Неточные совпадения
— Вот, я даже записала два, три его парадокса, например: «Торжество социальной справедливости будет началом
духовной смерти людей». Как тебе нравится? Или: «Начало и конец жизни — в
личности, а так как
личность неповторима, история — не повторяется». Тебе скучно? — вдруг спросила она.
Через внутреннюю работу
личности и нации, через выработку качеств характера утверждается
духовная социальность.
Демократия не может быть в принципе, в идее ограничена сословными и классовыми привилегиями, внешне-общественными аристократиями, но она должна быть ограничена правами бесконечной
духовной природы человеческой
личности и нации, ограничена истинным подбором качеств.
Новая жизнь ожидалась исключительно от изменений социальной среды, от внешней общественности, а не от творческих изменений в
личности, не от
духовного перерождения народа, его воли, его сознания.
Общественность же была оторвана от души человеческой, от
духовной жизни
личности и от души мировой, от жизни космической.
Но этот
духовный закал
личности и народа совсем не то, что внешнее применение отвлеченных идей к жизни.
Вся общественная и политическая деятельность должна быть изнутри одухотворена и вдохновлена высшими целями и абсолютными ценностями, за ней должно стоять
духовное возрождение, перерождение
личности и народа.
Децентрализация русской культуры означает не торжество провинциализма, а преодоление и провинциализма и бюрократического централизма,
духовный подъем всей нации и каждой
личности.
Идея, смысл раскрывается в
личности, а не в коллективе, и народная мудрость раскрывается на вершинах
духовной жизни
личностей, выражающих дух народный.
Человек есть также
личность, т. е.
духовное существо, несущее в себе образ божественного.
Отвлеченная, ничем не ограниченная демократия легко вступает во вражду с духом человеческим, с
духовной природой
личности.
Тогда лишь правда демократии, правда человеческого самоуправления, соединится с правдой духа, с
духовными ценностями
личности и народа.
Идейность в политике связана с
духовным углублением
личности, с воспитанием души целого народа, с сознанием великой ответственности, а не с упрощением и схематизацией сложной исторической жизни.
Духовная работа над формированием своей
личности не представляется русскому человеку нужной и пленительной.
Духовный голод, неудовлетворенность натуралистической национальной пищей, есть знак освобождения мужественного начала
личности.
На этом пути отрицается огромное значение
духовного подбора
личностей, личных качеств и призваний, личной годности, не возлагается на
личность вся огромная ответственность за судьбу общественности.
Свобода человеческой
личности не может быть дана обществом и не может по своему истоку и признаку зависеть от него — она принадлежит человеку, как
духовному существу.
Персоналистическая революция, которой по-настоящему еще не было в мире, означает свержение власти объективации, разрушение природной необходимости, освобождение субъектов-личностей, прорыв к иному миру, к
духовному миру.
Когда мой
духовный путь привел меня в близкое соприкосновение с миром православным, то я ощутил ту же тоску, которую ощущал в мире аристократическом и в мире революционном, увидел то же посягательство на свободу, ту же вражду к независимости
личности и к творчеству.
Я сторонник социализма, но мой социализм персоналистический, не авторитарный, не допускающий примата общества над
личностью, исходящей от
духовной ценности каждого человека, потому что он свободный дух,
личность, образ Божий.
Борец за
личность Писарев отрицал творческую полноту
личности, полноту ее
духовной и даже душевной жизни, отрицал право на творчество в философии, в искусстве, в высшей
духовной культуре.
— Началась, — говорит, — эта дрянная и недостойная разума человеческого жизнь с того дня, как первая человеческая
личность оторвалась от чудотворной силы народа, от массы, матери своей, и сжалась со страха перед одиночеством и бессилием своим в ничтожный и злой комок мелких желаний, комок, который наречён был — «я». Вот это самое «я» и есть злейший враг человека! На дело самозащиты своей и утверждения своего среди земли оно бесполезно убило все силы духа, все великие способности к созданию
духовных благ.
Сахатов. Это соисршепно справедливо и понятно; но позвольте спросить: если, как вы изволите говорить, погружение медиума в сон производит пертурбации
духовного эфира, то почему же эти пертурбации выражаются всегда, как это подразумевается обыкновенно в спиритических сеансах, проявлением деятельности душ умерших
личностей?
Опыты эти выяснили вам то, что погружение некоторых
личностей в гипнотическое состояние, отличающееся от обыкновенного сна только тем, что при погружении в этот сон деятельность физиологическая не только не понижается, но всегда повышается, как это мы сейчас видели, — оказалось, что погружение в это состояние какого бы то ни было субъекта неизменно влечет за собой некоторые пертурбации в
духовном эфире — пертурбации, совершенно подобные тем, которые производит погружение твердого тела в жидкое.
Катастрофа, никогда еще не испытанная миром [Катастрофа, никогда еще не испытанная миром… — первая мировая война; журнал Горького «Летопись», в котором была опубликована статья, занимал активную антивоенную позицию.], потрясает и разрушает жизнь именно тех племен Европы,
духовная энергия которых наиболее плодотворно стремилась и стремится к освобождению
личности от мрачного наследия изжитых, угнетающих разум и волю фантазий древнего Востока — от мистик суеверий, пессимизма и анархизма, неизбежно возникающего на почве безнадежного отношения к жизни.
Программная статья Горького, постулирующая принципы его «западничества» и поясняющая его «этнологические» мотивы в произведениях конца 10-х гг. ХХ в. («окуровский цикл», «По Руси»). Идеи Горького любопытно сопоставить с концепцией «
духовного Китая» Д. С. Мережковского («Грядущий Хам»), а также с позднейшим культом «нового Средневековья» Н. А. Бердяева, восходящими к противопоставлению «деятельной
личности» Запада — «пассивному фатализму» Востока.
Это было сказано в 1811–1812 годах, когда Шлегель, защитник абсолютной свободы
личности, состоял на службе реакционера Меттерниха [Меттерних Клеменс (1773–1859) — князь, министр иностранных дел Австрии, затем — канцлер.], читая лекции в Вене и проповедуя поход против
духовной и гражданской свободы.
Задача европейской науки — именно в том, чтобы, изучив силы природы, заставить их работать на человека, освободить
личность из плена догмата, суеверий, предрассудков, из тисков подневольного труда и претворить освобожденную физическую энергию в
духовную.
Люди Запада давно уже доросли до понимания планетарного смысла труда, для них деяние — начало, единственно способное освободить человека из плена древних пережитков, из-под гнета условий, стесняющих свободу
духовного роста
личности.
Чем больше человек узнает свое
духовное я и чем больше отрекается от своей телесной
личности, тем истиннее он понимает самого себя.
Между тем как сознание человеком в себе
духовного начала, вызывающее отречение от своей
личности, гораздо сильнее всяких наград побуждает человека к исполнению закона добра.
Барская брезгливость в отношении к хозяйству ничего общего не имеет с той от него свободой, о которой учит Евангелие: оно хочет не пренебрежения, но
духовного преодоления, выхода за пределы мира сего с его необходимостью [Ср. в моем сборнике «Два града»: «Христианство и социальный вопрос», «Хозяйство и религиозная
личность» и др.
Что представляет собою молитва по своему «трансцендентальному» составу? прежде всего, устремление всех
духовных сил человека, всей человеческой
личности к Трансцендентному: всякая молитва (конечно, искренняя и горячая, а не внешняя только) осуществляет веление: transcende te ipsum [Превзойди себя самого (лат.) — тезис философии Августина (Об истинной религии XXXIX, 72)].
И
духовный пол вообще бывает сложным, ибо каждая
личность представляет собой индивидуальное и своеобразное смешение стихии мужской и женской, и этим обусловлена творческая напряженность, эротика духа.
Каждый в отдельности есть полу-человек, однако является самостоятельной
личностью, ипостасью, имеет свою
духовную судьбу.
Определив
личность как симптом ущемленное» духа телом, Древе без труда справляется с этим призраком рационализма и совершенно отвергает идею
личности в применении к существу абсолютно
духовному.
Первое есть принцип равноценности человеческих
личностей, равенства по их
духовному существу, во образе Божьем.
Можно освободиться от трагедии и отвергнуть крест Господень, отказаться от своего участия в самораспятии мирского, непросветленного я, но только ценою своеобразного
духовного паралича
личности.
В греховном состоянии человека личное начало есть непроницаемость, в силу которой оно совершенно заполняет собой
духовное пространство, и из занятой им точки выталкивается всякая другая
личность.
Авторитарному сознанию или авторитарному строю жизни нужно противополагать не разум, не природу и не суверенное общество, а дух, т. е. свободу,
духовное начало в человеке, образующее его
личность и независимое от объективированной природы и от объективированного логического мира.
В результате долгого
духовного и умственного пути я с особенной остротой сознал, что всякая человеческая
личность,
личность последнего из людей, несущая в себе образ высшего бытия, не может быть средством ни для чего, в себе имеет экзистенциальный центр и имеет право не только на жизнь, отрицаемое современной цивилизацией, но и на обладание универсальным содержанием жизни.
В основе лучшего персоналистического общества лежит не идея гражданина и не идея производителя, не идея политическая или экономическая, а
духовная идея целостного человека,
личности.
Её неблагородные проявления, её посягательства на свободу духа противоречили моему аристократическому пониманию
личности и моему культу
духовной свободы.
Но она не может быть отвлеченно-духовной, она конкретно-духовна, духовно-душевна, связана с целостной
личностью.
М. Шелер верно устанавливает различие между
личностью и организмом, между
духовным существом и жизненным существом.
Этому рабству может противостоять только
личность с
духовным содержанием.
Это означает
духовную крепость
личности в противостоянии соблазнам мира,
личность порабощающим.
Личность не есть биологическая или психологическая категория, но категория этическая и
духовная.
Духовное освобождение человека есть реализация
личности в человеке.
Личность связана также с аскезой и предполагает аскезу, т. е.
духовное упражнение, концентрацию внутренних сил, выбор, несогласие на смешение с безличными силами и внутри человека, и в окружающем мире.