Неточные совпадения
В России в силу религиозного ее характера, всегда устремленного к
абсолютному и конечному, человеческое начало не может раскрыться в
форме гуманизма, т. е. безрелигиозно.
Это отчужденное сознание, опирающееся на подсознательные инстинкты, могло создавать разнообразные, исторические авторитарные
формы, начиная с теократий и
абсолютных монархий до якобинской демократии, тоталитарного коммунизма и фашизма в открытых и прикрытых
формах.
Тареев утверждает свободу
абсолютной религии духа от исторических
форм и свободу природно-исторической жизни от притязаний религиозной власти.
Для христианского сознания земля и происходящее на ней имеет
абсолютное и центральное значение; она не может быть рассматриваема как один из многих миров, как одна из
форм в числе бесконечно многих
форм бытия.
Это не есть что-нибудь неподвижное и формально определенное, не есть
абсолютный принцип морали в известных, раз на всегда указанных
формах.
Наконец, еще третье предположение: быть может, в нас проснулось сознание
абсолютной несправедливости старых порядков, и вследствие того потребность новых
форм жизни явилась уже делом, необходимым для удовлетворения человеческой совести вообще? — но в таком случае, почему же это сознание не напоминает о себе и теперь с тою же предполагаемою страстною настойчивостью, с какою оно напоминало о себе в первые минуты своего возникновения? почему оно улетучилось в глазах наших, и притом улетучилось, не подвергаясь никаким серьезным испытаниям?
Мы твердо убеждены, что ни один из художников, бравших ее моделью, не мог перенести в свое произведение всех ее
форм в том виде, в каком находил, потому что Виттория была отдельная красавица, а индивидуум не может быть
абсолютным; этим дело решается, более мы не хотим и говорить о вопросе, который предлагает Румор.
«Возвышенное есть перевес идеи над
формою», и «возвышенное есть проявление
абсолютного».
Вследствие этого закона [
абсолютная] идея, вполне постигаемая только мышлением (познавание под
формою посредственности), первоначально является духу под
формою непосредственности или под
формою воззрения.
Бруно в своем трактате «De la causa, principe e uno» в пятом диалоге дает характеристику Мировой души или Вселенной как Единого, неподвижного,
абсолютного, стоящего выше различий и противоречий (в частностях он явно опирается здесь на учение об
абсолютном Николая Кузанского), но затем задается вопросом: «Почему изменяются вещи? почему материя постоянно облекается в новые
формы?
Ибо часть, кусок, член, целое, столько, больше, меньше, как это, как то, чем это, чем то, согласно, различно и другие отношения не выражают
абсолютного и поэтому не могут относиться к субстанции, к единому, к сущности, но лишь чрез посредство субстанции быть при едином и сущности как модусы, отношения и
формы…
Наибольшее философское и религиозное значение имеет, однако, не эта гипотеза метафизической катастрофы, но другая
форма динамического пантеизма, согласно которой мир есть эманация
абсолютного, он происходит как излияние от преизбыточной его полноты, подобно тому как вода изливается из переполненного сосуда или солнечный свет и тепло исходят из солнца.
Идея всеединства есть лишь другая
форма идеи
абсолютного и подлежит той же критике.
Абсолютное откровение Евангелия о Царстве Божьем невместимо ни в какие социальные и исторические
формы, всегда относительные и временные.
Единственный принцип в государстве, который связан с
абсолютной правдой, есть принцип субъективных прав человеческой личности, свободы духа, свободы совести, свободы мысли и слова, который и монархия, и демократия, и все
формы государства имеют тенденцию нарушать.
Тот же вопрос ставится перед марксизмом в другой
форме: есть ли марксистская идеология такое же отражение экономической действительности, как и все другие идеологии, или она претендует на открытие
абсолютной истины, не зависимой от исторических
форм экономики и экономических интересов?
Я бы это выразил в такой
форме: Бог не есть
Абсолютное, Бог-Творец, Бог-личность, Бог, вступающий в отношение с миром и человеком, не может мыслиться в той совершенной отрешенности, в которой вырабатывается предельное понятие
Абсолютного.
Но само это исходное предположение о замкнутости мировой энергии и невозможности ее прироста не имеет
абсолютного значения, оно есть лишь частная
форма приспособления к необходимости, к греховному состоянию мира.
«Идея, мучеником которой был Микеланджело, принадлежит, по-видимому, к бесконечным проблемам человечества: найти освобождающее завершение жизни в самой жизни, воплотить
абсолютное в
форме конечного» (с. 164).
Дарвин показал, что человек не есть
абсолютный центр этой скромной планеты земли: он — одна из
форм органической жизни на земле, той же природы, что и другие
формы, один из моментов эволюции.