Неточные совпадения
Стародум(
целуя сам ее руки). Она в твоей душе. Благодарю Бога, что в самой тебе нахожу твердое основание твоего счастия. Оно не будет зависеть ни от знатности, ни от богатства. Все это прийти к тебе может; однако для тебя есть счастье всего этого больше. Это то, чтоб чувствовать себя достойною всех
благ, которыми ты можешь наслаждаться…
Он не мог согласиться с этим, потому что и не видел выражения этих мыслей в народе, в среде которого он жил, и не находил этих мыслей в себе (а он не мог себя ничем другим считать, как одним из людей, составляющих русский народ), а главное потому, что он вместе с народом не знал, не мог знать того, в чем состоит общее
благо, но твердо знал, что достижение этого общего
блага возможно только при строгом исполнении того закона добра, который открыт каждому человеку, и потому не мог желать войны и проповедывать для каких бы то ни было общих
целей.
Кровля пуще всего говорит сердцу путешественника, и притом красная: это
целая поэма, содержание которой — отдых, семья, очаг — все домашние
блага. Кто не бывал Улиссом на своем веку и, возвращаясь издалека, не отыскивал глазами Итаки? «Это пакгауз», — прозаически заметил кто-то, указывая на дразнившую нас кровлю, как будто подслушав заветные мечты странников.
Этим объяснялось для Нехлюдова то удивительное явление, что самые кроткие по характеру люди, неспособные не только причинить, но видеть страданий живых существ, спокойно готовились к убийствам людей, и все почти признавали в известных случаях убийство, как орудие самозащиты и достижения высшей
цели общего
блага, законным и справедливым.
Тот взгляд на жизнь, который я называю историческим лишь в противоположность частному и который, в сущности, религиозный, — ценности ставит выше
блага, он принимает жертвы и страдания во имя высшей жизни, во имя мировых
целей, во имя человеческого восхождения.
Цель жизни народов — не
благо и благополучие, а творчество ценностей, героическое и трагическое переживание своей исторической судьбы.
— Эх! — сказал он, — давайте-ка о чем-нибудь другом говорить или не хотите ли в преферансик по маленькой? Нашему брату, знаете ли, не след таким возвышенным чувствованиям предаваться. Наш брат думай об одном: как бы дети не пищали да жена не бранилась. Ведь я с тех пор в законный, как говорится, брак вступить успел… Как же… Купеческую дочь взял: семь тысяч приданого. Зовут ее Акулиной; Трифону-то под стать. Баба, должен я вам сказать, злая, да
благо спит
целый день… А что ж преферанс?
До слуха моего долетали слова Евангелия: «Иго бо мое
благо, и бремя мое легко есть…» Обыкновенно молебен служили для десяти — двенадцати богомольцев разом, и последние,
целуя крест, клали гробовому иеромонаху в руку, сколько кто мог.
Гнет позитивизма и теории социальной среды, давящий кошмар необходимости, бессмысленное подчинение личности
целям рода, насилие и надругательство над вечными упованиями индивидуальности во имя фикции
блага грядущих поколений, суетная жажда устроения общей жизни перед лицом смерти и тления каждого человека, всего человечества и всего мира, вера в возможность окончательного социального устроения человечества и в верховное могущество науки — все это было ложным, давящим живое человеческое лицо объективизмом, рабством у природного порядка, ложным универсализмом.
Человеческий род механически подчинил себе человека, поработил его своим
целям, заставил служить его своему
благу, навязал ему свое общее и как бы объективное сознание.
Но для того чтоб успешнее достигнуть общей
цели, т. е. увеличить сумму общего
блага, люди принимают известный образ действий и гарантируют его какими-нибудь постановлениями, воспрещающими самовольную помеху общему делу с чьей бы то ни было стороны.
Лизу теперь бросило на работу:
благо, глаза хорошо служили. Она не покидала иголки
целый день и только вечером гуляла и читала в постели. Не только трудно было найти швею прилежнее ее, но далеко не всякая из швей могла сравниться с нею и в искусстве.
Богу
целый час молилась. как он ушел, чтоб на
благую мысль его навел.
И вот теперь, скованный недугом, он видит перед собой призраки прошлого. Все, что наполняло его жизнь, представляется ему сновидением. Что такое свобода — без участия в
благах жизни? Что такое развитие — без ясно намеченной конечной
цели? Что такое Справедливость, лишенная огня самоотверженности и любви?
Отделял ли в то время Имярек государство от общества — он не помнит; но помнит, что подкладка, осевшая в нем вследствие недавних сновидений, не совсем еще была разорвана, что она оставила по себе два существенных пункта: быть честным и поступать так, чтобы из этого выходила наибольшая сумма общего
блага. А чтобы облегчить достижение этих задач на арене обязательной бюрократической деятельности, — явилась на помощь и
целая своеобразная теория.
Идея общего
блага равно чужда и глупому человеку, и тупоумцу, но последний уже дошел до понимания личного
блага и, следовательно, получил определенную
цель для существования.
В противуположность племяннику, занимавшему в гостинице
целое отделение, хоть и глупо, но роскошно убранное, — за которое, впрочем, Ченцов, в ожидании будущих
благ, не платил еще ни копейки, — у Егора Егорыча был довольно темный и небольшой нумер, состоящий из двух комнат, из которых в одной помещался его камердинер, а в другой жил сам Егор Егорыч.
Ехал Серебряный, понуря голову, и среди его мрачных дум, среди самой безнадежности светило ему, как дальняя заря, одно утешительное чувство. То было сознание, что он в жизни исполнил долг свой, насколько позволило ему умение, что он шел прямою дорогой и ни разу не уклонился от нее умышленно. Драгоценное чувство, которое, среди скорби и бед, как неотъемлемое сокровище, живет в сердце честного человека и пред которым все
блага мира, все, что составляет
цель людских стремлений, — есть прах и ничто!
Я любил Богородицу; по рассказам бабушки, это она сеет на земле для утешения бедных людей все цветы, все радости — все
благое и прекрасное. И, когда нужно было приложиться к ручке ее, не заметив, как прикладываются взрослые, я трепетно
поцеловал икону в лицо, в губы.
Ни общество, ни государство, ни все люди никогда не просили тебя о том, чтобы ты поддерживал этот строй, занимая то место землевладельца, купца, императора, священника, солдата, которое ты занимаешь; и ты знаешь очень хорошо, что ты занял, принял свое положение вовсе не с самоотверженною
целью поддерживать необходимый для
блага людей порядок жизни, а для себя: для своей корысти, славолюбия, честолюбия, своей лени, трусости.
Дикарь признает жизнь только в себе, в своих личных желаниях.
Благо его жизни сосредоточено в нем одном. Высшее
благо для него есть наиполнейшее удовлетворение его похоти. Двигатель его жизни есть личное наслаждение. Религия его состоит в умилостивлении божества к своей личности и в поклонении воображаемым личностям богов, живущим только для личных
целей.
Противоречия сознания и вследствие этого бедственность жизни дошли до последней степени, дальше которой идти некуда. Жизнь, построенная на началах насилия, дошла до отрицания тех самых основ, во имя которых она была учреждена. Устройство общества на началах насилия, имевшее
целью обеспечение
блага личного, семейного и общественного, привело людей к полному отрицанию и уничтожению этих
благ.
Для достижения первой
цели конгресс обращается к учителям истории, к женщинам и к духовенству с советом проповедовать людям каждое 3-е воскресенье декабря зло войны и
благо мира; для достижения второй — конгресс обращается к правительствам, предлагая им разоружение и замену войны арбитрацией.
Оказалось, что
целью приезда старика было
благо и счастье той самой страны, на пользу которой он в свое время так много поревновал.
Одна любовь к ближнему, одна любовь к
благу должна быть
целью.
— Да будет по глаголу твоему, сосед! — сказал с улыбкою Кручина. — Юрий Дмитрич, — продолжал он, подойдя к Милославскому, — ты что-то призадумался… Помиримся! Я и сам виню себя, что некстати погорячился. Ты
целовал крест сыну, я готов присягнуть отцу — оба мы желаем
блага нашему отечеству: так ссориться нам не за что, а чему быть, тому не миновать.
Понятно, что, стремясь к этой
цели, люди, по самой сущности дела, сначала должны были от нее удалиться: каждый хотел, чтоб ему было хорошо, и, утверждая свое
благо, мешал другим; устроиться же так, чтоб один другому не мешал, еще не умели.
Вы заметьте: если
цель человечества —
благо, добро, любовь, как хотите; если
цель человечества есть то, что сказано в пророчествах, что все люди соединятся воедино любовью, что раскуют копья на серпы и т. д., то ведь достижению этой
цели мешает что?
Наука не стыдится говорить, что
цель ее — понять и объяснить действительность, потом применить ко
благу человека свои объяснения; пусть и искусство не стыдится признаться, что
цель его: для вознаграждения человека в случае отсутствия полнейшего эстетического наслаждения, доставляемого действительностью, воспроизвести, по мере сил, эту драгоценную действительность и ко
благу человека объяснить ее.
Намедни, когда мы не видались
целые два дня и на третий день встретились, мы уже было и схватились за шляпы, да
благо опомнились вовремя, опустили руки и с участием прошли друг подле друга.
Я напомню вам Монарха, ревностного к общему
благу, деятельного, неутомимого, который пылал страстию человеколюбия, хотел уничтожить вдруг все злоупотребления, сделать вдруг все добро, но который ни в чем не имел успеха и при конце жизни своей видел с горестию, что он государство свое не приблизил к
цели политического совершенства, а удалил от нее: ибо Преемнику для восстановления порядка надлежало все новости его уничтожить.
В особенности относительно законодательства она дала такие задатки своего мудрого попечения о
благе народа, что возбудила изумление
целой Европы.
Сатирические журналы иногда поражали тех, кто не заботился об общем
благе, кто разоряет народ. В это самое время вводились откупа, народ истощался рекрутскими наборами, бросал свои земли, не в состояний будучи платить за них слишком высокие подати, страдал от неурожая и дороговизны, бродил без работы, помирал с голоду
целыми тысячами.
Разумеется, тут
целая половина рассуждений заключалась в опровержении сочиненного нашими же писателями мнения о том, что гласность гибельна для
блага государства.
Для полного развития человека и
целого народа необходимы, — говорит он, — хорошее знание предметов, уменье хорошо мыслить о них и любовь к общему
благу.
Затем мы не понимаем, какая же нелюбовь к общему
благу может быть в
целом народе?
Как слышна искренность убеждений Гоголя в этом письме в великость своего труда как в
благую, свыше назначенную
цель всей своей жизни!
Он не думает ставить свое личное
благо в противоположность с этой
целью; подобная мысль, столь естественная в русском ученом дворянине Берсеневе, не может даже в голову прийти простому болгару.
Или нужно было признать Радищева человеком даровитым и просвещенным, и тогда можно от него требовать того, чего требует Пушкин; или видеть в нем до конца слабоумного представителя полупросвещения, и тогда совершенно [неуместно замечать, что лучше бы ему вместо «брани указать на
благо, которое верховная власть может сделать, представить правительству и умным помещикам способы к постепенному улучшению состояния крестьян, потолковать о правилах, коими должен руководствоваться законодатель, дабы, с одной стороны, сословие писателей не было притеснено, и мысль, священный дар божий, не была рабой и жертвой бессмысленной и своенравной управы, а с другой — чтоб писатель не употреблял сего божественного орудия к достижению
цели низкой или преступной»].
«Пускай вам не видно моей головы —
Я,
благо, живу без изъяна!
Опять меня
целым увидите вы,
Как выедем мы из тумана...
Законная
цель наук есть познание истин, служащих к
благу людей. Ложная
цель есть оправдание обманов, вносящих зло в жизнь человеческую. Такова юриспруденция, политическая экономия и в особенности философия и богословие.
Для животного
благо телесной жизни и вытекающее из этого продолжение рода есть высшая
цель жизни.
Жизнь моя — не моя, и потому и
целью ее не может быть только мое
благо:
целью ее может быть только то, чего хочет тот, кто послал меня в жизнь. Хочет же он любви всех ко всем, того самого, в чем и мое и общее
благо.
Учение Христа о том, что жизнь нельзя обеспечить, а надо всегда, всякую минуту быть готовым умереть, дает больше
блага, чем учение мира о том, что надо обеспечить свою жизнь, — дает больше
блага уже по одному тому, что неизбежность смерти и необеспеченность жизни остаются те же при учении мира и при учении Христа, но самая жизнь, по учению Христа, не поглощается уже вся без остатка праздным занятием мнимого обеспечения своей жизни, а становится свободна и может быть отдана одной свойственной ей
цели: совершенствованию своей души и увеличению любви к людям.
Поэтому желать надо только того, что согласно с общим
благом. Кто направит свою деятельность на такую
цель — приобретет себе
благо.
По истинному христианскому учению,
цель жизни —
благо, и
благо это получается здесь.
— Хорошенькая! — шепчет мне мой vis-à-vis старец, кивая на хорошенькую. — Г-м-м-м…хорррошенькая…Чёрт подери, хлороформу нет! Дал бы ей понюхать, да и
целуй во все лопатки!
Благо все спят!..
«То, что подлинно есть
благо по сущности своей, не есть ни начало, ни
цель, ни причина бытия, и не имеет отношения к тому, что является источником движения к причине бытия» [Migne, 90, col. 1177 (Diversa capita ad theologian! et oeconomiam spectantia deque virtute ac vitio, β).
И начало, и
цель всего, также и зла, есть
благо, ибо ради
блага и существует все, и
благое, и ему противоположное.
Откровение Бога, согласно
целому ряду утверждений Беме, есть, прежде всего, самооткровение, открытие себя для себя самого: «без своего откровения Бог не был бы известен самому себе» [«…von dem unoffenbarten Gott, der ihm doch auch selber ohne siene Offenbarung nicht erkannt wäre» (Myst. magn., 24, δ 11).], а «так как вечное
благо не может (nicht mag) быть бесчувственным существом (ein inempfindlich Wesen), ибо иначе оно не было бы открыто самому себе, то оно вводит себя в наслаждение (Lust) в себе самом» [Ibid., 12, § 4.].