Но в том-то и дело, что деспотизм и рабство, противные
природе человека, никогда не могли достигнуть нормальности, никогда не могли покорить себе вполне и ум и совесть человека.
Неточные совпадения
Только имена
людей и мест, изображения
природы, игры и песни вводят нас в великорусский быт, да еще отношения крестьян к крепостному праву имеют здесь свой особенный оттенок.
Мы выставили самую грубую, то есть самую простую форму мнения о том, что, вследствие чего бы то ни было, мужик русский имеет теперь низшую
природу, нежели прочие
люди, принадлежащие к [привилегированным] классам.
Но это исключения; в общей массе
людей невозможно исказить человеческую
природу до такой степени, чтобы в ней не осталось и следа естественных инстинктов и здравого смысла.
Крестьянский ребенок в своей необразованной семье не может слышать ничего подобного и потому долее остается верен
природе [и здравому смыслу, пока наконец не угомонит его тяготение внешней силы, вооруженной всеми пособиями новейшей цивилизации и опирающейся на все силлогизмы и хрии, изобретенные просвещенными и красноречивыми
людьми…]
Это-то всего более и невыносимо для
человека, у которого хоть чуть-чуть начинает просыпаться требование справедливости, от
природы присущее всем
людям, но во многих заглушаемое принижением и придушением их личности.]
Но достаточно одного: чтобы испорченные
люди избавили ее от своего надзора и не заботились об ее нравственном воспитании, достаточно этого, чтобы естественные стремления человеческой
природы явственно выразились в ней и получили свою силу.
[Точно так же нельзя верить и существованию овец, которые бы за честь считали попасть на зубы к льву, или
людей, от
природы имеющих наклонность к тому, чтобы их таскали за нос и плевали им в физиономию.
Неужели только эта грошовая «образованность», делающая из
человека ученого попугая и подставляющая ему вместо живых требований
природы рутинные сентенции [отживших] авторитетов всякого рода, — неужели она только будет всегда красоваться перед нами в лучших произведениях нашей литературы, занимать собою наших талантливых публицистов, критиков, поэтов?
Только люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения; но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. От этого моральная
природа человека еще живучее природы физической. Горе никогда не убивает.
— Не исповедуйтесь, Серж, — говорит Алексей Петрович, — мы знаем вашу историю; заботы об излишнем, мысли о ненужном, — вот почва, на которой вы выросли; эта почва фантастическая. Потому, посмотрите вы на себя: вы от
природы человек и не глупый, и очень хороший, быть может, не хуже и не глупее нас, а к чему же вы пригодны, на что вы полезны?
Неточные совпадения
Не только
люди русские, // Сама
природа русская // Покорствовала нам.
Стародум. Богату! А кто богат? Да ведаешь ли ты, что для прихотей одного
человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении. Последуй
природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
— Валом валит солдат! — говорили глуповцы, и казалось им, что это
люди какие-то особенные, что они самой
природой созданы для того, чтоб ходить без конца, ходить по всем направлениям. Что они спускаются с одной плоской возвышенности для того, чтобы лезть на другую плоскую возвышенность, переходят через один мост для того, чтобы перейти вслед за тем через другой мост. И еще мост, и еще плоская возвышенность, и еще, и еще…
«Разве не то же самое делаем мы, делал я, разумом отыскивая значение сил
природы и смысл жизни
человека?» продолжал он думать.
Александр Петрович имел дар слышать
природу русского
человека и знал язык, которым нужно говорить с ним.