Цитаты из русской классики со словом «бытиё»
В конце концов на большей глубине открывается, что Истина, целостная истина есть Бог, что истина не есть соотношение или тождество познающего, совершающего суждение субъекта и объективной реальности, объективного
бытия, а есть вхождение в божественную жизнь, находящуюся по ту сторону субъекта и объекта.
Но учение о Логосе, составляющее душу онтологической гносеологии, сталкивается с иррациональностью и греховностью
бытия, которые для гегелевского панлогизма были непостижимы.
Коренное различие между философией и религией заключается и том, что первая есть порождение деятельности человеческого разума, своими силами ищущего истину, она имманентна и человечна и в то же время она воодушевлена стремлением перерасти свою имманентность и свою человечность, приобщившись к
бытию сверхприродному, сверхчеловечному, трансцендентному, божественному; философия жаждет истины, которая есть главный и единственный стимул философствования.
Это мы видим в творчестве познания, в философии, которая предполагает
бытие и сотворенный Богом мир, предметные реальности, без которых мышление происходит в пустоте.
Так изначально определились внутренние двигатели философии: примат свободы над
бытием, духа над природой, субъекта над объектом, личности над универсально-общим, творчества над эволюцией, дуализма над монизмом, любви над законом.
Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства.
Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
Тождество
бытия и мышления есть не только перенесение
бытия в мышление, но и перенесение мышления в
бытие.
Впрочем, философия Гейдеггера есть философия Dasein, а не Sein и не Existenz [Dasein — человеческое
бытие: Sein —
бытие; Existenz — существование (нем.).].
В науке истина, облеченная не в вещественное тело, а в логический организм, живая архитектоникой диалектического развития, а не эпопеей временного
бытия; в ней закон — мысль исторгнутая, спасенная от бурь существования, от возмущений внешних и случайных; в ней раздается симфония сфер небесных, и каждый звук ее имеет в себе вечность, потому что в нем была необходимость, потому что случайный стон временного не достигает так высоко.
И не от полноты жизни тянется он в переживание страдания, в переживание черного неверия в жизнь, в утверждение предпочтительности небытия перед
бытием.
— «Внутренняя жизнь личности есть единственно творческая сила человеческого
бытия, и она, а не самодовлеющие начала политического порядка является единственно прочным базисом для всякого общественного строительства».
Три различные формы, в которых существует прекрасное, следующие: прекрасное в действительности (или в природе) [как выражается гегелевская школа], прекрасное в фантазии и прекрасное в искусстве (в [действительном
бытии], придаваемом ему творческою фантазиею человека).
Твое созданье я, Создатель,
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно
бытие́;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! в бессмертие Твое́.
Исходный пункт всех этих рассуждений — отрицание личности в подчиненном существе [признание его за тварь, за вещь, для которой нет другого закона
бытия, кроме произвола того, кому она подчинена…].
Страх перед разумом вызывает у победителей стремление подорвать его силы: они начинают говорить об ограниченности разума, о том, что исследование не способно разрешить загадки
бытия, ставят на место изучения умозрение, на место исследования — созерцание.
Цель всего движения народного, во всяком народе и во всякий период его
бытия, есть единственно лишь искание бога, бога своего, непременно собственного, и вера в него как в единого истинного.
Кеплер предузнавал
бытие притяжательной в природе силы, Ньютоном доказанной; в то же время родился начертавший в пространстве путь небесным телесам Коперник.
Раз, в бесконечном
бытии, не измеримом ни временем, ни пространством, дана была некоему духовному существу, появлением его на земле, способность сказать себе: «Я есмь, и я люблю».
Это не жизнь дикарей, грязная, грубая, ленивая и буйная, но и не царство жизни духовной: нет следов просветленного
бытия.
Ослепленный обольщениями личности и отдельного
бытия, он не понимал дионисических, стихийных восторгов, ликующих и вопиющих в природе.
Я был точно замуравлен между двумя каменными глухими стенами: за одной была ихняя, человеческая, жизнь, от которой Я отделился, за другой — в безмолвии и мраке простирался мир Моего вечного и истинного
бытия.
— Да, но они, Вурст, и Кнауст, и Припасов, ответят вам, что ваше сознание
бытия вытекает из совокупности всех ощущений, что это сознание
бытия есть результат ощущений, Вурст даже прямо говорит, что, коль скоро нет ощущения, нет и понятия
бытия.
Люди, любившие друг друга, расходились на целые недели, не согласившись в определении «перехватывающего духа», принимали за обиды мнения об «абсолютной личности и о ее по себе
бытии».
Преимущественно мы говорили о двух отвлеченных предметах — о Боге и
бытии его, то есть существует он или нет, и об женщинах.
И ежели для вас, собственно, это объяснение ничего не объясняет, то для него, забитого мещанина, оно исчерпывает весь смысл его
бытия и заключает в себе разгадку всех его поступков.
Кроме «гладкости» или сытости тела, ничто другое не принималось и в соображение. Все высшие цели
бытия человеческого словно перестали существовать.
Как жалок, напротив, кто не умеет и боится быть с собою, кто бежит от самого себя и всюду ищет общества, чуждого ума и духа…» Подумаешь, мыслитель какой-нибудь открывает новые законы строения мира или
бытия человеческого, а то просто влюбленный!
Гаев(негромко, как бы декламируя). О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе
бытие и смерть, ты живишь и разрушаешь…
«Един бог во святой троице спокланяемый, он есть вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца своего
бытия, но всегда был, есть и будет».
То неопытный, пылкий ум его, возносясь всё выше и выше, в сферу отвлечения, открывал, как казалось ему, законы
бытия, и он с гордым наслаждением останавливался на этих мыслях.
— ФилозСф-с, — пояснил Филофей Павлыч, — юриспруденцией не удовлетворяется, считает ее за науку эфемерную и преходящую-с. В корень
бытия проникнуть желает.
Через нее я понимал уж смутно
Чудесный строй законов
бытия,
Явлений всех сокрытое начало.
Марья Львовна (спокойно). А вы постарайтесь возвести случайный факт вашего
бытия на степень общественной необходимости, — вот ваша жизнь и получит смысл…
— Для кого-нибудь да берегу, — говорил он задумчиво, как будто глядя вдаль, и продолжал не верить в поэзию страстей, не восхищался их бурными проявлениями и разрушительными следами, а все хотел видеть идеал
бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни.
Бессильная тревога
Проснулася в сердцах, как в пропасти змея.
Мы потеряли все — бессмертие и бога,
И цель, и разум
бытия.
Кумиры прошлого развенчаны без страха,
Грядущее темно, как море пред грозой,
И род людей стоит меж гробом, полным праха,
И колыбелию пустой.
Беспрестанное устремление мыслей к одному, наконец, взяло такую власть над всем
бытием его и воображением, что желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении противуположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребенка.
Между тем, отрицая в человеке человека — с душой, с правами на бессмертие, он проповедовал какую-то правду, какую-то честность, какие-то стремления к лучшему порядку, к благородным целям, не замечая, что все это делалось ненужным при том, указываемом им, случайном порядке
бытия, где люди, по его словам, толпятся, как мошки в жаркую погоду в огромном столбе, сталкиваются, мятутся, плодятся, питаются, греются и исчезают в бестолковом процессе жизни, чтоб завтра дать место другому такому же столбу.
Порой мелькали мгновения невыносимого, уничтожающего счастья, когда жизненность судорожно усиливается во всем составе человеческом, яснеет прошедшее, звучит торжеством, весельем настоящий светлый миг и снится наяву неведомое грядущее; когда невыразимая надежда падает живительной росой на душу; когда хочешь вскрикнуть от восторга; когда чувствуешь, что немощна плоть пред таким гнетом впечатлений, что разрывается вся нить
бытия, и когда вместе с тем поздравляешь всю жизнь свою с обновлением и воскресением.
— Видите: все, что темное, — это сон жизни, или теперешнее наше существование, а все свободное течение — это настоящее
бытие, без кожаной ризы, в которой мы здесь спеленуты.
— Это духовная баня. Вот истинная, настоящая баня паки
бытия, вот истинное крещение водою и духом, — говорила Дуне Марья Ивановна, показывая на обливающихся потом Божьих людей.
Елена. Ну, конечно! Посмели бы вы! Корень первый — а может, и не первый — закон достаточного основания бывания… бывание — это материя в формах… вот я — материя, принявшая — не без основания — форму женщины… но зато — без всякого уже основания — лишенная
бытия.
Бытие — вечно, а материя в формах — побывает на земле и — фьюить! Верно?
Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего
бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать, сделал из тебя существо, способное жить.
Возникали одни отвлеченные и общие: как, например, понимать по Гегелю отношение разумности к
бытию?
Беспокойным и пытливым умом жаждал он той высшей мудрости, которую Господь имел на своем пути прежде всех созданий своих искони, от начала, прежде
бытия земли, той мудрости, которая была при нем великой художницей, когда он проводил круговую черту по лицу бездны.
Захватили они эту власть и ею утверждают
бытие бога вне человека, бога — врага людей, судию и господина земли.
О, царь, ты Горус меж людьми!
Ты мне даешь
бытие!
Ты даешь
бытие моему двойнику!
Ты возвеличил
Раба твоего!
С тобой достиг я
Счастливых лет!
Царь лучезарный,
Любимец Аммона,
Царствуй навеки,
Подобно Ра!
— Кто бы Ты ни был, но если Ты есть и если существует что-нибудь разумнее того, что теперь совершается, то дозволь ему быть и здесь. Если же Ты мстишь мне за неразумное самоубийство мое — безобразием и нелепостью дальнейшего
бытия, то знай, что никогда и никакому мучению, какое бы ни постигло меня, не сравниться с тем презрением, которое я буду молча ощущать, хотя бы в продолжение миллионов лет мученичества!..
Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон
бытия всего человечества.
Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной, и странной легкости
бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, чтó предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и, — по той странной легкости
бытия, которую он испытывал — почти понятное и ощущаемое………………………………
Правда, что Пушкин, при всей громадности своего поэтического таланта, не был человеком, серьезно проникнутым убеждениями, которые проявлялись в нем в ту пору, «когда ему были новы все впечатленья
бытия» [Добролюбов перефразирует строки из стихотворения Пушкина «Демон» (1823).].
Ассоциации к слову «бытие»
Предложения со словом «бытиё»
- В этом, наверное, и состоит главный смысл человеческого бытия.
- Взгляд на шизофрению как особую форму бытия человека вызывал резкую критику оппонентов.
- Думается, суть её поведения в том, что женщина приблизилась к ответу на вопрос о смысле бытия человеческого.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «бытиё»
Значение слова «бытие»
БЫТИЕ́, -я́, ср. 1. Филос. Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова БЫТИЕ
Афоризмы русских писателей со словом «бытиё»
- Я спросил у могучего моря,
В чем великий завет бытия.
Мне ответило звучное море:
«Будь всегда полнозвучным, как я!»
- Наш тягостный жребий: положенный срок
Питаться болезненной жизнью,
Любить и лелеять недуг бытия
И смерти отрадной страшиться.
- Цивилизация тогда только имеет цену, когда помогает просвещению, а следовательно и добру — единственной цели бытия человека, жизни народов, существования человечества.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно