Неточные совпадения
В системе Плотина посредствующую роль между Единым и миром играет νους [Нус (греч. — ум, разум) — одна из основных категорий античной философии, разработанная Анаксагором и последующими философами.], образующий второе и не столь уже чистое единство — мышления и бытия, а непосредственным восприемником влияний νους служит Мировая Душа, имеющая
высший и низший аспект, и она изливается уже в не имеющую подлинного бытия, мэоническую (μη δν) и потому
злую материю.
Столь же в бемовском духе развито и следующее объяснение мирового
зла и несовершенства из божественной полноты: «На вопрос, почему Бог не создал всех людей таким образом, чтобы они руководствовались одним только разумом, у меня нет другого ответа, кроме следующего: конечно, потому что у него было достаточно материала для сотворения всего, от самой
высшей степени совершенства до самой низшей; или, прямее говоря, потому, что законы природы его настолько обширны, что их было достаточно для произведения всего, что только может представить себе бесконечный ум» (ib., 62)134.].
Напротив, в платонизме понимание тела как
зла, оков и темницы для духа (выраженное с наибольшей силой в «Федоне» и отчасти «Федре») еще борется с более положительным к нему отношением, которое
высшего напряжения достигает в платоновской эротике.
При выборе предмета для своих вдохновений искусство обладает
высшей свободой безгрешности, находится по ту сторону добра и
зла.
Для гуманности совсем не существует греха, а
зло она знает только как следствие плохой общественности; для христианства социальное
зло есть лишь одно из проявлений
зла космического, и притом не
высшее, не предельное.
Неточные совпадения
Всё это делалось не потому, что кто-нибудь желал
зла Левину или его хозяйству; напротив, он знал, что его любили, считали простым барином (что есть
высшая похвала); но делалось это только потому, что хотелось весело и беззаботно работать, и интересы его были им не только чужды и непонятны, но фатально противоположны их самым справедливым интересам.
Он — я его изучил, — он мрачный, мнительный, может быть, он очень добрый, пусть его, но зато в
высшей степени склонный прежде всего во всем видеть
злое (в этом, впрочем, совершенно как я!).
История всегда любила оправдывать
зло для своих
высших целей (хитрость разума у Гегеля).
Жестокая судьба государства есть в конце концов судьба человека, его борьба с хаотическими стихиями в себе и вокруг себя, с изначальным природным
злом, восхождение человека к
высшему и уже сверхгосударственному бытию.
Люди духа иногда с легкостью отворачиваются от войны, как от чего-то внешне-материального, как чуждого
зла, насильственно навязанного, от которого можно и должно уйти в
высшие сферы духовной жизни.