Неточные совпадения
5) Души человеческие, отделенные телами друг от друга и от бога, стремятся к соединению с тем, от чего они отделены, и достигают этого соединения с душами других людей любовью, с богом — сознанием своей божественности. В этом всё большем и большем соединении с душами других людей — любовью и с богом — сознанием своей божественности заключается и смысл и
благо человеческой
жизни.
28) Усилия самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая в человеке препятствия к соединению любовью его души с другими существами и богом, дают ему всегда доступное ему
благо, и потому то, что представляется человеку злом, есть только указание того, что человек ложно понимает свою
жизнь и не делает того, что дает ему свойственное ему
благо. Зла нет.
Не нужно же знать человеку того, что будет с его душою, потому, что если он понимает
жизнь свою, как она и должна быть понимаема, как непрестанное всё большее и большее соединение своей души с душами других существ и богом, то
жизнь его не может быть ничем иным, как только тем самым, к чему он стремится, т. е. ничем не нарушимым
благом.
Живи человек одной телесной
жизнью, он и вся
жизнь его есть
жизнь человека, приговоренного к смерти. Живи же человек для души, то то, в чем он полагает свое
благо, с каждым днем его
жизни всё увеличивается и увеличивается, и смерть не страшна ему.
Для того, чтобы жить доброй
жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твое тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное
благо, для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем.
Всё, что мы познаем, мы познаем или нашими пятью чувствами, то есть тем, что видим, слышим, ощупываем вещи, или тем, что переносимся в другие существа, живем их
жизнью. Если бы мы познавали вещи только пятью чувствами, мир был бы нам совсем непонятен. То, что мы знаем о мире, мы знаем только потому, что мы можем посредством любви переноситься в другие существа и жить их
жизнью. Люди телами своими разделены и не могут понимать друг друга. Любовью же они все соединены, и в этом великое
благо.
Так что бог есть та сущность
жизни, которую человек сознает в себе и познает во всем мире как желание
блага и осуществление его.
Тело хочет
блага только себе, хотя бы во вред душе; душа же хочет
блага себе, хотя бы во вред телу. Борьба эта кончается только тогда, когда человек поймет, что
жизнь его не в теле, а в душе, и что тело — это только то, над чем должна работать его душа.
Если бы мы хоть на время остановились в нашей суете
жизни, вникнули бы в себя, мы бы поняли, в чем наше
благо.
Только когда человек поймет всю непрочность и бедственность телесной
жизни, поймет он и всё то
благо, какое дает ему любовь.
Часто люди думают, что если они любят ближних, то они этим заслужили перед богом. А дело совсем напротив. Если любишь ближних, то не ты заслужил перед богом, а бог дал тебе то, чего ты не заслужил, дал самое большее
благо в
жизни — любовь.
Жизнь человеческая была бы неперестающим
благом, если бы суеверия, соблазны и грехи людей не лишали их этого возможного и доступного им
блага. Грех — это потворство телесным похотям; соблазны — это ложное представление человека о своем отношении к миру; суеверия — это принятое на веру ложное учение.
Хорошо бы было, если бы это заблуждение оставалось только заблуждением ума; но дело в том, что удовлетворение похотей тела загрязняет душу, так что человек, загрязнивший похотливой
жизнью свою душу, уже теряет способность находить свое
благо в любви.
Ты хочешь доставить как можно большее удовольствие твоему телу. Но долго ли будет жить твое тело? Заботиться о
благе тела — это всё равно, что строить себе дом на льду. Какая радость может быть в такой
жизни, какое спокойствие? Не опасаешься ли ты постоянно, что рано или поздно лед растает — рано или поздно придется тебе оставить смертное твое тело.
Одни люди полагают
жизнь в чревоугодии, другие — в половой похоти, третьи — во власти, четвертые — в славе людской, и на всё это тратят свои силы, а нужно всегда и всем людям только одно: растить душу. Только одно это дает людям то истинное
благо, такое
благо, какого никто отнять не может.
Этим только можно объяснить то удивительное затмение, в котором находятся добрые люди нашего общества, искренно желающие
блага животным, но с спокойной совестью поедающие
жизни своих братьев.
Равенство это — признание за всеми людьми мира одинаковых прав на пользование естественными
благами мира, одинаковых прав на
блага, происходящие от общей
жизни, и одинаковых прав на уважение личности человека.
Мы оттого бываем недовольны
жизнью, что ищем
блага не там, где оно дано нам.
Какой бы ни был в наше время человек, будь он самый образованный, будь он простой рабочий, будь он философ, ученый, будь он невежда, будь он богач, будь он нищий, будь он духовное лицо какого бы то ни было исповедания, будь он военный, — всякий человек нашего времени знает, что люди все имеют одинаковые права на
жизнь и
блага мира, что одни люди не лучше и не хуже других, что все люди равные. А между тем всякий живет так, как будто не знает этого. Так сильно еще между людьми заблуждение о неравенстве людей.
Любовь очень часто в представлении таких людей, признающих
жизнь в животной личности, то самое чувство, вследствие которого для
блага своего ребенка мать отнимает, посредством найма кормилицы, у другого ребенка молоко его матери; то чувство, по которому отец отнимает последний кусок у голодающих людей, чтобы обеспечить своих детей; это то чувство, по которому любящий женщину страдает от этой любви и заставляет ее страдать, соблазняя ее, или из ревности губит себя и ее; это то чувство, по которому люди одного, любимого ими товарищества наносят вред чуждым или враждебным его товариществу людям; это то чувство, по которому человек мучит сам себя над «любимым» занятием и этим же занятием причиняет горе и страдания окружающим его людям; это то чувство, по которому люди не могут стерпеть оскорбления любимому отечеству и устилают поля убитыми и ранеными, своими и чужими.
Главный вред суеверия устроительства
жизни других людей насилием в том, что как только человек допустил возможность совершить насилие над одним человеком во имя
блага многих, так нет пределов того зла, которое может быть совершено во имя такого предположения. На таком же предположении основывались в прежние времена пытки, инквизиции, рабство, в в наше время суды, тюрьмы, казни, войны, от которых гибнут миллионы.
Жизнь наша стала бы прекрасна, если бы мы только увидали то, что нарушает наше
благо. А нарушает наше
благо более всего суеверие о том, что насилие может дать его.
Ничто так не уродует
жизни людей и так верно не лишает их истинного
блага, как привычка жить не по учению мудрых людей мира и не по своей совести, а по тому, что признают хорошим и одобряют те люди, среди которых живет человек.
Ни один соблазн не удерживает людей так долго в своей власти, не отдаляет так людей от понимания смысла человеческой
жизни и ее истинного
блага, как забота о славе, об одобрении, уважении, похвале людской.
И путь, которым приобретается это
благо, до такой степени ясен, убедителен и несомненен, что раз человек понял его и потому познал то, в чем зло и в чем
благо его
жизни, он уже никак не может сознательно делать то, в чем он видит зло своей
жизни, и не делать того, в чем он видит истинное
благо ее, точно так же, как вода не может не течь книзу или растение не стремиться к свету.
Церковная вера учит не только тому, что покаяние согрешившего может очистить его, но тому, что молитвы других людей могут содействовать его
благу в этой
жизни и в будущей. Один мальчик, ложась спать, просил няню продолжать игру с куклами, начатую им, пока он будет спать. Отношение церковных людей к богу такое же ребячье. Люди будут жить дурно, будут спать, а за них будут молиться, будут продолжать игру.
Просить бога о вещественном: о дожде, о выздоровлении, об избавлении от врагов и т. п. нельзя уже потому, что в то же самое время другие люди могут просить о противоположном, главное же, нельзя потому, что в вещественном мире нам дано всё, что нам нужно. Молитва может быть о том, чтобы бог помог нам жить духовной
жизнью, такой
жизнью, при которой всё, что случается с нами, всё было бы нам на
благо. Просительная же молитва о вещественном есть только самообольщение.
Законная цель наук есть познание истин, служащих к
благу людей. Ложная цель есть оправдание обманов, вносящих зло в
жизнь человеческую. Такова юриспруденция, политическая экономия и в особенности философия и богословие.
Живя духовной
жизнью, то есть заодно с богом, человек, хотя и не может знать последствий своих поступков, знает наверное, что последствия эти будут
благие.
Отучи себя от осуждения, и ты почувствуешь в своей душе увеличение способности любви, почувствуешь увеличение
жизни и
блага.
Разум показывает человеку, что удовлетворение требований его тела не может быть его
благом, а потому разум неудержимо влечет человека к тому
благу, которое свойственно ему, но не умещается в его телесной
жизни.
Для животного
благо телесной
жизни и вытекающее из этого продолжение рода есть высшая цель
жизни.
Для человека же телесная
жизнь и продолжение рода есть только та ступень существования, с которой открывается ему истинное
благо его
жизни, не совпадающее с
благом его телесной
жизни.
Он показывает людям, что вместе с той
жизнью телесной, которая есть только призрак
жизни, есть другая, истинная
жизнь, дающая истинное
благо человеку, и что такую
жизнь знает всякий человек в своем сердце.
Учение Христа о том, что
жизнь нельзя обеспечить, а надо всегда, всякую минуту быть готовым умереть, дает больше
блага, чем учение мира о том, что надо обеспечить свою
жизнь, — дает больше
блага уже по одному тому, что неизбежность смерти и необеспеченность
жизни остаются те же при учении мира и при учении Христа, но самая
жизнь, по учению Христа, не поглощается уже вся без остатка праздным занятием мнимого обеспечения своей
жизни, а становится свободна и может быть отдана одной свойственной ей цели: совершенствованию своей души и увеличению любви к людям.
Неверно думают и говорят, что для исполнения назначения
жизни и для
блага нужны здоровье, достаток и вообще благоприятные внешние условия. Это неправда: здоровье, достаток и благоприятные условия не нужны для исполнения назначения и для
блага. Нам дана возможность
блага духовной
жизни, ничем не могущего быть нарушенным,
блага увеличения в себе любви. Только надо верить в эту духовную
жизнь, перенести в нее все свои усилия.
Нет ничего важнее внутренней работы в одиночестве с богом. Работа эта в том, чтобы останавливать себя в желании
блага своей животной личности, напоминать себе бессмысленность телесной
жизни. Только когда один с собой с богом, и можно делать это. Когда с людьми, тогда уже поздно. Когда с людьми, то поступишь хорошо только тогда, когда заготовил способность самоотречения в уединении, в обществе с богом.
Настоящая человеческая
жизнь начинается только тогда, когда человек ищет
блага не тела, а души.
Многим кажется, что если исключить из
жизни личность и любовь к ней, то ничего не останется. Им кажется, что без личности нет
жизни. Но это только кажется людям, которые не испытывали радости самоотвержения. Откинь от
жизни личность, отрекись от нее, и останется то, что составляет сущность
жизни — любовь, дающее несомненное
благо.
Мы называем злом всё то, что нарушает
благо нашей телесной
жизни. А между тем вся
жизнь наша есть только постепенное освобождение души от того, что составляет
благо тела. И потому для того, кто понимает
жизнь такою, какая она действительно есть, нет зла.
Благо для человека переносить несчастья этой земной
жизни, ибо это влечет его в священное уединение его сердца, где он находит себя как бы изгнанником из своей родной земли и обязанным не доверяться никаким мирским радостям.
Только бы мы умели принимать это как следует, как нужную нам, а потому радостную работу, а не как нечто досадное, нарушающее то наше животное существование, которое мы считаем
жизнью и усиление которого считаем
благом!
Объяснение этого странного противоречия только одно: люди все в глубине души знают, что
жизнь их не в теле, а в духе, и что всякие страдания всегда нужны, необходимы для
блага духовной
жизни. Когда люди, не видя смысла в человеческой
жизни, возмущаются против страданий, но все-таки продолжают жить, то происходит это только оттого, что они умом утверждают телесность
жизни, в глубине же души знают, что она духовна и что никакие страдания не могут лишить человека его истинного
блага.
Нехорошо скрывать от больного то, что он может умереть от своей болезни. Надо, напротив, напоминать ему об этом. Скрывая это от него, мы лишаем его того
блага, которое дает ему болезнь, вызывая в нем сознанием близости смерти усиление сознания духовной
жизни.
И если бы даже не было бога, святого и доброго,
жизнь духовная была бы все-таки разгадкой тайны и полярной звездой для движущегося человечества, потому что она одна дает истинное
благо.
Только перенеси человек смысл своей
жизни из достижения внешних
благ в служение отцу, и нет уже для такого человека разницы между тем, что в мирской
жизни называется счастием или несчастием.
Только скажи себе, что во всем, что случается, воля бога, и верь, что воля бога всегда добро, и ты ничего не будешь бояться, и
жизнь для тебя всегда будет
благом.
Заменять мирское, временное вечным, это путь
жизни и к ее
благу.
Ты хочешь освобождения от грехов, и
жизнь, ослабляя твое тело и его страсти, помогает тебе. От этого всегда бессознательно хочется вперед — уйти из тела, из отделенности. Положи свою
жизнь в освобождении от грехов, — и болезни, старость, всякие телесные невзгоды, смерть будут
благом.
Какое же из двух предположений вероятнее? Разве можно допустить, чтобы нравственные существа — люди — были поставлены в необходимость справедливо проклинать существующий порядок мира, тогда как перед ними выход, разрешающий их противоречие? Они должны проклинать мир и день своего рождения, если нет бога и будущей
жизни. Если же, напротив, есть и то и другое,
жизнь сама по себе становится
благом и мир — местом нравственного совершенствования и бесконечного увеличения счастья и святости.