Неточные совпадения
Меня
будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически
была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ
русского народа, его идея.
Русский народ
есть в высшей степени поляризованный народ, он
есть совмещение противоположностей [Я это выразил в старом этюде «Душа России», который вошел в мою книгу «Судьба России».].
Противоречивость и сложность
русской души, может
быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад.
Русский народ
есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ.
Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью
русской земли и
русской души, между географией физической и географией душевной.
В душе
русского народа
есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в
русской равнине.
Поэтому
русскому народу трудно
было овладеть этими огромными пространствами и оформить их.
У
русского народа
была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы.
Русский народ не
был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он
был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности.
Но никогда
русское царство не
было буржуазным.
В
русской истории
есть уже пять периодов, которые дают разные образы.
Московский период
был самым плохим периодом в
русской истории, самым душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу, и по недоразумению его идеализировали свободолюбивые славянофилы.
Лучше
был киевский период и период татарского ига, особенно для церкви, и, уж конечно,
был лучше и значительнее дуалистический, раскольничий петербургский период, в котором наиболее раскрылся творческий гений
русского народа.
Высказывалась мысль, что перевод Священного Писания Кириллом и Мефодием на славянский язык
был неблагоприятен для развития
русской умственной культуры, ибо произошел разрыв с греческим и латинским языком.
Не думаю, чтобы этим можно
было объяснить отсталость
русского просвещения, безмыслие и безмолвие допетровской России.
Русский народ
был подавлен огромной тратой сил, которой требовали размеры
русского государства.
Нужно
было овладеть
русскими пространствами и охранять их.
Русские мыслители XIX в., размышляя о судьбе и призвании России, постоянно указывали, что эта потенциальность, невыраженность, неактуализированность сил
русского народа и
есть залог его великого будущего.
История
русского народа одна из самых мучительных историй: борьба с татарскими нашествиями и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, насильственный характер петровской реформы, крепостное право, которое
было самой страшной язвой
русской жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность народной массы, которую держали в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения конфликтов и противоречий и ее насильственный и кровавый характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война.
Русский народ не только
был покорен власти, получившей религиозное освящение, но он также породил из своих недр Стеньку Разина, воспетого в народных песнях, и Пугачева.
Вместе с тем в
русской религиозности всегда
был силен эсхатологический элемент.
Эти разные начала
русской религиозности
будут сказываться и в мысли XX в.
Христианское призвание
русского народа
было искажено.
Казацкая вольница
была очень замечательным явлением в
русской истории, она наиболее обнаруживает полярность, противоречивость
русского народного характера.
Но вместе с тем казацкая вольница, в которой
было несколько слоев, представляла анархический элемент в
русской истории, в противовес государственному абсолютизму и деспотизму.
С него начинается глубокое раздвоение в
русской жизни и
русской истории, внутренняя расколотость, которая
будет продолжаться до
русской революции.
Его положение
было трагическим в невежественном
русском обществе.
Патриарх Никон не знал, что
русский церковный чин
был древнегреческий и потом у греков изменился.
Но вместе с тем это
был величайший
русский писатель допетровской эпохи.
Обскурантское обрядоверие
было одним из полюсов
русской религиозной жизни, но на другом полюсе
было искание Божьей правды, странничество, эсхатологическая устремленность.
Тема раскола
была темой историософической, связанной с
русским мессианским призванием, темой о царстве.
В основу раскола легло сомнение в том, что
русское царство, Третий Рим,
есть истинное православное царство.
Так
было в народе, так
будет в
русской революционной интеллигенции XIX в., тоже раскольничьей, тоже уверенной, что злые силы овладели церковью и государством, тоже устремленной к граду Китежу, но при ином сознании, когда «нетовщина» распространилась на самые основы религиозной жизни.
Истинным царством должно
было бы
быть русское царство, но этого истинного царства больше нет на поверхности земли.
Раскол внушал
русскому народу ожидание антихриста, и он
будет видеть явление антихриста и в Петре Великом, и в Наполеоне, и во многих других образах.
Русская торговля и промышленность в XVII в.
были захвачены иностранцами, вначале особенно англичанами и голландцами.
Русскими чертами в нем
были — простота, грубость, нелюбовь к церемониям, условностям, этикету, своеобразный демократизм, любовь к правде и любовь к России.
Западные влияния, приведшие к замечательной
русской культуре XIX в., не
были благоприятны для народа.
Весь петровский период
русской истории
был борьбой Запада и Востока в
русской душе.
Империя не
была органической, и она легла тяжелым гнетом на
русскую жизнь.
Бецкий сказал о помещиках, что они говорят: «Не хочу, чтобы философами
были те, кто мне служить должны» [См.: А. Щапов. «Социально-педагогические условия умственного развития
русского народа».].
Лучшие
русские люди
были масонами.
Масон Новиков
был главным деятелем
русского просвещения XVIII в.
Моралистическое направление Новикова
было характерно для пробуждения
русской мысли.
Православие
было, конечно, более глубоким влиянием на души
русских людей, но в масонстве образовывались культурные души петровской эпохи и противопоставлялись деспотизму власти и обскурантизму.
Русские масоны всегда
были очень далеки от радикального иллюминатства Вейсгаупта.
В действительности большая часть
русских масонов
была монархистами и противниками французской революции.
Это
была эпоха мистических течений, масонских лож, интерконфессионального христианства, Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний, Отечественной войны, декабристов, Пушкина и развития
русской поэзии, эпоха
русского универсализма, который имел такое определяющее значение для
русской духовной культуры XIX в.
Интересна
была уже самая фигура
русского царя.
Романтический
русский царь
был вдохновителем Священного союза, который, по его идее, должен
был быть союзом народов на почве христианского универсализма.