его в негодование: нет, он просто-напросто не понимал их.
— Что же это: врожденная неспособность вследствие законов
природы, — говорил он, — или недостаток подготовки, воспитания?.. Где же эта симпатия, не теряющая никогда
естественной прелести, не одевающаяся в шутовский наряд, видоизменяющаяся, но не гаснущая? Какой
естественный цвет и краски этого разлитого повсюду и всенаполняющего собой блага, этого сока жизни?
Я видел его на песках Африки, следящего за работой негров, на плантациях Индии и Китая, среди тюков чаю, взглядом и словом, на своем родном языке, повелевающего народами, кораблями, пушками, двигающего необъятными
естественными силами
природы…
То, что в продолжение этих трех месяцев видел Нехлюдов, представлялось ему в следующем виде: из всех живущих на воле людей посредством суда и администрации отбирались самые нервные, горячие, возбудимые, даровитые и сильные и менее, чем другие, хитрые и осторожные люди, и люди эти, никак не более виновные или опасные для общества, чем те, которые оставались на воле, во-первых, запирались в тюрьмы, этапы, каторги, где и содержались месяцами и годами в полной праздности, материальной обеспеченности и в удалении от
природы, семьи, труда, т. е. вне всех условий
естественной и нравственной жизни человеческой.
Нельзя смешивать своего творческого прозрения красоты
природы с ее
естественным порядком.
Центральное положение человека в
природе определяется совсем не астрономически, и оно не меняется после Коперника; оно совсем не зависит от того, что открывают
естественные науки.
Но нельзя идеализировать органическую
природу и ее
естественный порядок, в котором все основано на борьбе за существование и взаимном истреблении и пожирании.
Это духовные права, а не
естественные права,
природа никаких прав не устанавливает.
Свобода основана не на
природе (
естественное право), а на духе.
Не далее как дней пять тому назад, в одном здешнем, по преимуществу дамском, обществе он торжественно заявил в споре, что на всей земле нет решительно ничего такого, что бы заставляло людей любить себе подобных, что такого закона
природы: чтобы человек любил человечество — не существует вовсе, и что если есть и была до сих пор любовь на земле, то не от закона
естественного, а единственно потому, что люди веровали в свое бессмертие.
Оттого-то протестантизм и вытолкнул одну богородицу из своих сараев богослужения, из своих фабрик слова божия. Она действительно мешает христианскому чину, она не может отделаться от своей земной
природы, она греет холодную церковь и, несмотря ни на что, остается женщиной, матерью.
Естественными родами мстит она за неестественное зачатие и вырывает благословение своему чреву из уст монашеских, проклинающих все телесное.
Я не произошел от Руссо, не верю в
естественную доброту человеческой
природы, не считаю
природу «божественной» и не обоготворяю силу жизни, мне чужда экзальтация эмоциональной жизни, я не признаю абсолютного примата эстетики и искусства.
Святые аскеты должны были бросить вызов
естественному порядку
природы, должны были совершить свой индивидуальный опыт победы над источником зла, опыт активного, а не пассивного страдания, чтоб история мира могла продолжиться и завершиться.
После грехопадения человек не может уже свободно, своими
естественными человеческими силами спастись, вернуться к первоисточнику бытия, так как не свободен уже:
природа его испорчена, порабощена стихией зла, наполовину перешла в сферу небытия.
В высшем смысле свободна лишь человеческая
природа, соединенная с божеской, обоженная; отпавшая от божеской и обожествившая себя — она порабощена необходимости
естественного порядка и обессилена.
Быть может, на сильную рождаемость следует смотреть, как на средство, какое
природа дает населению для борьбы с вредными, разрушительными влияниями и прежде всего с такими врагами
естественного порядка, как малочисленность населения и недостаток женщин.
Здесь, как бы то ни было, все-таки теплее, тоны у
природы мягче, и голодный, озябший человек находит для себя более подходящие
естественные условия, чем по среднему или нижнему течению Тыми.
Какая вам польза, что властвовати будете над невеждами, тем паче загрубелыми, что не от недостатка пособий к просвещению невежды пребыли в невежестве
природы или паче в
естественной простоте, но, сделав уже шаг к просвещению, остановлены в шествии и обращены вспять, во тьму гонимы?
Право
естественное показало вам человеков, мысленно вне общества, приявших одинаковое от
природы сложение и потому имеющих одинаковые права, следственно, равных во всем между собою и единые другим не подвластных.
На всех лицах написан испуг и недоверчивость;
естественный ход мышления изменяется, и на место здравых понятий вступают особенные условные соображения, отличающиеся скотским характером и совершенно противные человеческой
природе.
Но эта самая гадость и пошлость, представленная следствием неразвитости натуры, указывает нам необходимость правильного, свободного развития и восстановляет пред нами достоинство человеческой
природы, убеждая нас, что низости и преступления не лежат в
природе человека и не могут быть уделом
естественного развития.
— А эти ваши нравственные обязательства не согласны с правилами физиологии. Они противоречат требованиям
природы; их нет у существ, живущих
естественною жизнью.
— Это вздор: родительская любовь предрассудок — и только. Связь есть потребность, закон
природы, а остальное должно лежать на обязанностях общества. Отца и матери, в известном смысле слова, ведь нет же в
естественной жизни. Животные, вырастая, не соображают своих родословных.
Люди, живущие в
естественных условиях жизни, не по городам, но среди
природы, борясь с нею, живут без этого ограждения и знают, как мало может оградить их насилие от окружающих их действительных опасностей.
Так, например, произвол хотели присвоить русскому человеку как особенное,
естественное качество его
природы — под названием «широты натуры»; плутовство и хитрость тоже хотели узаконить в русском народе под названием сметливости и лукавства.
Таким образом, служа полнейшими представителями высшей степени человеческого сознания в известную эпоху и с этой высоты обозревая жизнь людей и
природы и рисуя ее перед нами, они возвышались над служебного ролью литературы и становились в ряд исторических деятелей, способствовавших человечеству в яснейшем сознании его живых сил и
естественных наклонностей.
На это только и можно отвечать тем, что
естественных стремлений человеческой
природы совсем уничтожить нельзя.
Вследствие неправильного развития, часто людям представляется совершенно нормальным и
естественным то, что, в сущности, составляет нелепейшее насилие
природы.
Эти писатели были одарены так богато
природою, что умели как бы по инстинкту приблизиться к
естественным понятиям и стремлениям, которых еще только искали современные им философы с помощью строгой науки.
И в чувстве собственности, и в чувстве союза семейного не может быть сделок, ибо это даже не принципы, а
естественное влечение человеческой
природы.
— Я ее хватил в бок осиновым колом сзади. Она как взвизгнет, а я ей: браво! браво! Вот это голос
природы, это был
естественный крик. Вы и вперед всегда так поступайте.
Естественное пение как излияние чувства, будучи произведением
природы, а не искусства, заботящегося о красоте, имеет, однако, высокую красоту; потому является в человеке желание петь нарочно, подражать
естественному пению.
Она говорит: «свободное действие человека возмущает
естественный ход
природы;
природа и ее законы восстают против оскорбителя своих прав; следствием этого бывают страдание и погибель действующего лица, если действие было так могущественно, что вызванное им противодействие было серьезно: потому все великое подлежит трагической участи».
Но простое,
естественное чувство каждого человека, не вовлеченного в пристрастие художническою или дилетантскою односторонностью, будет согласно с нами, когда мы скажем, что в
природе очень много таких местоположений, таких зрелищ, которыми можно только восхищаться и в которых нечего осудить.
Ну, разумеется, законы
природы, выводы
естественных наук, математика.
В науке
природа восстановляется, освобожденная от власти случайности и внешних влияний, которая притесняет ее в бытии; в науке
природа просветляется в чистоте своей логической необходимости; подавляя случайность, наука примиряет бытие с идеей, восстановляет
естественное во всей чистоте, понимает недостаток существования (des Daseins) и поправляет его, как власть имущая.
Личность человека, противопоставляя себя
природе, борясь с
естественною непосредственностью, развертывает в себе родовое, вечное, всеобщее, разум.
Природа — ложь, не истинное; все
естественное отринуто.
Законов никаких мы не имеем, потому что
естественный довольно тверд в душах наших;
природа же наша, старанием правителей семейств, осталась еще в той первобытной чистоте, в какой развернулась в первом человеке».
Он не гонит с юношескою запальчивостью со сцены всего, что уцелело, что, по законам разума и справедливости, как по
естественным законам в
природе физической, осталось доживать свой срок, что может и должно быть терпимо.
Сии избранные мужи должны были от берегов Невы до гор Рефейских, до морей Азовского, Каспийского и далее, видеть и описать Россию в трех царствах
Природы, проникнуть во внутренность пустынь, во глубину пещер и лесов дремучих, где око наблюдателя еще никогда не примечало за творческою Натурою, где она искони действовала уединенно или пред свидетелями невнимательными; исчислить минералы в недрах земли, растения на зеленых коврах ее, животных в трех стихиях и, таким образом, собрать богатства для Российской
Естественной Истории.
Да-с,
природа не любит уродов и добивает их „
естественными решеньями“.
Вижу!
природа вооружается против меня; я ношу в себе семя зла; я создан, чтоб разрушать
естественный порядок.
Человек ощущал
природу так, как теперь он ощущает лишь равных себе людей; он различал в ней добрые и злые влияния, пел, молился и говорил с нею, просил, требовал, укорял, любил и ненавидел ее, величался и унижался перед ней; словом, это было постоянное ощущение любовного единения с ней — без сомнения и без удивления, с простыми и
естественными ответами на вопросы, которые
природа задавала человеку.
В ней виден его светлый взгляд на предметы, уменье понимать жизнь и
природу, в ней, наконец, является живое,
естественное представление вещей, без прикрас и без искажений
природы.
Заключение это, как ни нелепо оно, долгое время принималось на-слово, пока результаты, добытые
естественными науками, не помогли определить точнее органическую
природу человека.
Вот начало того дуализма, который находим мы в основании всех
естественных религий: Вишну и Шива, Ормузд и Ариман, Белбог, и Чернобог, и проч., и проч., служат олицетворением первоначальных понятий человека о силах
природы…
Недавно открыто подобное изумительное явление не только в пчелиных матках, но и в рабочих пчелах, [Брошюра «Три открытия в
естественной истории пчелы», написанная незабвенным, так рано погибшим, даровитым профессором Московского университета, К. Ф. Рулье, напечатанная в Москве 1857 года.] доказывающее глубокую экономическую предусмотрительность
природы.
Но это исключения; в общей массе людей невозможно исказить человеческую
природу до такой степени, чтобы в ней не осталось и следа
естественных инстинктов и здравого смысла.
Но достаточно одного: чтобы испорченные люди избавили ее от своего надзора и не заботились об ее нравственном воспитании, достаточно этого, чтобы
естественные стремления человеческой
природы явственно выразились в ней и получили свою силу.