Неточные совпадения
Искусство, в особенности драматическое
искусство, требующее для себя больших приготовлений, затрат труда, всегда было
религиозное, то есть имело целью вызывать в людях уяснение того отношения человека к богу, до которого достигли в известное время передовые люди того общества людей, в котором проявлялось
искусство.
И всегда происходило то, что с огрубением
религиозных форм
искусство более и более уклонялось от своей первоначальной цели (при которой оно могло считаться важным делом — почти богослужением) и вместо
религиозного служения задавалось не
религиозными, а мирскими целями удовлетворения требованиям толпы или сильных мира, то есть целям развлечения и увеселения.
Когда же, со временем, формы этого богослужебного
искусства оказались недостаточными, появились мистерии, изображавшие те события, которые считались самыми важными в христианском
религиозном миросозерцании.
Но аллегория по самому роду своему, как
искусство низшего рода, не могла заменить прежних
религиозных драм; новая же форма драматического
искусства, соответствующая пониманию христианства как учения о жизни, еще не была найдена.
И драматическое
искусство, не имея
религиозного основания, стало во всех христианских странах все более и более уклоняться от своего высокого назначения и вместо служения богу стало служить толпе (я разумею под толпой не одно простонародье, но большинство людей безнравственных или не нравственных и равнодушных к высшим вопросам жизни человеческой).
Для убедительности же своего восхваления всего Шекспира они составляли эстетические теории, но которым выходило, что определенное
религиозное мировоззрение совсем не нужно для произведения
искусства вообще и драмы в особенности, что для внутреннего содержания драмы совершенно достаточно изображение страстей и характеров людских, что не только не нужно
религиозное освещение изображаемого, но
искусство должно быть объективно, то есть изображать события совершенно независимо от оценки доброго и злого.
Так что первая причина славы Шекспира была та, что немцам надо было противопоставить надоевшей им и действительно скучной, холодной французской драме более живую и свободную. Вторая причина была та, что молодым немецким писателям нужен был образец для писания своих драм. Третья и главная причина была деятельность лишенных эстетического чувства ученых и усердных эстетических немецких критиков, составивших теорию объективного
искусства, то есть сознательно отрицающую
религиозное содержание драмы.
Не есть ли то, чего вы требуете для драмы,
религиозное поучение, дидактизм, то, что называется тенденциозностью и что несовместимо с истинным
искусством?» Под
религиозным содержанием
искусства, отвечу я, я разумею не внешнее поучение в художественной форме каким-либо
религиозным истинам и не аллегорическое изображение этих истин, а определенное, соответствующее высшему в данное время
религиозному пониманию мировоззрение, которое, служа побудительной причиной сочинения драмы, бессознательно для автора проникает все его произведение.
Когда же благодаря немецким теориям об объективном
искусстве установилось понятие о том, что для драмы это совершенно не нужно, то очевидно, что писатель, как Шекспир, не установивший в своей душе соответствующих времени
религиозных убеждений, даже не имевший никаких убеждений, но нагромождавший в своих драмах всевозможные события, ужасы, шутовства, рассуждения и эффекты, представлялся гениальнейшим драматическим писателем.
Жизнь человечества совершенствуется только вследствие уяснения
религиозного сознания (единственного начала, прочно соединяющего людей между собою). Уяснение
религиозного сознания людей совершается всеми сторонами духовной деятельности человеческой. Одна из сторон этой деятельности есть
искусство. Одна из частей
искусства, едва ли не самая влиятельная, есть драма.
На этой почве возможно и новое сближение искусства с культом, ренессанс
религиозного искусства, — не стилизация хотя и виртуозная, но лишенная вдохновения и творчески бессильная, а совершенно свободное и потому до конца искреннее, молитвенно вдохновляемое творчество, каким было великое религиозное искусство былых эпох.
Неточные совпадения
У него была способность понимать
искусство и верно, со вкусом подражать
искусству, и он подумал, что у него есть то самое, что нужно для художника, и, несколько времени поколебавшись, какой он выберет род живописи:
религиозный, исторический, жанр или реалистический, он принялся писать.
Но журнал мало занимался вопросами чисто
религиозными и философскими, он был, по преимуществу, посвящен вопросам социальным и политическим, отчасти вопросам
искусства.
Но соборность тут очень отличалась от соборности Хомякова, она скорее была связана с идеями Р. Вагнера о всенародной коллективной культуре и о
религиозном возрождении через
искусство.
Это прежде всего
религиозное беспокойство и
религиозное искание, это — постоянный переход в философии за границы философского познания, в поэзии — за границы
искусства, в политике — за границы политики в направлении эсхатологической перспективы.
Вопросы о творчестве, о культуре, о задачах
искусства, об устройстве обществ, о любви и т. п. приобретали характер вопросов
религиозных.