Неточные совпадения
Католическое обличье легенды мне представлялось второстепенным. «
Великий Инквизитор» — мировое начало, принимающее самые разнообразные формы, по видимости самые противоположные — католичества и авторитарной
религии вообще, коммунизма и тоталитарного государства.
В действительности «Легенда о
Великом Инквизиторе» наносит страшные удары всякому авторитету и всякой власти, она бьет по царству кесаря не только в католичестве, но и в православии и во всякой
религии, так же как в коммунизме и социализме.
Великий Инквизитор принимает все три искушения, их принимает католичество, как принимает всякая авторитарная
религия, всякий империализм и атеистический социализм и коммунизм.
Поэтому весь гуманистический, освободительный процесс двойствен: он заключал в себе
великую правду, часть
религии богочеловечества, и
великую ложь, часть образующейся
религии человеческого самообоготворения.
Гегель был последним
великим гностиком; он обоготворил философию, превратил ее в
религию.
В древности открывается
великая мудрость, а не пустота, и
религию начинают изучать религиозно.
— Живопись всегда стояла около
великой идеи
религии, — этого только в России не знают!
— Потому что, — кричал Рагуза, — в мире нет
великих идей! Когда была
религия всеми почитаема — живопись стояла около
религии…
— Общее — устроить себе свою
религию и мораль… В сознании людей существует известное число
великих истин, которые и уподобьте вы в вашем воображении цветным, прозрачным камешкам калейдоскопа. Вам известен этот инструмент?
— Если вы знакомы с историей
религий, сект, философских систем, политических и государственных устройств, то можете заметить, что эти прирожденные человечеству
великие идеи только изменяются в своих сочетаниях, но число их остается одинаким, и ни единого нового камешка не прибавляется, и эти камешки являются то в фигурах мрачных и таинственных, — какова
религия индийская, — то в ясных и красивых, — как вера греков, — то в нескладных и исковерканных представлениях разных наших иноверцев.
— Друг мой, — отвечала ma tante, — я знаю, потеря твоя
велика. Но даже и в самом страшном горе у нас есть всегда верное пристанище — это
религия!
Издание этой книги сопровождалось появлением множества других произведений Овэна, рассуждавших о различных предметах — о
религии, о браке, о личной собственности, о народном воспитании, о занятиях работников; за этими произведениями, если их хорошо поймут, признано будет
великое значение не только для Англии, но и для всего остального мира.
Всякая
великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. Первая ступень: «Это так нелепо, что не стоит и обсуждать». Вторая ступень: «Это безнравственно и противно
религии». Третья ступень: «Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это».
Христос
великий учитель. Он проповедовал истинную всеобщую
религию любви к богу и человеку. Но не надо думать, что у бога не могут быть такие же и даже еще более
великие учителя. Если мы будем думать так, мы этим не уменьшим величия Христа, а только признаем величие бога. Если же мы будем думать, что после Христа бог уже не будет больше прямо открываться людям, то с новыми
великими учителями, когда они придут, случится то же, что было с Христом: побьют живого пророка для того, чтобы боготворить умершего.
И если мы не можем отрицать положительного религиозного содержания в язычестве, то еще меньше мы имеем к тому основания относительно
великих мировых
религий, по-своему взыскующих Бога и духовно согревающих свою паству.
Геффдинг говорит в своей «Философии
религии»: «Некогда
религия была тем огненным столпом, который шествовал впереди человеческого рода, указывая ему путь в его
великом историческом шествии. Теперь она все более и более превращается в лазарет, следующий за походом, подбирающий усталых и раненых».
Но этот дух
Великого Инквизитора я видел справа и слева, в авторитарной
религии и государственности и в авторитарном революционном социализме.
Религия социализма говорит словами
Великого Инквизитора: «Все будут счастливы, все миллионы людей».
Стр. 87. Анахарсисы — т. е. нигилисты, люди крайних воззрений (по имени Жана-Батиста Клоотса (Анахарсиса), аристократа, деятеля
Великой Французской революции, известного своими экстремистскими выступлениями против христианства и всех
религий).
Великого Инквизитора возмущает аристократизм
религии Христа.
Это
религия избранников,
религия «десяти тысяч
великих и сильных».
Великая княгиня Софья слишком строго держалась правосудия, чтобы стать орудием Рима. Не в
религии, а в политике проявилось ее влияние.
Так это в шигалевщине и в планах Петра Верховенского, как и в учении
Великого Инквизитора, который ведь под маской католичества проповедует
религию социализма,
религию хлеба земного, социального муравейника.
Там есть уже идейная диалектика «Легенды о
Великом Инквизиторе», в которой утверждается
религия свободы.
На могиле двух
великих идей — Бога и человека (христианство —
религия Богочеловека и Богочеловечества), восстает образ чудовища, убивающего Бога и человека, образ грядущего человекобога, сверхчеловека, антихриста.
Схариа умел этого так остеречь в деле
религии, что он, боясь в молодом человеке нескромности, свойственной его летам и опасной по близости его к
великому князю, никогда не говорил с Антоном о предметах религиозных.
Система социализма как
религии противоположной христианству, подобно системе
Великого Инквизитора, основана на неверии в Истину и Смысл.
Поговаривали, что следовало бы его снять, но слишком мало было на заводе людей, а ненависть его к
религии была, правда, очень
велика.
Король прусский посылает свою жену заискивать милости
великого человека; император Австрии считает за милость то, что человек этот принимает в свое ложе дочь Кесарей; папа, блюститель святыни народов, служит своею
религией возвышению
великого человека.