Цитаты из русской классики со словом «самоотречение»
Самоотречение не есть отречение от себя, а только перенесение своего я из животного существа в духовное. Отрекаться от себя не значит отрекаться от жизни. Напротив, отрекаться от жизни плотской значит усиливать свою истинную духовную жизнь.
Всякое знание абсолютного бытия есть акт
самоотречения отпавшего индивидуального разума во имя Разума универсального, и благодать интуиции дается этим смирением, отказом от самоутверждения в состоянии, отпавшем от Логоса.
И он же — скорбный бог страдания и
самоотречения, раскрывающий человеку ничтожность и тленность нашей жизни, властно напоминающий ему об ином, высшем мире.
«Настоящая любовь — это
самоотречение! Я люблю ее именно этою любовью».
Подвиги — это была моя всегдашняя мечта;
самоотречение и самопожертвование — это идея, в которую более или менее ясно отформировалось это упоительное и нетерпеливое мечтание.
Не призыва требует народ, а подчинения, не руководительства и ласки, а
самоотречения.
С молоком кормилиц всосали они в себя эти высокие порывы души, беззаветную смелость и
самоотречение, которые выступили теперь во всей их красоте.
Сам же Розанов видит в русском западничестве чисто русское
самоотречение и смирение (с. 53).
Вместе со знанием Наталья Федоровна старалась передать своей ученице и свои взгляды на жизнь, на людей, на права и обязанности женщины, но при этом не могла не заметить, что пылкая Лидочка подчас горячо протестовала против проповедуемого молодой женщиной «
самоотречения», «самопожертвования», почти «нравственного аскетизма», поражая нередко свою воспитательницу возражениями и выводами чисто практическими, хотя они несомненно были лишь результатом склада ума ученицы, ума пытливого и наблюдательного.
Подвиг юродства, совершенное отвержение своего психологического лика, маска мумии на живом лице, род смерти заживо — таков предел этого пути
самоотречения.
А между тем дело было простое. Суворов жил для военного ремесла и олицетворял его в издавна усвоенном известном смысле, отречение от которого было для него
самоотречение.
Если бы несчастная молодая девушка могла пить до потери сознания, до забвения этой гнусной жизни, до
самоотречения от этих крепких несокрушимых оков, от этого ненавистного ремесла, которое не признает ни отвращения, ни утомления, эта животная жизнь, пожалуй, показалась бы ей возможной.
Добро не может быть исполняемо во всех обстоятельствах без
самоотречения, лишения, страдания и, в крайних случаях, без потери самой жизни.
Забвение ближайших интересов личности для достижения отдаленных целей той же личности, как это бывает при так называемой любви, не выросшей на
самоотречении, есть только предпочтение одних существ другим для своего личного блага.
Говорят, что жизнь Станкевича прошла бесплодно, что он даром растратил свои силы и не должен иметь места в наших воспоминаниях; говорить это — значит обнаружить полное неуважение к развитию индивидуальности человека и выразить претензию на абстрактное
самоотречение, которое, в сущности, есть не что иное, как обезличение.
Самоотречение истребляет безбожную природу в человеке.
— Фью-ю-ю! — свистнул Чубаров и громко засмеялся. — Хороша задача! Ну-с… А если я не желаю отказываться от себя. Не признаю
самоотречения и аскетизма… Я есть я… Да, да, чорт возьми! Смотрю на себя и вижу, «яко добро ести».
Вместо того, чтобы подымать на уровень своих прав всю остальную массу народа, мы приносили жертву
самоотречения и самоуничтожения и думали, что это прогресс.
По средневековым теориям, намять о которых не исчезла и поныне в католической Европе, человек от природы — зол, и только путем постоянного
самоотречения и плотоумерщвления может выйти из своей природной гадости…
— Напрасно-с… На что же вторая половина жизни пойдет? Все abnégation [
самоотречение (фр.).] да recueillement [сосредоточенность (фр.).]. Ведь это все отрицательные величины, как математики называют.
Все двести юнкеров, как один человек, одновременно легко и мощно печатают свои шаги с математической точностью и безупречной правильностью. В этом почти выше чем человеческом движении есть страшная сила и суровое
самоотречение.
А чудные звуки дивной, незнакомой Дуне и ее спутницам мелодии все лились сладкой волною и, остро волнуя чуткую, нежную, как цветок, детскую душу, звали, манили ее безотчетно к неясным подвигам
самоотречения и добра.
Она без ужаса не могла представить себя без него. Холодный пот выступал у ней на лбу при одной мысли о возможности остаться снова одной. Она поняла, что безумно, страстно любит его. Она полюбила его прежде всего за смелость, с которой он взял ее. Эта любовь, в течение каких-нибудь двух недель со дня рокового свиданья в «старом парке», возросла до
самоотречения.
— Она умерла без особых страданий, — тихо продолжает сестра, — и до последней минуты вспоминала вас… Уже едва дыша, она заботилась о вас и о вашем ребенке. Просила выбрать ему няню получше… Просила не выпускать гулять в легкой шинельке. Говорила, что забыла починить ему старые чулочки. Ах, какая это нежная, полная
самоотречения привязанность к вам!..
— Nadine a еtе sublime d’abnеgation! [Надин была — верх
самоотречения! (фр.)] — говорила потом одна из присутствовавших на проводах дам. — Представьте себе, она всю дорогу ехала с открытой шеей и даже не хотела запахнуть салопа.
Ведь это было самопожертвование,
самоотречение, поймите вы!
В христианской истории совершили свой великий подвиг
самоотречения и аскетической победы над природой христианские святые, из которых состоит подлинная Церковь Христова.
Высшая точка христианской истории — аскетический подвиг святых Церкви Христовой, подвиг
самоотречения и победы над природой, лишь на поверхности противоречит идее истории, в подвиге этом — лишь кажущийся выход из процесса истории.
Христианский гнозис требует акта
самоотречения, отречения от гностической гордости, от притязаний разумного познания.
Но гнозис веры дается внутренним подвигом
самоотречения, который и допускает к высшим реальностям.
Смысл христианской эпохи истории был в подвиге
самоотречения, в вольном отказе от самоутверждения в порядке природы, и христианские святые и подвижники выполняли эту космическую по своему значению задачу.
Самоотречение освобождает людей от грехов, смирение — от соблазнов, правдивость — от суеверий. Но для того, чтобы человек мог отрекаться от похотей тела, смиряться перед соблазнами гордости и проверять разумом запутывающие его суеверия, он должен делать усилия. Только усилиями сознания может человек избавиться от грехов, соблазнов и суеверий, лишающих его блага.
Рационалистическое вырождение протестантизма в религию в «пределах разума» есть компромисс и отказ от подвига
самоотречения, всякой верой предполагаемого, но с сохранением утешительных постулатов.
Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к
самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
Отречение от телесной жизни ценно, нужно и радостно, только когда оно религиозное, то есть когда человек отрекается от себя, своего тела, для того, чтобы исполнить волю живущего в нем бога. Когда же человек отрекается от телесной жизни не для исполнения воли бога, а для того, чтобы исполнить свою волю или волю таких же людей, как он, то такое
самоотречение и не ценно, и не нужно, и не радостно, а только вредно и себе и другим.
Созерцание вечных идей как реальностей дается лишь в мистическом акте
самоотречения, погружения в Абсолютное.
Чем больше человек переносит свою жизнь из жизни животной в жизнь духовную, тем жизнь его становится свободнее и радостнее. Для того же, чтобы человек мог переносить свою жизнь из жизни животной в жизнь духовную, надо, чтобы он сознавал себя духовным существом. Для того же, чтобы человек мог сознавать себя духовным существом, ему надо отрекаться от жизни телесной. Для веры нужно
самоотречение, для
самоотречения нужно сознание. Одно помогает другому.
28) Усилия
самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая в человеке препятствия к соединению любовью его души с другими существами и богом, дают ему всегда доступное ему благо, и потому то, что представляется человеку злом, есть только указание того, что человек ложно понимает свою жизнь и не делает того, что дает ему свойственное ему благо. Зла нет.
Поэтому опасность психологизма и антропологизма остается лишь для тех, которые не в силах совершить того акта
самоотречения, через который человек приобщается к универсальному разуму.
Люди думают, что
самоотречение нарушает свободу. Такие люди не знают, что только
самоотречение дает нам истинную свободу, освобождая нас от нас самих, от рабства нашей развращенности. Наши страсти — самые жестокие тираны; только отрекись от них, и почувствуешь свободу.
Это сознание, всегда покорное разуму малому и несогласное совершить мистический акт
самоотречения, которым стяжается разум большой, утверждает одну сторону истины и упускает другую ее сторону, оставляет раздельным то, в соединении чего вся тайна Христова, не постигает претворения одной природы в другую.
Правда, мы немало также встречаем у Толстого благочестивых старцев и добродетельных юношей, в них любовь и
самоотречение как будто горят прочным, из глубины идущим огнем, но образы эти обитают лишь в одной резко обособленной области толстовского творчества — в его «народных рассказах».
Результат пересмотра настолько поразителен, что спрашиваешь себя: да как же возможно такое уничтожающе-отрицательное отношение к добру и любви со стороны человека, так упорно проповедующего, что смысл жизни заключается именно в любви и
самоотречении?
Всякое знание, самое даже научно-позитивное, предполагает известное
самоотречение и самодисциплину.
— Не переживу, видит Бог, не переживу, руки сама на себя наложу! Знаю, грех это, страшный грех, но и на грех пойду… не устрашуся… Без него мне жизнь не в жизнь… — звучали в его ушах слова княжны, ужасные слова, дышавшие бесповоротным отчаянием и побудившие его окончательно решиться на самопожертвование, на
самоотречение.
Мы уже видели: кто у Толстого живет в любви и
самоотречении, у того художник выразительно подчеркивает недостаток силы жизни, недостаток огня.
Оккультически-сектантский тип потому с таким трудом принимает вселенски-церковное сознание, что чувствует себя генералом в искусственно приподнятой атмосфере и не может совершить тот подвиг
самоотречения, после которого из генерала превращается в солдата или простого офицера в реальной жизни церкви.
И странно сказать: рассказ относится к эпохе первых веков христианства — к той кипучей, напряженной эпохе, где было столько огня, вдохновения, восторженно-радостного страдальчества и
самоотречения, столько жизни.
И еще есть у Толстого разряд мертвецов. Это — люди, смысл жизни видящие специально в любви и
самоотречении. Как это странно звучит в применении к Толстому, так упорно и настойчиво проповедующему именно любовь и
самоотречение! И, однако, это так.
В конце искусства — такое же
самоотречение, как и в конце науки, государства, семьи, всей культуры.
Синонимы к слову «самоотречение»
Предложения со словом «самоотречение»
- Кроме того, он хотел привить им любовь к новому оружию, а также подготовить их к выполнению долга с полным самоотречением.
- От чего зависит – пойдёт ли человек на подвиг самоотречения, изменит ли свою жизнь?
- Инок или инокиня добровольно вступают на путь самоотречения, живут вдали от мира среди труда и лишений.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «самоотречение»
Каким бывает «самоотречение»
Значение слова «самоотречение»
Афоризмы русских писателей со словом «самоотречение»
Дополнительно