Неточные совпадения
Это философское
познание и осмысливание не есть память о бывшем, это есть творческий
акт, совершаемый в мгновении настоящего.
Я готов себя сознать романтиком вот по каким чертам: примат субъекта над объектом, противление детерминизму конечного и устремление к бесконечному, неверие в достижение совершенства в конечном, интуиция против дискурсии, антиинтеллектуализм и понимание
познания как
акта целостного духа, экзальтация творчества в человеческой жизни, вражда к нормативизму и законничеству, противоположение личного, индивидуального власти общего.
Я не задаюсь целью обнаружить себя в сыром виде, обнажить себя, я задаюсь целью совершить
акт экзиcтенциального философского
познания о себе, осмыслить свой духовный путь.
Бытие ни в каком смысле не зависит от мышления и
познания, оно предшествует самому первоначальному познавательному
акту, оно скрыто за самим этим познавательным
актом.
Эта наличность несомненна в том случае, когда содержание
познания «дано» мне, а не произведено деятельностью, которая чувствуется мною как «мое» субъективное усилие, когда содержание знания присутствует и развивается в
акте знания само собою, а я только следую за ним, сосредоточивая на нем внимание и дифференцируя его путем сравнения».
Акт знания не есть
акт волевого избрания, [Школа Виндельбандта и Риккерта ошибочно усматривает в
познании свободное избрание и тем этизирует гносеологию.] и потому
акт знания испытывается как что-то твердое и обязательное, тут почва не колеблется.
Христианский гнозис требует
акта самоотречения, отречения от гностической гордости, от притязаний разумного
познания.
С. 581 750.], говорит о вере как установляющей бытие предмета и скрепляющей собой эмпирические показания и их логическую связь: согласно этому учению,
акт веры присутствует в каждом познавательном
акте [Эта теория подвергнута разбору проф. А. И. Введенским в его сборнике «Философские этюды» в очерке под заглавием: «Мистическая теория
познания Соловьева».].
И в этом
познании нет принципиальной разницы между его самым элементарным
актом и последними достижениями.
Я хочу сам познавать, а не предоставлять
познание гносеологическому субъекту или мировому разуму, хочу
познания, как творческого
акта человека.
Невозможно установить ценность как предмет
познания, если не произвести оценки, т. е. не совершить творческого духовного
акта.
Если мы возвысимся до духовного понимания
познания, то нам станет ясно, что
познание есть
акт, через который с самим бытием что-то происходит, приходит его просветление.
Но современный познающий, поставивший себя вне-бытия, не может стать предметом
познания, ибо предметом
познания может быть лишь бытие, в бытие же он не входит и не хочет войти, не хочет, чтобы
познание его было
актом в бытии, в жизни.
Первый и главный
акт нашего
познания живых существ тот, что мы много разных предметов включаем в понятие одного живого существа, и это живое существо исключаем из всего другого. И то и другое мы делаем только на основании всеми нами одинаково сознаваемого определения жизни, как стремления к благу себя, как отдельного от всего мира существа.
Реальность в подлинном экзистенциальном смысле не творится в
познании, но
познание есть творческий
акт.
А творческое
познание есть
акт бытийственный,
акт восхождения в бытии.
Соединение божественного и человеческого, религиозного и философского в окончательном
познании единой Истины совершается не внешним авторитетом и подчинением, а внутренно-свободным творческим
актом.
Истину философского
познания можно понять и принять лишь тогда, когда есть зачатки той интуиции бытия, которая достигла высшего своего выражения в творческом познавательном
акте философа.
Философия как творческий
акт ничего общего не имеет ни с
познанием натуралистическим, ни с
познанием математическим — она есть искусство.
Познание есть творческий
акт, и нельзя ждать
познания творческой активности от
познания как пассивного приспособления.
Метафизическое
познание не может быть пассивным послушанием действительности, оно может быть лишь творческим
актом в подлинной действительности.
Философия всегда боролась за свободу своего творческого
акта, всегда была искусством
познания и постоянно испытывала рабскую зависимость от необходимости, к которой приспособлялась путем научности.
Философское
познание как творческий
акт есть брак по любви.
Само философское
познание как самостоятельный
акт было заслонено проблемой научного
познания.
Есть ли
познание творческий
акт, или оно есть послушание, приспособление к необходимости?
Творческое
познание, как и всякий творческий
акт, есть самообнаружение силы рассекающей, избирающей и отметающей.
Поэтому творческое
познание не может противостоять бытию, в творческом
акте не может умерщвляться бытие.
Акт исключительного самосознания человеком своего значения предшествует всякому философскому
познанию.
И повторяю: это исключительное самосознание человека не есть одна из истин, добытых в результате философствования, это — истина, предваряющая всякий творческий
акт философского
познания.