Неточные совпадения
Размешайте заряд пороху в чарке сивухи,
духом выпейте, и все пройдет — не будет и лихорадки; а на рану, если она не слишком
велика, приложите просто земли, замесивши ее прежде слюною на ладони, то и присохнет рана.
Толпились перед ним, точно живые, тени других
великих страдалиц: русских цариц, менявших по воле мужей свой сан на сан инокинь и хранивших и в келье
дух и силу; других цариц, в роковые минуты стоявших во главе царства и спасавших его…
И мужья, преклоняя колена перед этой новой для них красотой, мужественнее несли кару. Обожженные, изможденные трудом и горем, они хранили величие
духа и сияли, среди испытания, нетленной красотой, как
великие статуи, пролежавшие тысячелетия в земле, выходили с язвами времени на теле, но сияющие вечной красотой
великого мастера.
Пришла в голову Райскому другая царица скорби,
великая русская Марфа, скованная, истерзанная московскими орлами, но сохранившая в тюрьме свое величие и могущество скорби по погибшей славе Новгорода, покорная телом, но не
духом, и умирающая все посадницей, все противницей Москвы и как будто распорядительницей судеб вольного города.
Великий творец всегда индивидуален, никому и ничему не подчинен и в своем индивидуальном творчестве выражает
дух народа; он даже гораздо более выражает
дух своего народа, чем сам народ в своей коллективной жизни.
В России давно уже нарождалось пророческое чувствование того, что настанет час истории, когда она будет призвана для
великих откровений
духа, когда центр мировой духовной жизни будет в ней.
Такое направление германского
духа определилось еще в мистике Экхардта, оно есть у Лютера и в протестантизме, и с большой силой обнаруживается и обосновывается в
великом германском идеализме, у Канта и Фихте, и по-другому у Гегеля и Гартмана.
В германском
духе нет безграничности — это в своем роде
великий и глубокий
дух, но ограниченный, отмеренный
дух, в нем нет славянской безмерности и безгранности.
В христианской истории нет одного избранного народа Божьего, но разные народы в разное время избираются для
великой миссии, для откровений
духа.
Мы должны сознать, что русский мессианизм не может быть претензией и самоутверждением, он может быть лишь жертвенным горением
духа, лишь
великим духовным порывом к новой жизни для всего мира.
Нам, русским, необходимо духовное воодушевление на почве осознания
великих исторических задач, борьба за повышение ценности нашего бытия в мире, за наш
дух, а не на почве того сознания, что немцы злодеи и безнравственны, а мы всегда правы и нравственно выше всех.
Без
великой ответственности и дерзновения личного
духа не может осуществляться развитие народного
духа.
Такие
великие явления мировой культуры, как греческая трагедия или культурный ренессанс, как германская культура XIX в. или русская литература XIX в., совсем не были порождениями изолированного индивидуума и самоуслаждением творцов, они были явлением свободного творческого
духа.
Но в глубине русского народа есть живой
дух, скрыты
великие возможности.
Мистика должна войти в глубь
духа, как то и было у всех
великих мистиков.
Достоевский в легенде о «
Великом Инквизиторе» провозгласил неслыханную свободу
духа, абсолютную религиозную свободу во Христе.
Национализм может быть чистым западничеством, евреизацией России, явлением партикуляристическим по своему
духу, не вмещающим никакой
великой идеи о России, неведующим России, как некоего
великого Востока.
Это не мешает нам ценить
великие явления германского
духа, питаться ими, как и всем
великим в мире.
Кроткий отец иеромонах Иосиф, библиотекарь, любимец покойного, стал было возражать некоторым из злословников, что «не везде ведь это и так» и что не догмат же какой в православии сия необходимость нетления телес праведников, а лишь мнение, и что в самых даже православных странах, на Афоне например,
духом тлетворным не столь смущаются, и не нетление телесное считается там главным признаком прославления спасенных, а цвет костей их, когда телеса их полежат уже многие годы в земле и даже истлеют в ней, «и если обрящутся кости желты, как воск, то вот и главнейший знак, что прославил Господь усопшего праведного; если же не желты, а черны обрящутся, то значит не удостоил такого Господь славы, — вот как на Афоне, месте
великом, где издревле нерушимо и в светлейшей чистоте сохраняется православие», — заключил отец Иосиф.
На закате дней своих он убеждается ясно, что лишь советы
великого страшного
духа могли бы хоть сколько-нибудь устроить в сносном порядке малосильных бунтовщиков, «недоделанные пробные существа, созданные в насмешку».
— Страшные словеса ваши! А что,
великий и блаженный отче, — осмеливался все больше и больше монашек, — правда ли, про вас
великая слава идет, даже до отдаленных земель, будто со Святым
Духом беспрерывное общение имеете?
В нужде, в работе, лишенные теплой одежды, а иногда насущного хлеба, они умели выходить, вскормить целую семью львенков; отец передал им неукротимый и гордый
дух свой, веру в себя, тайну
великих несчастий, он воспитал их примером, мать — самоотвержением и горькими слезами.
Великие слова, заключающие в себе целый мир новых отношений между людьми, — мир здоровья, мир
духа, мир красоты, мир естественно-нравственный и потому нравственно чистый.
— А вам, тетенька, хочется, видно, поговорить, как от господ плюхи с благодарностью следует принимать? — огрызался Ванька-Каин, — так, по-моему, этим добром и без того все здесь по горло сыты! Девушки-красавицы! — обращался он к слушательницам, — расскажу я вам лучше, как я однова ездил на Моховую, слушать музыку
духовую… — И рассказывал. И, к
великому огорчению Аннушки, рассказ его не только не мутил девушек, но доставлял им видимое наслаждение.
Но и это царство очень несовершенной свободы кончается, ее нет уже на Западе, мир все более порабощается
духом Великого Инквизитора.
Были в человеческом мире пророки, апостолы, мученики, герои, были люди мистических созерцаний, были бескорыстно искавшие истину и служившие правде, были творившие подлинную красоту и сами прекрасные, были люди
великого подъема, сильные
духом.
И я видел в истории христианства и христианских церквей постоянное отречение от свободы
духа и принятие соблазнов
Великого Инквизитора во имя благ мира и мирового господства.
Фашистские движения на Западе подтверждали эту мысль, они стоят под знаком
Великого Инквизитора — отказ от свободы
духа во имя хлеба.
Отречение от бесконечной свободы
духа было для меня отречением от Христа и от христианства, принятием соблазна
Великого Инквизитора.
Меня связывала со многими представителями русской религиозной мысли начала XX века
великая надежда, что возможно продолжение откровения в христианстве, новое излияние
Духа Святого.
Я увидел, что в самом революционном социализме можно обнаружить
дух Великого Инквизитора.
Но сейчас я остро сознаю, что, в сущности, сочувствую всем
великим бунтам истории — бунту Лютера, бунту разума просвещения против авторитета, бунту «природы» у Руссо, бунту французской революции, бунту идеализма против власти объекта, бунту Маркса против капитализма, бунту Белинского против мирового
духа и мировой гармонии, анархическому бунту Бакунина, бунту Л. Толстого против истории и цивилизации, бунту Ницше против разума и морали, бунту Ибсена против общества, и самое христианство я понимаю как бунт против мира и его закона.
Но в нем было что-то ренессанское, и в этом на него не походит вся
великая русская литература XIX в., совсем не ренессанская по
духу.
Сам
Великий Инквизитор хочет дать миллиону миллионов людей счастье слабосильных младенцев, сняв с них непосильное бремя свободы, лишив их свободы
духа [См. мою книгу «Миросозерцание Достоевского», в основу которой положено истолкование «Легенды о
Великом Инквизиторе».].
Зачем заботиться о приобретении познаний, когда наша жизнь и общество в противоборстве со всеми
великими идеями и истинами, когда всякое покушение осуществить какую-нибудь мысль о справедливости, о добре, о пользе общей клеймится и преследуется, как преступление?» «Везде насилия и насилия, стеснения и ограничения, — нигде простора бедному русскому
духу.
Великий Инквизитор принимает три искушения, отвергнутые Христом в пустыне, отрицает свободу
духа и хочет сделать счастливыми миллионы миллионов младенцев.
Это христианское освобождение человеческой личности от естества привело к временной смерти
великого Пана, к механизации природы, к изгнанию пугающих
духов природы.
Все
великое в науке сотворено
духом непосредственного, проникающего в объективность природы реализма, а не рефлектирующего, гносеологического идеализма, не наука предполагает гносеологию, а гносеология предполагает науку.
Да
великий Гете остается представителем истинно научного
духа, полного здорового объективизма, реализма, интуитивизма, врагом болезненного субъективизма и критицизма.
Вот почему исследования Гюисманса о литургике, о готике, о религиозной символике связаны с самым существом культуры, в них чувствуется
дух великой, не измельчавшей и не оскопленной культуры.
Дух дышит, где хочет, и гностический дар
великих философов и мистиков был дар боговдохновенный.
Средние века не есть эпоха варварства и тьмы; этот старый взгляд давно уже оставлен культурными историками, наоборот, это эпоха
великого напряжения
духа,
великого томления по абсолютному, неустанной работы мысли, это эпоха культурная и творческая, но не дневного творчества, а ночной культуры.
На вече весь течет народ;
Престол чугунный разрушает,
Самсон как древле сотрясает
Исполненный коварств чертог;
Законом строит твердь природы,
Велик,
велик ты,
дух свободы,
Зиждителен, как сам есть бог!
И не зная даже имени его, вы смеетесь над формой его, по примеру Вольтерову, над копытами, хвостом и рогами его, вами же изобретенными; ибо нечистый
дух есть
великий и грозный
дух, а не с копытами и с рогами, вами ему изобретенными.
Эта эпоха возрождения с людьми, не получившими в наследие ни одного гроша, не взявшими в напутствие ни одного доброго завета, поистине должна считаться одною из
великих, поэтических эпох нашей истории. Что влекло этих сепаратистов, как не чувство добра и справедливости? Кто вел их? Кто хоть на время подавил в них
дух обуявшего нацию себялюбия, двоедушия и продажности?
— За то, что помогаешь
великому нашему делу, спасибо! — говорил он. — Когда человек может назвать мать свою и по
духу родной — это редкое счастье!
Настанет время, и
великая вера в свое Я осенит, как огненные языки святого
духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни зависти.
Вы — ответственный редактор
«Русской мысли» — важный пост!
В жизни — мысль
великий фактор,
В ней народов мощь и рост.
Но она — что конь упрямый:
Нужен верный ездовой,
Чтоб он ровно шел и прямо,
Не мечася, как шальной.
Русский
дух им должен править:
Есть у вас он, то легко
Вам журнал свой и прославить,
И поставить высоко.
Если ему и давали тему — он исполнял только ту, которая ему по душе. Карикатурист 60-х годов, он был напитан тогдашним
духом обличения и был беспощаден, но строго лоялен в цензурном отношении: никогда не шел против властей и не вышучивал начальство выше городового. Но зато уж и тешил свое обличающее сердце, — именно сердце, а не ум — насчет тех, над которыми цензурой глумиться не воспрещалось, и раскрыть подноготную самодура-купца или редактора газеты считал для себя
великим удовольствием.
Державство этому, поверьте, нисколько не помеха, ибо я не знаю ни одного государственного учреждения, которое не могло бы быть сведено к
духу евангелия; мудрые государственные строители: Хименесы [Хименес Франциско (1436—1517) — испанский государственный деятель, с 1507 года кардинал и
великий инквизитор.], святые Бернарды [св. Бернард Клервосский (1090—1153) — деятель католической церкви аскетического направления.], святые Людовики [св. Людовик — король Франции в 1226—1270 годах, известный под именем Людовика IX.], Альфреды [св. Альфред.