Неточные совпадения
Всё это делалось не потому, что кто-нибудь желал
зла Левину или его хозяйству; напротив, он знал, что его любили, считали простым барином (что есть
высшая похвала); но делалось это только потому, что хотелось весело и беззаботно работать, и интересы его были им не только чужды и непонятны, но фатально противоположны их самым справедливым интересам.
Он — я его изучил, — он мрачный, мнительный, может быть, он очень добрый, пусть его, но зато в
высшей степени склонный прежде всего во всем видеть
злое (в этом, впрочем, совершенно как я!).
История всегда любила оправдывать
зло для своих
высших целей (хитрость разума у Гегеля).
Жестокая судьба государства есть в конце концов судьба человека, его борьба с хаотическими стихиями в себе и вокруг себя, с изначальным природным
злом, восхождение человека к
высшему и уже сверхгосударственному бытию.
Люди духа иногда с легкостью отворачиваются от войны, как от чего-то внешне-материального, как чуждого
зла, насильственно навязанного, от которого можно и должно уйти в
высшие сферы духовной жизни.
В природной органической жизни дух и плоть еще не дифференцированы, но означает это не
высшее состояние духа, а элементарное его состояние, всегда связанное с тяжелой борьбой за существование и
злым принуждением.
Сомнение в оправданности частной собственности, особенно земельной, сомнение в праве судить и наказывать, обличение
зла и неправды всякого государства и власти, покаяние в своем привилегированном положении, сознание вины перед трудовым народом, отвращение к войне и насилию, мечта о братстве людей — все эти состояния были очень свойственны средней массе русской интеллигенции, они проникли и в
высший слой русского общества, захватили даже часть русского чиновничества.
Для победы над грядущим
злом растет сила царства Божьего, сила творческая; воплотится в будущем и
высшее добро.
Обиженная невинность, пленники у внешнего
зла, порабощенные чуждой нам стихией, от которой освобождаемся в историческом процессе, или мы преступники перед
высшей правдой, грешники, порабощенные внутренней для нас силой
зла, за которую мы сами ответственны?
Существование
зла в мире не только не есть аргумент в пользу атеизма, не только не должно восстанавливать против Бога, но и приводит к сознанию
высшего смысла жизни, великой задачи мировой истории.
Сознание же наступает тогда, когда освобождается человек от лживой идеи, что он лишь пленник у посторонней ему
злой стихии, что он обиженный внешней силой, когда возвращается человеку его
высшее достоинство, повелевающее самого себя считать виновником своей судьбы и ответственным за
зло.
В этом скажется
высшая покорность Богу, праведное богоборчество, а не
злое противление.
Нести крест значит не роптать против Бога, смиряться, а смиряться в
высшем смысле этого слова значит активно противиться власти
зла, не подчиняться искушениям злобы.
Те, что отвергают Бога на том основании, что
зло существует в мире, хотят насилия и принуждения в добре, лишают человека
высшего достоинства.
С одной стороны, преступление есть осуществление или, лучше сказать, проявление
злой человеческой воли. С другой стороны,
злая воля есть тот всемогущий рычаг, который до тех пор двигает человеком, покуда не заставит его совершить что-либо в ущерб
высшей идее правды и справедливости, положенной в основание пятнадцати томов Свода законов Российской империи.
Изведав опытом, под влиянием христианского воздействия, тщету плодов насилия, люди иногда в одном, иногда через несколько поколений утрачивают те пороки, которые возбуждаются страстью к приобретению власти и богатства, и, становясь менее жестокими, не удерживают своего положения и вытесняются из власти другими, менее христианскими, более
злыми людьми и возвращаются в низшие по положению, но
высшие по нравственности слои общества, увеличивая собой средний уровень христианского сознания всех людей.
Но, кроме того, имеются и
высшие соображения, которые не дозволяют считать взяточников в числе «
злых».
— А знаешь, как образовалась эта
высшая порода людей? Я об этом думал, когда смотрел со сцены итальянского театра на «весь Петербург», вызывавший Патти… Сколько нужно чужих слез, чтобы вот такая патрицианка выехала в собственном «ланде», на кровных рысаках.
Зло, как ассигнация, потеряло всякую личную окраску, а является только подкупающе-красивой формой. Да, я знаю все это и ненавижу себя, что меня чаруют вот эти патрицианки… Я их люблю, хотя и издали. Я люблю себя в них…
Егорушка, давно уже ненавидевший Дымова, почувствовал, как в воздухе вдруг стало невыносимо душно, как огонь от костра горячо жег лицо; ему захотелось скорее бежать к обозу в потемки, но
злые, скучающие глаза озорника тянули его к себе. Страстно желая сказать что-нибудь в
высшей степени обидное, он шагнул к Дымову и проговорил, задыхаясь...
Где ни раскройте сатирические журналы, везде вам попадется — то насмешка над глупою спесью, то обличение бесчеловечных поступков, то
злая выходка против эгоистических расчетов, то внушение правил человеколюбия, снисходительности к низшим, правдивости перед
высшими, честности, любви к отечеству и пр.
Отсюда прямой вывод, что в человеке два враждебных существа, — одно, происходящее от доброго начала, — внутреннее,
высшее; другое, произведённое
злою силой, внешнее, грубое, тёмное.
Но вижу в этом только то, что люди, большинство их, к сожалению, несмотря на то, что закон их
высшей человеческой природы открыт им, всё еще продолжая жить по закону животной природы, этим лишают себя самого действительного средства самозащиты: воздаяния добром за
зло, которым они могли бы пользоваться, если бы следовали не животному закону насилия, а человеческому закону любви.
Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого. Если мы говорим, что жизнь
зло, то мы говорим это только в сравнении с другой, воображаемой, лучшей, жизнью, но ведь мы никакой другой лучшей жизни не знаем и не можем знать, и потому жизнь, какая бы она ни была, есть
высшее, доступное нам, благо.
Быть довольным провидением (хотя бы оно предназначило нам сейчас в нашей земной жизни самый трудный путь) в
высшей степени важно и для того, чтобы не терять среди тягостной жизни мужества, и, главное, для того, чтобы, не сваливая вину на судьбу, не упускать из виду нашей собственной вины, которая и есть единственная причина всех
зол.
Слова эти великие. Для того, чтобы человеку не пришлось ненавидеть людей и делать им
зло только потому, что они живут в отмежеванной от нашей части земли и признают над собой власть тех, а не других людей, всякому человеку надо помнить, что границы земельные и разные власти — это дела людские, а что перед богом мы все жители одной и той же земли и все под
высшей властью не людской, а закона божьего.
Всякий человек знает, что всякое насилие
зло. И вот, чтобы отучить людей от насилия, мы ничего лучше не можем придумать, как то, что мы, люди, требующие к себе
высшего уважения, делаем для этой дели самые жестокие насилия: тюрьмы, казни.
В системе Плотина посредствующую роль между Единым и миром играет νους [Нус (греч. — ум, разум) — одна из основных категорий античной философии, разработанная Анаксагором и последующими философами.], образующий второе и не столь уже чистое единство — мышления и бытия, а непосредственным восприемником влияний νους служит Мировая Душа, имеющая
высший и низший аспект, и она изливается уже в не имеющую подлинного бытия, мэоническую (μη δν) и потому
злую материю.
Для гуманности совсем не существует греха, а
зло она знает только как следствие плохой общественности; для христианства социальное
зло есть лишь одно из проявлений
зла космического, и притом не
высшее, не предельное.
Столь же в бемовском духе развито и следующее объяснение мирового
зла и несовершенства из божественной полноты: «На вопрос, почему Бог не создал всех людей таким образом, чтобы они руководствовались одним только разумом, у меня нет другого ответа, кроме следующего: конечно, потому что у него было достаточно материала для сотворения всего, от самой
высшей степени совершенства до самой низшей; или, прямее говоря, потому, что законы природы его настолько обширны, что их было достаточно для произведения всего, что только может представить себе бесконечный ум» (ib., 62)134.].
Напротив, в платонизме понимание тела как
зла, оков и темницы для духа (выраженное с наибольшей силой в «Федоне» и отчасти «Федре») еще борется с более положительным к нему отношением, которое
высшего напряжения достигает в платоновской эротике.
При выборе предмета для своих вдохновений искусство обладает
высшей свободой безгрешности, находится по ту сторону добра и
зла.
«Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той
высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность
зла, несчастья и горя».
Глубокое отъединение, глубокая вражда лежит между мужчиною и женщиною. В душах — любовь к мучительству и мученичеству, жажда власти и жажда унижения, — все, кроме способности к слиянному общению с жизнью. Душа как будто заклята
злым колдуном. Горячо и нежно загораются в ней светлые огоньки любви, но наружу они вырываются лишь темными взрывами исступленной ненависти.
Высшее счастье любви — это мучить и терзать любимое существо.
Я, сын благородных родителей, христианин, получивший
высшее образование, по природе не
злой и не глупый, не чувствовал ни малейшего беспокойства, когда платил женщинам, как говорят немцы, Blutgeld или когда провожал гимназисток оскорбительными взглядами…
Если то, что «по ту сторону добра и
зла», я ставлю выше того, что «по сю сторону добра и
зла», то я различаю «
высшее» и «низшее», я осуждаю, оцениваю, противополагаю.
Высшая ценность лежит по ту сторону добра и
зла.
Во имя
высших целей добра, истины, веры, во имя Бога люди делаются жестокими,
злыми, бессердечными, беспощадными, ничего не способными понять в других людях, никому и ничему не сочувствующими.
Но те, которые являются орудием обнаружения неотвратимых последствий греха, кто ввергает в огонь
зло и карает преступление, совсем не являются носителями
высшего добра и сплошь и рядом сами являются такими же грешными,
злыми и преступными.
К целостности, которая недоступна для сознания, к просветлению своей природы, к блаженству в Боге человек идет через раздвоение, через несчастье и боль, к
высшему благу идет через опыт
зла.
Человек наряду с законническим, нормативным моральным миром, который закончен и к которому ничего нельзя прибавить, создает себе, воображает мир
высший, свободный, прекрасный, лежащий по ту сторону обыденного добра и
зла.
Греховная диалектика человеческих чувств всегда так ужасна, что она способна все чувства, обладающие
высшей ценностью, превратить в ложь и
зло.
Есть два разных добра — добро в условиях греховного мира, добро посюстороннее, внутри различения добра и
зла оценивающее и судящее, и добро как достижение
высшего качества жизни, добро потустороннее, не оценивающее и не судящее, а изливающее свет.
Зло есть возврат к небытию, отказ от миротворения, и вместе с тем
зло имеет положительное значение, потому что оно вызывает
высшую творческую силу добра для своего преодоления.
И вольная смерть Его, порожденная
злом мира, есть благо и
высшая ценность.
«По ту сторону добра и
зла» у него все-таки открывается
высшая мораль.
Положительный смысл
зла в том, что оно есть испытание свободы и что свобода,
высшее достоинство твари, предполагает возможность
зла.
«Жизнь» есть
высшее благо и верховная ценность, «добро» есть все, что доводит «жизнь» до максимума, «
зло» есть все, что умаляет «жизнь» и ведет к смерти и небытию.
Быть социалистом в то время значило требовать экономических реформ, презирать либерализм, видеть главное
зло в развитии капиталистической индустрии, разрушающей зачатки
высшего типа общества в крестьянском укладе жизни.
Наша цель была показать из правдивых записей современника тридцатых годов, что ядовитые отравы, приписываемые только новейшему «послереформенному времени», имели место и значение в русской жизни и в то прекрасное время, которое зовут «глухою порою», но действовали тогда эти отравы еще
злее и хуже, — по преимуществу в
высших сферах общества, где эти отравы вошли в первое употребление и оттуда сообщились низшим.
Избавление от
зла есть избавление от материи, отделение от нее
высшего начала.