То же происходит и теперь в нашем человечестве при переходе, переживаемом нами, от языческого жизнепонимания к христианскому. Общественный человек нашего времени приводится самою жизнью к необходимости отречься от языческого понимания жизни, не свойственного теперешнему
возрасту человечества, и подчиниться требованиям христианского учения, истины которого, как бы они ни были извращены и перетолкованы, все-таки известны ему и одни представляют разрешение тех противоречий, в которых он путается.
Средство избавления от этого бедственного положения, и средство не фантастическое, не искусственное, а самое естественное, состоит в усвоении людьми христианского мира открытого им 19 веков тому назад высшего, соответствующего теперешнему
возрасту человечества понимания жизни и вытекающего из него руководства поведения, то есть христианского учения в его истинном смысле.
Неточные совпадения
— Нет, почему же — чепуха? Весьма искусно сделано, — как аллегория для поучения детей старшего
возраста. Слепые — современное
человечество, поводыря, в зависимости от желания, можно понять как разум или как веру. А впрочем, я не дочитал эту штуку до конца.
Те, которые не могут, те останутся доживать свой век, как образчики прекрасного сна, которым дремало
человечество. Они слишком жили фантазией и идеалами, чтоб войти в разумный американский
возраст.
Человечество вступило в
возраст, когда в религии элемент устрашающий и грозящий жестокими карами оказывается лишь на руку воинствующему безбожию.
Если бы жизнь отдельного человека при переходе от одного
возраста к другому была бы вполне известна ему, ему незачем бы было жить. То же и с жизнью
человечества: если бы у него была программа той жизни, которая ожидает его при вступлении в новый
возраст его, то это было бы самым верным признаком того, что оно не живет, не движется, а толчется на месте.
Это-то и происходит в деле перехода
человечества от одного
возраста к другому, которое мы переживаем теперь.
Человечество выросло из своего общественного, государственного
возраста и вступило в новый. Оно знает то учение, которое должно быть положено в основу жизни этого нового
возраста, но по инерции продолжает держаться прежних форм жизни. Из этого несоответствия жизнепонимания с практикой жизни вытекает ряд противоречий и страданий, отравляющих нашу жизнь и требующих ее изменения.
Точно так же и теперь христианское учение представляется людям общественного или языческого миросозерцания в виде сверхъестественной религии, тогда как в действительности в нем нет ничего ни таинственного, ни мистического, ни сверхъестественного; а оно есть только учение о жизни, соответствующее той степени материального развития, тому
возрасту, в котором находится
человечество и которое поэтому неизбежно должно быть принято им.
Различие в этом отношении отдельного человека от всего
человечества состоит в том, что, тогда как отдельный человек в определении, свойственного тому новому периоду жизни, в который он вступает, понимания жизни и вытекающей из него деятельности пользуется указаниями прежде живших его людей, переживших уже тот
возраст, в который он вступает,
человечество не может иметь этих указаний, потому что оно всё подвигается по не исследованному еще пути и не у кого спросить, как надо понимать жизнь и действовать в тех новых условиях, в которые оно вступает и в которых еще никто никогда не жил.
Начинается эта гипнотизация с первого
возраста в нарочно для того устроенных и обязательных школах, в которых внушают детям воззрения на мир, свойственные их предкам и прямо противоречащие современному сознанию
человечества.
И как в жизни отдельного человека бывают такие времена, когда ребенок становится юношей и не может уже жить попрежнему, и юноша становится зрелым мужем, и зрелый муж стариком, так и всё
человечество переживает разные
возрасты.
Вера в то, что то, что нам выгодно и приятно, истинно само в себе, есть естественное свойство как детей, так и
человечества в его детском
возрасте.
Как движется жизнь отдельного человека от
возраста к
возрасту, так точно движется и жизнь всего
человечества.
Нельзя, познав христианское учение идеала, делать так, как будто мы не знаем его, и заменять его внешними определениями. Христианское учение идеала открыто
человечеству именно потому, что оно может руководить его в теперешнем
возрасте.
Иногда ей приходила мысль, что различие это происходит от
возраста; но она чувствовала, что была виновата перед ним и в душе своей обещала себе исправиться и сделать невозможное — т. е. в этой жизни любить и своего мужа, и детей, и Николиньку и всех ближних так, как Христос любил
человечество.
И как изменения эти для отдельного человека совершаются так постепенно, что никогда нельзя указать тот час, день, месяц, когда ребенок перестал быть ребенком, а стал юношей, и юноша мужем, а между тем мы всегда безошибочно знаем, когда переходы эти уже совершились, так точно мы и не можем никогда указать на те годы, когда
человечество или известная часть его пережила один религиозный
возраст и вступило в другой, следующий; но так же, как мы знаем про бывшего ребенка, что он стал юношей, мы знаем и про
человечество или часть его, что оно пережило один и вступило в другой, высший, религиозный
возраст, когда переход этот уже совершился.